Глава X. Политико-правовая идеология правового государства
определенный тип правовой культуры. В этом смысле правовое государство как данность определяет и присущие ему отличительные признаки. Но в теории права представлены различные взгляды на идею правового государства, отражающие в той или иной степени особенности правовой идеологии и правовой психологии каждого общества. Например, российское посттравматическое правосознание последнего десятилетия XX в. характеризуется завышенными требованиями к правовому государству, имеет место мифологизация его образа. В силу специфики российского правового менталитета сама концепция новой модели государственности может получить социальное признание лишь при условии придания такому государству универсальных социальных качеств и сакрального значения. Выполняя компенсаторную (замещающую) функцию, правовое государство воспринимается при этом как социальный идеал, неведомый и таинственный «Китеж-град», отыскание которого разом решит все социальные проблемы и придаст смысл жизни общественному целому. Соответственно и в правоведении с построением правового государства ученые связывают жизнь и смерть российского народа. В западном обществе, наоборот, тенденция к идеализации правового государства сходит на нет, поэтому и в теории оно все чаще понимается прагматически, т. е. в инструментальном и формально-юридическом смысле. Так, немецкие государствоведы, авторы многотомного исследования государственного права Германии, полагают, что «с научной точки зрения решающее значение для понимания правового государства имеют формы, которые придают ему общая концепция конституции и ее отдельные нормы, разумеется, с учетом конституционных традиций». По их мнению, «правовым в формальном смысле является такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичными учреждениями... Решающим для данного понятия является то, что оно подчеркивает подчиненность государственной и общественной жизни типичным элементам, характерным для права (законодательные основы принятия
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Учебник решении, распределение компетенции между органами власти, процессуальные нормы). Правовое государство остается чисто формальным, если его существо исчерпывается поддержанием этих юридическо-технических элементов, а содержание законодательного процесса не ориентируется на более высокие идеалы нормотворчества (выделено нами. — Авт.)»} Приводимые ниже принципы правового государства отражают не столько специфику какой-либо авторской концепции такого государства, сколько реальную практику его идеологического (ценностного) понимания и воплощения в жизни западного общества в соответствии с идеями классического либерализма, сформулированными еще в XVII-XVIII вв. 1. Верховенство естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина. Принято считать, что истоки теории прав и свобод человека были представлены уже в правовой мысли в античной Греции (софисты, стоики, эпикурейцы). Теория прав и свобод индивида, являющаяся основой современной концепции правового государства, сложилась в XVII-XVIII вв. в рамках либеральной традиции правопонимания, представителями которой в Англии были Д. Локк, Д. Мильтон, Д. Лильберн, на европейском континенте— Г. Гроций, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье, И. Кант. Международно-правовое признание права и свободы человека получили уже в XX в. прежде всего в таких актах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и др. Принцип верховенства прав и свобод человека нашел свое отражение и в ныне действующей российской Конституции, статья 2 которой гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Глава 2 Конституции РФ конкретизирует права и свободы российских граждан, иностранцев, а также лиц без гражданства.
Современный набор прав и свобод человека и гражданина, имеющих международное признание, позволяет различать личные 3 Ахтенберг Н., Бадура П. и др. Государственное право Германии. Т. 1.)Ц., 1994. С. 58-59. Глава X. Политико-правовая идеология правового государства (гражданские), политические, социальные, экономические, культурные, экологические и информационные права. Права человека относятся ко всем физическим лицам без исключения в силу факта их принадлежности к человеческому роду. Права гражданина относятся только к лицам, имеющим гражданство соответствующего государства. Под свободами следует понимать так называемые негативные права, т. е. права, основанные на требовании невмешательства в определенную сферу жизнедеятельности человека. Например, свобода слова означает также право человека говорить то, что он хочет, и право па невмешательство в этот процесс со стороны третьих лиц. Если права и свободы призваны обеспечить различные интересы — не только личной свободы, но и, например, безопасности, социального благополучия, — то они уже не вписываются в классическую концепцию либерального правового государства, призванного гарантировать лишь свободу индивида (см. ниже). Действительно, большинство современных правовых государств не ограничивается признанием лишь негативных (гражданских, личных) прав и свобод, а утверждает также права позитивные. Такие права для своей реализации требуют позитивных действий со стороны самого государства. К ним относятся политические, социально-экономические, культурные и иные права. Например, для того чтобы реализовать политическое право избрания представителей народа в органы государства, необходимо чтобы государство организовало эти выборы, зарегистрировало кандидатов, составило избирательные списки и т. д.; для того чтобы гражданин мог получать пенсию по старости, необходимо, чтобы было принято решение о назначении ему пенсии в определенном размере.
Ввиду того, что права и свободы человека и гражданина не даются сразу от природы, они проходят определенный период становления. Известно несколько этапов становления прав и свобод человека и гражданина, последовательно закреплявшихся в законодательстве западноевропейских государств. На первом этапе получили законодательное закрепление права личные; на втором — политические права; на третьем этапе — права социальные, экономические и культурные. В настоящее время имеет место четвертый этап формирования прав человека, таких, как экологические и информационные. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Учебник Так, в последние годы активно обсуждается возможность признания в качестве неотъемлемого коллективного и личного права — права на коммуникацию. В документах международного движения «Права на коммуникацию в Информационном обществе» право на коммуникацию рассматривается как всеобщее право человека, лежащее в основе всех прав и служащее обеспечению всех остальных прав. При развитии информационного общества это право должно расширяться и усиливаться на благо всех: «Все люди уполномочены на участие в коммуникации и в принятии решений, касающихся коммуникаций в пределах обществ и между ними. Демократизация коммуникации является прежде всего вопросом гражданственности и социальной справедливости. Она с4юрмулирована в праве человека на информацию и коммуникацию. Другими словами, она является неотъемлемой частью демократической жизни самого общества, жизнеспособность которого зависит оттого, будут ли у него надлежащим образом проинформированные и участвующие в обсуждении граждане, способные принимать участие и нести совместную ответственность за принятие решений по вопросам, касающимся всего общества. Развитие Информационного общества позволяет увидеть и сделать реальными события для всех нас: для малых групп, для независимых СМИ, для туземных народов и меньшинств, а также для женщин, оно оказывает влияние на социальные изменения в каждом сообществе и в каждой стране, оно определяет способ и предмет действия для всех, кто работает в настоящее время с целью создания другого возможного мира. Если мы хотим провозгласить справедливое и свободное глобальное общество, приоритетом которого являются люди, а не доходы, а также симфония гуманизма, а не оглушающее доминирование корпоративной монокультуры, мы должны потребовать ПРАВА ПА КОММУНИКАЦИЮ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ. Во всем мире люди стремятся воспринять новые технологии для того, чтобы создать глобальные сообщества, поделиться друг с другом знаниями и усилить голоса всех людей, несмотря на то, что многонациональные конгломераты СМИ, мощь которых все возрастает, (форсируют тенденцию к корпоративной глобализации, насильственно подавляя несогласных и искусственно создавая консенсус,
В то время, как эти гигантские корпорации превращают информацию в товар, коммерциализируют общее пространство и колонизируют ментальную и культурную среду бледными и направленными против общества новостями, МЫ используем инструменты СМИ, радиовещания и связи для организации политической акции, усиления гражданственности и защиты и прославления культурного и интеллектуального разнообразия». Приведенная классификация прав и свобод человека и гражданина не совсем совпадает с классификацией тех же прав и свобод, построенной на основании последовательности их закрепления в международно-правовых актах. В этом случае к первому поколению
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|