Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как вы представляете себе модель развития лексического значения?




И Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)

 

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

«Московский государственный областной университет» (МГОУ)

 

Министерство образования Республики Беларусь

 

Учреждение образования «Витебский государственный университет

Имени Петра Мироновича Машерова» (ВГУ)

 

_________________________________________________________________________________

 

Глубокоуважаемые коллеги!

Сентября 2017 г.

 

состоится

 

XII Международная научная конференция,

посвященная 65-летию кафедры русского языка ВлГУ,

 

«ЯЗЫКОВЫЕ КАТЕГОРИИ И ЕДИНИЦЫ:

СИНТАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

 

В рамках конференции будет проходить

 

I Всероссийский научный семинар с международным участием для молодых ученых

 

«ЯЗЫК И МЕНТАЛЬНОСТЬ В ДИАХРОНИИ»

 

Основная проблематика конференции, предполагаемые секции и вопросы для обсуждения на семинаре – см. Приложение 1.

 

Рабочие языки конференции и семинара – русский, английский.

Всем участникам конференции и / или семинара будут вручены сертификаты.

Сборник статей / тезисов планируется издать к началу конференции в электронном и печатном видах (ISBN, РИНЦ). Материалы семинара будут опубликованы по итогам работы.

Возможно параллельное прохождение курсов повышения квалификации (КПК) с вручением документа установленного образца (стоимость при наборе группы – 1000 руб.).

Проезд, проживание и питание за счет командирующей стороны.

В случае получения гранта РГНФ возможно частичное возмещение расходов приглашенным российским участникам на проезд и проживание.

 

Предполагается культурная программа (пешеходная экскурсия по центру города, поездки к церкви Покрова на Нерли, в город-музей Суздаль, город Муром).

 

До 10 февраля 2017 года просим отправить по электронной почте

заявку на участие в конференции и / или семинаре, на прохождение КПК (см. Приложение 2);

статью или тезисы для сборника конференции(рекомендации к оформлению – см. Приложение 3).

Послеподтвержденияполучения заявки и статьи / тезисов – оплатить оргвзнос на публикацию материалов конференции удобным вам способом – почтовым переводом или переводом на карту Сбербанка (250 руб. за одну страницу, оформленную в соответствии с рекомендациями). Ксерокопию или скан квитанции / распечатки перевода просьба прислать по электронной почте.

Для зарубежных участников и заслуженных деятелей науки / заслуженных работников высшей школы Российской Федерации публикация бесплатна.

Адреса электронной почты:

· [email protected] (секретарь-координатор конференции, к.ф.н. Рыкин Евгений Юрьевич)

· [email protected] (зав. кабинетом кафедры русского языка, Пилипенко Наталья Викторовна)

· [email protected] (отв. секретарь сборника материалов конференции, доц. Богрова Ксения Михайловна),

· [email protected]. (зав. кафедрой, проф. Пименова Марина Васильевна).

 

Адрес для почтового перевода:

600014, г. Владимир, ул. Луговая, д. 20, кв. 18, Рыкину Евгению Юрьевичу.

Карточка сбербанка: 639 002 109 002 755 686 (действует до 11 / 2019).

Телефоны для справок: раб. 8(4922) 32-35-35 (кафедра русского языка Педагогического института ВлГУ);

моб. 8(904)6555599 (Рыкин Евгений Юрьевич);

моб. 8(903)8327093 (Пилипенко Наталья Викторовна);

моб. 8(905)0579823 (Богрова Ксения Михайловна);

дом. 8(4922)53-32-17 и моб. 8(960)7302543 (Пименова Марина Васильевна).

Будем рады Вашему участию! Оргкомитет


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Основная проблематика конференции

(круг вопросов может быть расширен в рамках темы конференции)

· Разграничение синтагматического и парадигматического аспектов (в целом и применительно к отдельным языковым фактам).

· Взаимодействие синтагматики и парадигматики как фактор диахронии и синхронии и в этом плане особенности языковых единиц аналитического типа.

· Соотношение и взаимодействие формы и значения в синтагматике.

· Единство синтагматического и парадигматического анализа как метод.

· Уровни синтагматического анализа: синтагматика значений, синтагматика форм.

· Отношение «слово – словоформа – грамматическая форма» в морфологии и синтаксисе.

· Эволюция выражения оценочного значения и теории смысла.

· Семантический синкретизм как отражение асимметрии языкового знака и особая языковая категория.

· Синтагматика скрытых категорий.

Предполагаемые секции конференции

 

1. Вопросы изучения грамматики: язык и ментальность.

2. Вопросы изучения текста: язык и ментальность.

3. Вопросы изучения лексикологии / фразеологии: язык и ментальность.

Вопросы для обсуждения на семинаре («домашнее задание»)

Источники и методы изучения взаимоотношения языка и ментальности в диахронии.

а) Бóльшая часть современных диахронических работ опирается на материал, извлеченный из исторических словарей и картотек (а не из первоисточников, не из средневековых текстов). Не приводит ли это нас к ситуации, когда вместо средневековой ментальности изучается логика ученых-лексикографов XIX-XXI вв. (?)

б)Какие методы изучения исторической семантики слова вы используете / можете предложить?

В таблице представлены основные концептуальные формы русской ментальности (В.В. Колесов) и их отражение в языке. Подтверждает ли ваш материал подобные изменения? Или вы наблюдали иные закономерности развития?

XI-XIV вв. XV-XVII вв. XVIII –XXI вв.
Ментализация Идеация Идентификация
Синкретизм, слово-синкрета (этимон), расширение формы и конкретизация смысла (устойчивые единицы – синкретемы), синкретсемия Расчленение синкретизма: производные единицы Синкретизм на новом уровне развития языка
Отношения манифестации (возникновение письменности) и синтагматические отношения (текст) Эпидигматические (ассоциативно-деривационные) отношения Парадигматические отношения
Метонимия – объем понятия Метафора – содержание понятия Гипероним – объем + содержание понятия
Эквиполентные оппозиции: правый – левый Градуальные оппозиции: стадособраниесобор (Е.Премудрый) Маркированные привативные оппозиции: хороший - плохой

Как вы представляете себе модель развития лексического значения?

 

Априорно модель представлена, как правило, следующим образом: от простого к сложному (от абстрактного к конкретному, от прямого к переносному). Учитывает ли подобная модель особенности древней ментальности (синкретизм абстрактного мышления и чувственного восприятия)? Как в этом случае ее можно представить?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...