политический партия общественный движение
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Типология общественно-политических движений
Критериями для выделения общественно-политических движений являются: их социальные корни, политическое сознание, методы политической борьбы, способы организации. ) Социальные корни движения - это те группы, которые доминируют в руководящих органах. В составе любого общественно-политического движения можно выделить организующие группы и организуемые. Социальные корни характеризуют сущность движения и показывают направленность его деятельности. По данному критерию можно выделить: · рабочие, · крестьянские, · предпринимательские, · студенческие и др. движения. ) Политическое сознание участников определяет выделение следующих типов движений: · абсолютизирующих индивидуальные права и свободы каждого индивида (движения хиппи, панков, анархистов); · формирующих ориентацию на общенациональные или общегосударственные идеи (патриотическое, национально-освободительное движения); · абсолютизирующих политическое самосознание конкретного класса или социальной группы (движения крестьян, рабочих, предпринимателей). ) Способы и методы политической борьбы определяют выделение таких движений: · Радикально-реакционные - готовы использовать любые методы государственной власти в интересах национальных элит. · Консервативные - используют традиционные способы и методы реализации государственной власти в интересах правящих элит. · Либеральные - выступают за самообновление государственной власти посредством свободной конкуренции альтернативных элит за власть. · Демократические организуют давление на государственную власть снизу в интересах широких масс.
· Революционные готовят массы к давлению и к ликвидации структур государственной власти в их интересах. · Леворадикальные ориентируются на любые акты протеста, насилия во имя немедленной реализации абстрактных интересов масс. ) Способ организации движения обусловливает выделение следующих типов: · стихийное - отсутствует единый центр; · организованное при наличии организационного центра, оппозиционного власти; · организованное сверху по инициативе властей. Развитие движения определяется способностью руководства согласовывать интересы социальных корней с общенациональным интересом развития экономики, повышением уровня и качества жизни, реализацией естественных прав человека. Если движение отвечает этим требованиям, оно последовательно проходит следующие стадии развития: · экономическую - борьба за повышение стоимости рабочей силы конкретных групп участников; · политическую - давление на государственную власть; · классовую - завоевание политической власти, организация своего политического и экономического доминирования; · освободительную или общенародную - сплоченность участников в рамках всего общества для реализации общезначимых целей; · международную - координация действий участников в системе международных отношений. Современные общественно-политические движения включают в себя следующие формы: § Традиционные движения организуемые профсоюзами совместно с политическими партиями (защита социально-экономических интересов - повышение уровня оплаты труда, снижения налогового бремени и т.д.). § Движения защиты естественных прав человека - охрана окружающей среды, материнства и детства, социальной помощи пожилым и инвалидам, защита прав десидентов, заключенных и т.д. § Альтернативные движения гражданских инициатив в защиту специфических интересов граждан на какой-то отдельной территории политическими средствами. Например, движение защиты интересов сексуальных меньшинств или локальные движения граждан, направленные на решение каких-либо местных вопросов.
Общественно-политические движения, в зависимости от их связи с политической системой, могут быть институционализированными (формальными) и неинституционализированными (неформальными). Первые, если можно так сказать, признаны политической системой в качестве ее составного элемента и функционируют в соответствии с комплексом формальных правил. Вторые возникают и действуют вне системы, по правилам, не предписанным ею. Появление современных общественно-политических движений обусловлено ростом образования, квалификации и общей культуры граждан и осознанием необходимости личного участия в политике в целях гармонизации личных, профессиональных, местных, национальных и общечеловеческих ценностей. Это способствует формированию свободного человека как субъекта политики, что создает гарантии реализации его естественных и гражданских прав, а также стабильности и развития общества. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Между политическими партиями и общественно-политическими движениями существуют различия. Во-первых, в последние годы, а может быть, и в последние десятилетия, политические партии все больше теряют свой авторитет среди широких народных масс и особенно среди молодежи. Людям подчас надоедает славословие и политические игры партийных лидеров, которые часто используют доверие рядовых членов партий в своих личных интересах - любой ценой пробиться к власти. Это видят люди со стороны и не хотят вступать в ту или иную партию, не хотят быть разменной монетой в политических играх. Кроме того, членство в политической партии обязывает к дисциплине, требует голосовать на выборах только за кандидата своей партии. Людям, и в первую очередь молодежи, больше по душе широкая демократия общественных организаций, их подлинная самоуправляемость. Человек может свободно переходить из одной организации в другую, участвовать в любом массовом движении, не связывая себе руки ни с одним из них. Во-вторых, массовые общественные движения привлекают в свои ряды многочисленных сторонников тем, что не придерживаются строго в своей деятельности какой-либо идеологической концепции. Идеология - удел политической партии. А народ часто не видит проку ни в одной идеологии. Их главным содержанием являются политические проблемы, вопросы власти, а не материальные интересы простых людей, их повседневные нужды.
Для массовых движений характерно сегодня стремление выйти за рамки существующих идеологических систем, по-новому осмыслить реалии современного мира, выдвинуть альтернативные идеи и концепции, адекватно отражающие жизненные проблемы современности. Искать альтернативу путям развития современной цивилизации заставляет сама нынешняя действительность, которая по оценке многих видных ученых - и обществоведов и естествоиспытателей - ведет все больше в тупик, к общечеловеческой катастрофе: термоядерной, экологической, продовольственной. Осознание этого расширяет круг участников альтернативных движений. В-третьих, возрастание интереса широких народных масс к общественным движениям обуславливается и тем, что эти движения быстрее схватывают новизну социальной обстановки, быстрее откликаются на изменение ситуации, полнее учитывают в своих требованиях повседневные, сиюминутные нужды народа. Политические партии в определенной мере связаны партийной идеологией, которая не может быстро меняться, она сохраняет устойчивость в течение относительно длительного периода времени. Так же возможны различные варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями: Общественно-политические движения могут существовать самостоятельно, не вступая в какие-либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, не удовлетворены деятельностью партий (потому что партии не выражают их интересы, а также не способны найти общий язык с участниками движений и привлечь их на свою сторону). Многие участники движений вообще не хотят связывать себя партийностью.
Некоторые движения создаются по инициативе отдельных партий или их блока. Это происходит в том случае, когда партиям удается вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных. Партии могут брать движения под контроль, руководить ими (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы). Добившись успеха в решении поставленных задач, политические движения обычно прекращают свое существование (так произошло, например, с движением против размещения крылатых ракет в Европе и др.). В соответствии с федеральным законом "О политических партиях", общероссийские общественные движения (равно как и общероссийские общественные организации) могут преобразовываться в политические партии, что является одним из двух предусмотренных законом форм создания политических партий. В этом случае съезд общероссийского общественного движения принимает решения о преобразовании данного общероссийского общественного движения в политическую партию, о преобразовании его региональных подразделений в субъектах Российской Федерации в региональные отделения политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии её программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. Новая политическая партия считается созданной со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Вместе с тем, после вступления в силу в 2001 году Федерального закона "О политических партиях", имел место обратный процесс: политические партии, не соответствовавшие жёстким требованиям данного закона (в частности, по количеству членов и региональных отделений) часто преобразовывались в общероссийские общественные движения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. http://kulturoznanie.ru/politology/obshhestvenno-politicheskie-dvizheniya . http://politologiya.110mb.com/lection11.php . http://ru.wikipedia.org/wiki/Общественное_движение_(право) 4. Ашкеров А.Ю., Бударагин М.А.(и др.); под. ред. Заславского С.Е. Основы теории политических партий: Учебное пособие - М.: "Европа", 2007.12-29 с., С. 57-65 с. . Власов В. И., Власова Г. Б. История политических и правовых учений. - Ростов - на - Дону: Феникс 2002. - 192 с. . Гаджиев К. С. Политическая наука. М., 1994. 143-146 с. . Голосов Г.В. Сравнительная политология /Г.В. Голосов. - Новосибирск: изд-во НГУ, 2002 - 151 - 216 с.. . Дорофеев В.И. Основы политологии /В.И. Дорофеев, В.А. Родионов. - М.: изд-во СГУ, 2003. 305- 311с.
. Зотова З.М. 100 лет российской многопартийности. М.: РЦОИТ, 2006. 39 с. . Зотова З.М. Политические партии и избирательный процесс. М., 2002. 10 с. . ИДЕОЛОГИЯ ЛДПР. - М.: Издание Либерально-демократической партии России. 2010 г. - 6-20 с. . Комаровский В. С. Политология: учебник - Москва: издательство РАГС, 2004. 156 с. . Малов Ю. К. Введение в теорию политических партий: Обзор идей и концепций. М.: Русский Мир, 2005. 71-72 с. . Матвеев Р. Ф. Теоретическая и практическая политология. М.: РОССПЭН, 1993. 107 с. . Мухаев Р. Т. Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2010. 297-299 с. . О политических партиях [Текст]. ФЗ от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ ст.1. п. 1 и п. 4, ст.3 . Об общественных объединениях[Текст]. ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ ст.9, ст.12, ст.27. . Панарин А. С. Политология. - М.: Проспект, 2000. - 440 с. . Решетнев С.А. К вопросу о классификации политических партий России /С.А. Решетнев// Коммерсант власть. - 2006. - № 3. 12-14 с. . Романовский Н.Б. Политические партии и партийные системы//Политология и современный политический процесс. М., 1990. 90 с. . Социология власти: журнал, 2011. 71-73 с. . Холодковский К.Г. Политические партии России // Гражданское общество в России: Структуры и Сознание. М: Наука, 1998. 175-178 с. . Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юрист, 1997. 104 с. . Шмачкова Т. В. Мир политических партий // ПОЛИС. 1992.№ 1-2 . Юдин Ю. А. Политические партии и право в современном государстве. М.: Форум - Инфа - М, 1998. 37-46 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|