Понятие социологического исследования.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ По содержанию деятельности различают типы социальных процессов Приспособление проявляется всегда там, где индивид или группа оказывается в новой среде. Приспособление включает: терпимость - проявление взаимной терпимости к системам ценностей и образцам поведения друг друга, признавая их равноценность; аккомодацию - взаимные уступки, признание и принятие основных ценностей новой ситуации при одновременном признании новой средой некоторых ценностей нового индивида; ассимиляцию - полное приспособление, основанное на отказе от прежних образцов и ценностей и полном принятии новых. С отрудничество основывается на согласованной деятельности в достижении общей цели. Смысл сотрудничества – обоюдная польза, оно возможно на основе взаимного приспособления, отказа от некоторых собственных ценностей. Соперничество - противоположные стремления к получению предметов или достижению целей, существующих в недостаточном количестве. Оно возникает на почве противоположности интересов или стремления к удовлетворению одинаковых интересов при помощи средств, которыми другие группы или индивиды желают удовлетворить собственные интересы. Конфликт - столкновение интересов различных социальных групп, сообществ людей и отдельных индивидов. Дезорганизация - совокупность социальных процессов, приводящих к тому, что в рамках определенной общности действия, отклоняющиеся от нормы и оцениваемые негативно, превышают допустимую границу, угрожая установленному течению процессов коллективной жизни. Процессы социальной дезорганизации могут быть вызваны различными причинами: стихийными бедствиями, массовыми миграциями и перемещением больших масс населения, личностными факторами, резким ослаблением научного управления и т.д.
Социальные перемещения - изменения индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемых в социальной структуре. Эти изменения могут происходить в социально-классовом положении, социально-пространственном местопребывании, нахождении в том или ином трудовом коллективе или занимаемом месте. Различают вертикальные социальные перемещения (движение вверх и вниз в системе социальных позиций) и горизонтальные (передвижение на одном и том же социальном уровне). По характеру изменений, которые происходят в системе в целом в результате протекания процесса, различают: процессы функционирования, ведущие к воспроизводству основных характеристик социальной организации, при которых существенных качественных изменений системы не происходит; процессы развития; процессы деградации. По характеру функциональной направленности выделяются следующие группы процессов: базовые процессы - ориентированы на обеспечение главной цели и тесно с формированием и развитием ценностных, целевых ориентации членов коллектива; интегративно-обеспечивающие процессы - управление, коммуникационные и нормативные процессы; изменяюще -поддерживающие процессы - направлены на воспроизведение и изменение социального статуса организации и ее членов. По критерию масштабности следует различать глобальные и локальные социальные процессы. Глобальные процессы оказывают воздействие на все общество, локальные - вызывают определенные изменения в ограниченных масштабах. Глобальный процесс может складываться из отдельных локальных процессов. Причем отдельные локальные процессы могут иметь противоположную ему направленность. Понятие социологического исследования. Социологическое исследование - система логических последовательных методологических и организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные данные о изучаемом явлении.
Социологическое исследование включает в себя следующие этапы: 1. Подготовительный: на этом этапе происходит разработка программы исследования. 2. Основной: включает в себя проведение самого исследования. 3. Завершающий: идёт обработка, анализ данных, а так же формирование выводов. Виды исследований: 1. Разведывательное исследование: небольшое, наиболее простое исследование, имеющее небольшое количество респондентов и сжатый инструментарий. 2. Описательное исследование: более глубокий вид исследования с более большой общностью людей. Применяется машинная обработка. 3. Аналитическое исследование: самое сложное и глубокое исследование. Носит не только описательный характер, охватывает большое количество респондентов. Обычно рассматривает динамику явления. Цель- общая направленность социологического исследования, определяющая его характер и ориентацию (теоретическую или прикладную). Программа исследования должна чётко отвечать на вопрос: на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование? Если цели недостаточно ясны учёным и представителям организаций, которые обратились к ним с социальным заказом, то могут возникнуть разногласия по итогам исследования. В связи с этим важно, чтобы социологическое исследование имело комплексный характер, для чего в программе разрабатывается система основных и неосновных задач. Задачи- совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. Основные задачи соответствуют цели исследования. В теоретически ориентированном исследовании приоритет отдаётся научным задачам, в практически ориентированном- прикладным. Неосновные задачи ставятся для подготовки будущих исследований, решения методических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой. Методы социологического исследования: 3.1.Анализ существующих данных. Контент-анализ 3.2.Наблюдение 3.3.Массовый опрос. Анкетирование и интервью
3.4.Эксперимент 8. Социологическое исследование начинается с разработки его программы. От научной обоснованности этого документа в значительной мере зависят результаты исследования. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу осуществляемых социологом процедур исследования (сбора, обработки и анализа информации) и включает: -определение проблемы, объекта и предмета исследования; - предварительный системный анализ объекта исследования; - характеристику цели и задач исследования; - интерпретацию и операционализацию основных понятий; - формулирование рабочих гипотез; - определение стратегического плана исследования; - составление плана выборки; - описание методов сбора данных; - описание схемы анализа данных. Иногда в программе выделяют теоретический (методологический) и методический (процедурный) разделы. К первому относят компоненты программы, которые начинаются с постановки проблемы и завершаются составлением плана выборки, ко второму- описание методов сбора, обработки и анализа данных. Программа должна ответить на два основных вопроса: - во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как "перевести" их в средства исследования, методы сбора, обработки и анализа материала; - во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование при этом не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории. 12,13. Социометрия – метод исследования малых групп коллективов и организаций с помощью описания системы межличностных отношений между их членами. Это опрос по поводу наличия, интенсивности и желательности различного рода контактов и совместной деятельности. Такое исследование позволяет фиксировать как объект отношения между людьми, занимающими различное положение. Социометрический опрос – это метод сбора первичной информации для изучения структуры межличностных отношений в малых группах.
Особенности: - по характеру исходных данных - результат измерения не характеристика респондентов, а отношение между ними - представление – социограмма - анализ - расчет социометрических индексов - расчет социометрических подструктур - изучение связей между социометрическими критериями Процедура: - Подготовительная работа - сбор исходных данных о структуре группы - определение социометрических критериев - аутосоциометрическая работа (выяснение неодыкватной части группы) - социометрическая разминка - социометрический опрос - обработка информации Используется в социологии СМИ, рекламы, прикладной социологии. Используется для измерения степени сплоченности малых групп, для изучения социометрических позиций (соотношения признаков группы по симпатии\антипатии), для обнаружения внутригрупповых подсистем. Методы: - социометрическая групповая методика (тест) - психодрамма (групповая психотерапия) - социограмма (изображение межличностных отношений, при помощи социометричекого опроса) мишень, чертёжь и т.д. Особенности проведения социометрического опроса. Социометрическое исследование как и другие, начинается с программы, разработки социометрических критериев. При проведении социометрического опроса используются следующие понятия. Выбор – выражение каким-либо индивидом желания сотрудничать с другим индивидом. В опросе оно отмечается знаком +. отклонение – отрицательный выбор, желание отклониться от сотрудничеств с кем – либо. В опросе отмечается знаком -. опускание – оставление одним индивидом другого без внимания, проявление к нему безразличия. Отмечается знаком 0. Проведение социометрического опроса предполагает выбор критериев опроса. Социометрический критерий – это конкретная ситуация, характеризующаяся контактами, и предоставляющая возможность выбора или отклонения для опрашиваемого. Критерии обычно формируются в виде вопросов. Например, «С кем из членов бригады Вы хотели бы работать вместе?» Критерии бывают производственными и непроизводственными. Производственные критерии выясняют взаимосвязи при выполнении трудовых обязанностей. Непроизводственные критерии выявляют межличностные отношения вне производства, например, по поводу проведения свободного времени. Критерии могут быть п рогностическими. В этом случае выявляется структура ожидаемых отношений. Требования к социометрическим критериям: 1. в их содержании должны быть отражены взаимоотношения между членами коллектива. 2. Критерии должны воспроизводить ситуацию выбора для опрашиваемого.
3. Ситуация выбора не должна быть ограниченной. 4. Используемые критерии должны интересовать работника. 5. Критерии должны описывать конкретную ситуацию. 6. Критерии целесообразно формализовать в вопросы. При проведении социометрического опроса должно быть учтено следующее. Опрос может проводиться в группах, имеющих стаж работы не менее полугода. Размер коллектива, где работает метод социометрии составляет от 3 до 25 человек. Последнее время считается, что он может работать и при численности до 40 человек. Важно, чтобы опрос проводился лицом, не имеющим отношения к данному коллективу, особенно не его руководителем. Иначе результаты опроса будут не достоверны. Особенностью социометрического опроса является и то, что он не может быть анонимным. Иначе будет невозможно установить взаимосвязи между работниками, что и изучает социометрия. Для проведения опроса разрабатываются специальные карточки. Они бывают нескольких видов. Карточка может содержать один критерий – вопрос, либо сразу несколько вопросов. 15. Суть этого метода в том, чтобы с помощью серии последовательных действий – опросов, интервью, мозговых штурмов – добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами. Базовым принципом метода является то, что некоторое количество независимых экспертов (часто несвязанных и не знающих друг о друге) лучше оценивает и предсказывает результат, чем структурированная группа (коллектив) личностей. Позволяет избежать открытых столкновений между носителями противоположенных позиций т.к. исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства, даёт возможность проводить опрос экстерриториально, не собирая экспертов в одном месте (например, посредством электронной почты) Субъекты: группы исследователей, каждый из которых отвечает индивидуально в письменной форме. организационная группа — сводит мнения экспертов воедино. Сущность Дельфи -метод экспертных оценок заключается в том, что в результате серии действий независимых экспертов формируется некое обобщённое мнение, являющееся более правильным, чем мнение каждого эксперта в отдельности. Своё название Дельфи-метод получил из-за условной схожести своего принципа с Дельфийским Оракулом.
Одной из главной особенностей метода Дельфи является независимость экспертов друг от друга, что позволяет предотвратить такие негативные моменты, как давление авторитетов, внутренние споры, стремление примкнуть к большинству. Применение Дельфи -метода практически полностью исключает социопсихологическую составляющую, в результате чего выводы будут сформированы в первую очередь на рациональных данных, а не на эмоциях участников. Дельфи-метод проводится в несколько этапов. На первом, предварительном этапе осуществляется подбор группы экспертов. Второй, основной, этап Дельфи-метода состоит из нескольких шагов: Организационная группа рассылает каждому эксперту тему вопроса, и предлагают разработать план его исследования. Таким образом получается множество вопросников, составленных разными экспертами Организационная группа выбирает наиболее часто встречающиеся пункты и составляет из них список. Далее список рассылается экспертам, которые должны оценить представленный план, и высказать своё мнение по поводу его полноты и оптимальности. По полученным результатам экспертная группа составляет второй, улучшенный опросник. Далее все эксперты проводят анализ проблемы по предложенному плану, в результате чего делают собственные выводы Организационная группа сводит все результаты воедино, выбирает максимально отличающиеся от большинства и наиболее часто встречающиеся точки зрения, и рассылают результаты экспертам. Эти действия повторяются до тех пор, пока эксперты не придут к единому мнению. Далее оформляются результаты, делаются окончательные выводы и рекомендации Таким образом, Дельфи-метод фактически является формированием наилучшего мнения среди всех экспертов. Достоинства метода Метод Дельфи способствует выработке независимости мышления членов группы. Обеспечивает спокойное и объективное изучение проблем, которые требуют оценки. Недостатки метода Чрезмерная субъективность оценок. Требует достаточно много времени и организационных усилий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|