Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава X. Политико-правовая идеология правового государства




определенный тип правовой культуры. В этом смысле правовое го­сударство как данность определяет и присущие ему отличительные признаки. Но в теории права представлены различные взгляды на идею правового государства, отражающие в той или иной степени особенности правовой идеологии и правовой психологии каждого общества.

Например, российское посттравматическое правосознание по­следнего десятилетия XX в. характеризуется завышенными требо­ваниями к правовому государству, имеет место мифологизация его образа. В силу специфики российского правового менталитета сама концепция новой модели государственности может получить социальное признание лишь при условии придания такому государ­ству универсальных социальных качеств и сакрального значения. Выполняя компенсаторную (замещающую) функцию, правовое го­сударство воспринимается при этом как социальный идеал, неведомый и таинственный «Китеж-град», отыскание которого разом решит все социальные проблемы и придаст смысл жизни общественному це­лому. Соответственно и в правоведении с построением правового государства ученые связывают жизнь и смерть российского народа. В западном обществе, наоборот, тенденция к идеализации правового государства сходит на нет, поэтому и в теории оно все чаще понима­ется прагматически, т. е. в инструментальном и формально-юриди­ческом смысле.

Так, немецкие государствоведы, авторы многотомного иссле­дования государственного права Германии, полагают, что «с научной точки зрения решающее значение для понимания правового госу­дарства имеют формы, которые придают ему общая концепция кон­ституции и ее отдельные нормы, разумеется, с учетом конституци­онных традиций». По их мнению, «правовым в формальном смысле является такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возме­щение ущерба, нанесенного им публичными учреждениями... Ре­шающим для данного понятия является то, что оно подчеркивает подчиненность государственной и общественной жизни типичным элементам, характерным для права (законодательные основы принятия


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

решении, распределение компетенции между органами власти, про­цессуальные нормы). Правовое государство остается чисто формальным, если его существо исчерпывается поддержанием этих юридическо-технических элементов, а содержание законодательного процесса не ориентируется на более высокие идеалы нормотворчества (выделено нами. — Авт.)»}

Приводимые ниже принципы правового государства отражают не столько специфику какой-либо авторской концепции такого госу­дарства, сколько реальную практику его идеологического (ценност­ного) понимания и воплощения в жизни западного общества в соот­ветствии с идеями классического либерализма, сформулированными еще в XVII-XVIII вв.

1. Верховенство естественных и неотчуждаемых прав и сво­бод человека и гражданина. Принято считать, что истоки теории прав и свобод человека были представлены уже в правовой мысли в античной Греции (софисты, стоики, эпикурейцы). Теория прав и свобод индивида, являющаяся основой современной концепции правового государства, сложилась в XVII-XVIII вв. в рамках либеральной тра­диции правопонимания, представителями которой в Англии были Д. Локк, Д. Мильтон, Д. Лильберн, на европейском континенте— Г. Гроций, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье, И. Кант.

Международно-правовое признание права и свободы человека получили уже в XX в. прежде всего в таких актах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о граж­данских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и др. Принцип верховенства прав и свобод человека нашел свое отражение и в ныне действующей российской Конституции, статья 2 которой гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражда­нина — обязанность государства». Глава 2 Конституции РФ конкре­тизирует права и свободы российских граждан, иностранцев, а также лиц без гражданства.

Современный набор прав и свобод человека и гражданина, имеющих международное признание, позволяет различать личные

3 Ахтенберг Н., Бадура П. и др. Государственное право Германии. Т. 1.)Ц., 1994. С. 58-59.


Глава X. Политико-правовая идеология правового государства

(гражданские), политические, социальные, экономические, куль­турные, экологические и информационные права.

Права человека относятся ко всем физическим лицам без ис­ключения в силу факта их принадлежности к человеческому роду.

Права гражданина относятся только к лицам, имеющим граж­данство соответствующего государства.

Под свободами следует понимать так называемые негативные права, т. е. права, основанные на требовании невмешательства в определенную сферу жизнедеятельности человека. Например, свобода слова означает также право человека говорить то, что он хочет, и право па невмешательство в этот процесс со стороны третьих лиц. Если права и свободы призваны обеспечить различные интересы — не только личной свободы, но и, например, безопасности, социаль­ного благополучия, — то они уже не вписываются в классическую концепцию либерального правового государства, призванного гаран­тировать лишь свободу индивида (см. ниже).

Действительно, большинство современных правовых госу­дарств не ограничивается признанием лишь негативных (гражданских, личных) прав и свобод, а утверждает также права позитивные. Такие права для своей реализации требуют позитивных действий со сто­роны самого государства. К ним относятся политические, социально-экономические, культурные и иные права. Например, для того чтобы реализовать политическое право избрания представителей народа в органы государства, необходимо чтобы государство организовало эти выборы, зарегистрировало кандидатов, составило избирательные списки и т. д.; для того чтобы гражданин мог получать пенсию по старости, необходимо, чтобы было принято решение о назначении ему пенсии в определенном размере.

Ввиду того, что права и свободы человека и гражданина не даются сразу от природы, они проходят определенный период становления. Известно несколько этапов становления прав и свобод человека и гражданина, последовательно закреплявшихся в законодательстве западноевропейских государств. На первом этапе получили законо­дательное закрепление права личные; на втором — политические права; на третьем этапе — права социальные, экономические и культурные. В настоящее время имеет место четвертый этап формиро­вания прав человека, таких, как экологические и информационные.


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

Так, в последние годы активно обсуждается возможность призна­ния в качестве неотъемлемого коллективного и личного права — пра­ва на коммуникацию. В документах международного движения «Права на коммуникацию в Информационном обществе» право на коммуникацию рассматривается как всеобщее право человека, лежащее в основе всех прав и служащее обеспечению всех остальных прав.

При развитии информационного общества это право должно расширяться и усиливаться на благо всех: «Все люди уполномочены на участие в коммуникации и в принятии решений, касающихся коммуникаций в пределах обществ и между ними. Демократизация коммуникации является прежде всего вопросом граждан­ственности и социальной справедливости. Она с4юрмулирована в праве человека на информацию и коммуникацию. Другими словами, она является неотъемлемой частью демократической жизни самого общества, жизнеспособность которого за­висит оттого, будут ли у него надлежащим образом проинформированные и участ­вующие в обсуждении граждане, способные принимать участие и нести совмест­ную ответственность за принятие решений по вопросам, касающимся всего общества. Развитие Информационного общества позволяет увидеть и сделать ре­альными события для всех нас: для малых групп, для независимых СМИ, для ту­земных народов и меньшинств, а также для женщин, оно оказывает влияние на социальные изменения в каждом сообществе и в каждой стране, оно определяет способ и предмет действия для всех, кто работает в настоящее время с целью со­здания другого возможного мира. Если мы хотим провозгласить справедливое и свободное глобальное общество, приоритетом которого являются люди, а не доходы, а также симфония гуманизма, а не оглушающее доминирование корпоративной монокультуры, мы должны потребовать ПРАВА ПА КОММУНИКАЦИЮ В ИН­ФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ. Во всем мире люди стремятся воспринять новые технологии для того, чтобы создать глобальные сообщества, поделиться друг с другом знаниями и усилить голоса всех людей, несмотря на то, что многонацио­нальные конгломераты СМИ, мощь которых все возрастает, (форсируют тенденцию к корпоративной глобализации, насильственно подавляя несогласных и искусст­венно создавая консенсус,

В то время, как эти гигантские корпорации превращают информацию в то­вар, коммерциализируют общее пространство и колонизируют ментальную и куль­турную среду бледными и направленными против общества новостями, МЫ ис­пользуем инструменты СМИ, радиовещания и связи для организации политической акции, усиления гражданственности и защиты и прославления культурного и ин­теллектуального разнообразия».

Приведенная классификация прав и свобод человека и гражда­нина не совсем совпадает с классификацией тех же прав и свобод, построенной на основании последовательности их закрепления в международно-правовых актах. В этом случае к первому поколению


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...