Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Признаки либерального правового государства




ГЛАВА Х

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Формирование идеи правового государства

Любое государство, как уже было отмечено ранее, опосредуется правом, «живет» правом, является важной гранью бытия права. По­этому идею правового государства невозможно свести просто к пред­ставлению о государстве, в котором имеется в наличии право. Сам термин «правовое государство» в этом случае являлся бы плеоназ­мом, т. е. избыточным термином, так как при таком подходе невоз­можно утверждение о существовании «неправовых» государств.

Концепция правового государства — феномен идеологический, ибо опирается на специфическое ценностное представление о самом праве. При этом надо отметить, что данная концепция — не просто теоретическое построение, а определенный итог развития западно­европейской культуры, итог, предопределенный самыми разными обстоятель ств ам и.

Выше уже упоминалось о том, что западная культура покоится на представлении о естественных и неотчуждаемых правах каж­дого человека и общественном договоре как идеологической основе любого «нормального» государства. В рамках такого либерального мировоззрения право ассоциируется с личной свободой, с автономной (самостоятельной и ни от кого не зависящей) и юридически равной с другими личностью, с незыблемостью ее священного права на частную собственность и частную жизнь.

Индивид оказывается тем центром, вокруг которого «враща­ются» общество и государство. При этом предполагается, что любые

 

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

действия государства могут совершаться только с одобрения каждого и должны быть направлены прежде всего на защиту частных инте­ресов членов общества. Такое общество, в котором каждый может беспрепятственно реализовать свои прирожденные права и свобо­ды, называется гражданским обществом. Последнее пришло на смену обществу феодальному, т. е. сословному, негражданскому обществу подданных. Гражданское общество естественной формой своего существования предполагает демократию, предоставляющую всем равные юридические возможности участия в политической жизни государства. Гражданское общество, демократия и правовое государство оказываются синонимами индивидуалистического об­щества, организованного на правовых началах. При этом, однако, идеологически (следовательно, и аксиологически) гражданское об­щество как общество свободных и независимых собственников про­тивопоставляется государству. Своего главного врага теоретики ли­берализма видят не в отдельных представителях самого гражданского общества и не в возможной внешней угрозе, а в публичной власти собственного государства, которое, обладая монополией на органи­зованное принуждение, может потенциально посягать на ценностно-приоритетные индивидуальные права и свободы граждан. Поэтому либеральная концепция правового государства предполагает такую организацию государственной власти, которая подчинена праву, понятому как осуществление верховенства прав и свобод чело­века и гражданина. Из этих предпосылок вытекают и основные признаки правового государства.

Иную, не индивидуалистическую, а религиозно-персонали-стическую трактовку прав человека и соборно-коммуникатив-ное обоснование гражданского общества можно найти в русской философии права. Например, Н. А. Бердяев, называвший либерализм «поверхностным движением» за отсутствие в нем духовного, онто­логического обоснования духовной свободы человеческой личности, полагал, что «неотъемлемые и священные свободы и права человека обоснованы в Церкви Христовой, признающей бесконечную природу человеческого духа и защищающей его от неограниченных посяга­тельств внешнего государства и общества». И. А. Бердяев, вслед за многими другими мыслителями, подчеркивает антиисторический характер либеральной доктрины естественного права, которое, считаясь


Глава X. Политико-правовая идеология правового государства

совершенным, противопоставляется несовершенному исторически существующему праву. По мнению философа, концепция неотъем­лемых и священных прав человека как естественных, прирожденных основана на идеализации «естественного человека», «естественного состояния», которого никогда не было в истории. Неотъемлемые и священные права, подчеркивает Н. А. Бердяев, человек имеет не как «естественное» существо, а как существо духовное, обладающее возрожденной божественной благодатью природой. Следовательно, глубокого, онтологического, а не поверхностно-либерального обо­снования прав человека следует искать не в «естестве» человека, а в Церкви Христовой: «Бесконечное право человеческой души есть не "естественное", а "историческое" право христианского мира».'

С. Л. Франк видит ложность характерной для либерализма индивидуалистической, или «атомистической», теории общества в том, что общество понимается в ней как простая совокупность онтологически обособленных друг от друга индивидов, для которых сотрудничество есть средство удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей. Казалось бы, противоположная либе­ральной социалистическая концепция общества на самом деле также исходит из индивидуалистического, атомистического, пред­ставления о природе гражданского общества, требуя, однако, абсо­лютного «обобществления», коллективизации жизни, т. е. устра­нения гражданского общества. Она требует его устранения именно потому, что не усматривает в нем подлинного общественного един­ства, а видит лишь механический агрегат единичных, своекорыстных, взаимно антагонистических сил, искажающих подлинную цель об­щества.

В политико-правовом учении С. Л. Франка гражданское обще­ство предстает как самоорганизующееся общество, как коммуни­кативная структура. Гражданское общество — это «общественное единство, спонтанно слагающееся из вольного сотрудничества, из свободного соглашения воль отдельных членов общества».

По мнению С. Л. Франка, «индивиды суть не атомы, случайно сталкиваю­щиеся между собой и имеющие свое подлинное бытие только в замкнутой сфере самих себя, а подлинные члены органического целого, как бы искони, по самой

' Бердяев Н. А. Философия неравенства // Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991. С. 122-123;131-132.


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

своей онтологической природе, предназначенные к единству в форме свободного взаимодействия и взаимосближения (выделено нами.— Акт.)». Из такого по­нимания гражданского общества вытекает и смысл его существования: «оно есть не внешнее средство для удовлетворения интересов отдельных людей, а именно необходимая форма общественного сотрудничества, форма служения (выделено нами. — Авт.), осуществления объективной правды через вольное взаимодействие отдельных членов общественного целого». Следовательно, индивидуальная сво­бода есть не цель общественной жизни, не прирожденное и первичное право субъекта, а его общественная обязанность, которая имеет не самодовлеющую, а функциональную ценность: как и всякое субъективное право оно обусловлено и оправдано началом служения. Не интерес и право личности, а «интересы служения правде требуют, в силу функционального значения личной свободы, расчленения общества на отдельные, защищенные правом центры свободной активности и обес­печения каждому из них надлежащей сферы свободы». «Из природы общества как органического многоединства, из необходимого сочетания в духовной жизни, ле­жащей в основе общества, начал солидарности и свободы следует необходимость расчленения общества на отдельных субъектов прав, связанных между собой через свободное соглашение воль»,2

Таким образом, в теоретических построениях С. Л. Франка (и это характерно вообще для русской политико-правовой мысли) гражданское общество мыслится как общество, основанное прежде всего на духовной коммуникации. Именно приверженность одним и тем же духовным ценностям дает возможность членам такого об­щества не просто существовать в качестве обособленных социальных атомов, озабоченных исключительно собственной выгодой реализа­ции принадлежащих им прав, но выступать ответственными субъек­тами публичных отношений по поводу общих целей и задач. Такое коммуникативное сообщество в указанном смысле противостоит организованному на формально-правовых началах «классическому» гражданскому обществу.

Признаки либерального правового государства

Концепция правового государства, как уже было отмечено выше, является на Западе не просто теоретической конструкцией, но и реаль­ным итогом развития западного общества, воплощенным в политиче­ских и правовых институтах, процессах и процедурах, характеризующих

2 Франк С. Л. Духовные основы общества: Введение в социальную филосо­фию// Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991. С.426-427.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...