Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когда ты найдешь проблему, тебе захочется подчеркнуть её актуальность. (т.е. прокомментировать)




Варианты вступления

Вступление может быть написано в форме

1) Лирического размышления Как хороша наша Земля, сфотографиро­ванная космонавтами, в черной бездне Вселенной! Она сияет всеми оттенками от нежно-голубого до темно-фиолетового, и цвета эти не кажутся холодными: наша планета — теплый маячок, единственная родная гавань для тех, кто смотрит на неё из иллюминаторов космического корабля, восторженно замирая от невероятной кра­соты. Исчезни Земля — и потеряет Галак­тика самый яркий свой бриллиант. Но ка­кая-то неведомая космическая сила бережет своё сокровище — нашу планету — от потока метеоритов-убийц, от столк­новений с кометами, сохраняя всё живу­щее на Земле, в том числе и нас. А мы? Как мы сами храним то, что давно и при­вычно именуем своим домом? В. Солоухин рисует страшную картину нашего «хозяйствования».
2)Ряда риторических вопро­сов, созвучных теме (идее, проблеме текста). Кто из живущих ныне людей может себе представить, что он позволит своим де­тям есть отравленную рыбу? Пить ядови­тую воду? Кто обрадуется пыльной буре за окном, кружащейся несколько дней? Кто захочет поехать за город, чтобы от­дохнуть там в весёлом березовом лесу, а вместо него найтилишь безобразные пни? Никто не хочет. А ведь это ждет нас в будущем, еслимы продолжим отно­ситься к природе так, как об этом расска­зывает В. Солоухин.
3) Рассуждения озаглавии, ко­торое ты бы дал данному тес­ту. (Не забудь: в заглавии мо­жет звучать тема текста; оно может указывать на основную идею текста или отражать главный конфликт). «Заклятые друзья природы» — вот название, которое я дал бы предложенному тексту. Парадоксально, скажете вы? А разве то, о чем пишет в своей статье В. Солоухин, не является жутким парадоксом? Обратимся хотя бы вот к этому факту...
4) Диалога с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста. Давай возьмем с тобой Красную книгу и перелистаем её. Удивляешься тому, что она такая большая и тяжёлая? Ещё бы: ты по­смотри, сколько представителей флоры и фауны стали её постоянными, вечными жи­телями... Нет, не всемирный потоп, и не ледниковый период, и не коварные смерто­носные вирусы стали причиной их гибели. Да и вряд ли они смогли бы наделать столь­ко зла. Хочешь знать, кто и почему стал для природы страшнее всех? Тогда давай вме­сте прочтем статью В. Солоухина, писатель даст нам исчерпывающий ответ.
5) Ряда назывных предложе­ний,создающих образную картину, возникающую по ас­социации в связи спроблема­тикой текста Черная, обугленная земля до самого гори­зонта...Запах смерти... Мертвая тишина... Ощу­щение дикого, вселенского одиночест­ва...Все это ждет человечество, если оно про­должит тот пагубный путь, о котором пи­шет В. Солоухин в своей статье.
6) Может начинаться с цитаты,пословицы, поговорки, но вы­бранное высказывание должно либо содержатьосновную мысль текста, либо служить способом выхода на его про­блематику. (Будь осторожен, если начина­ешь сочинение с цитаты! Только тогда используй её, ко­гда помнишь дословно, а ина­че любое искажение есть не что иное, как фактическая ошибка (К12) «Судьба человечества — в руках челове­ка. Вот в чем ужас». Эта фразу В. Гжешика, поразившую меня своей па­радоксальностью, а потому и запомнив­шуюся, я вспомнил сразу же, как только прочитал текст В. Солоухина о тех пер­спективах, которые ждут человечество в результате его безнравственного отноше­ния к природе.
7)Может начинаться с ключевого слова текста (именительный темы) Жадность. Один из отвратительных нравст­венных пороков, который владеет человече­скими душами. О растлевающем влиянии жадности писали и А.С. Пушкин («Скупой рыцарь»), и Гоголь («Мертвые души»), и О. Бальзак («Гобсек»). Но одно дело, когда это моральная червоточина одного человека (да и то она выглядит отвратительно!), и со­всем другое, когда овладевает душами ты­сяч людей. О том, к каким немыслимым по масштабам последствиям может привести человечество эта роковая страсть, повеству­ет в своей статье В. Солоухин.
8)Иллюстрации каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста. Довелось мне в прошлом году вместе с от­цом пролетать на вертолете над нашей дальневосточной тайгой. Честно признать­ся, было такое впечатление, что смотрю на экран, где идет фильм-катастрофа: гектара­ми вырубленный лес, причем лучшие эк­земпляры сосен, кедров, а остальное — по­корежено, повалено, ободрано... Приземлились у небольшой реки, пошли набрать воды для чая, а на берегах — горы тухлой горбуши, выловленной браконьера­ми ради икры: икру уносят, а рыбу бросают здесь же. Представьте себе огромные (тон­ны!) кучи дальневосточного лосося, киша­щие червями. Ради чего совершено это вар­варство? Ответ ясен каждому, но писатель В. Солоухин в своем тексте особенно жест­ко, открыто, горько напоминает нам о том, в кого мы превратились в погоне за «гладким холодным кружочком золота».
9) Описательного утвержде­ния. Когда мы запрокидываем голову, разгля­дывая ночное небо, то пытаемся предста­вить, что в этой удивительной бездне есть жизнь, подобная нашей. Да, наверняка есть. Но едва ли найдется ещё одна такая планета, которую бы так варварски, так дикарски уничтожали её самые разумные обитатели... Что движет ими, что застав­ляет их совершать такие безумные поступ­ки? Об этом с горечью и болью рассуждает писатель В. Солоухин.

 

Вариант заключения

Заключение может быть написано в форме:

1) Обзора всех положений, которые ты осмыслил в основной части, особенноесли тема или проблема требовали разнообразного материала или цепочкидоказательств. Итак, грязные реки и озера, ядовитые продук­ты, искореженная земля, леса, опустевшие без животных и птиц, воздух, который порой вы­зывает страшные заболевания, — вот тот мир, в который приведет человечество его алч­ность, не знающая предела.
2) Этически корректного возражения автору исход­ного текста. Сложно не согласиться с В. Солоухиным, но есть факты, которые дарят надежду на то, что человечество всё-таки понемногу освобождается от власти денег, от жажды наживы: американцы свои леса, озера, реки считают высшей нацио­нальной ценностью; японцы активно занимают­ся восстановлением морских биоресурсов; европейские государства законодательно вводят высокие штрафные санкции против тех, кто на­рушает экологию... Радует и то, что многие ви­ды растений, птиц, животных, ранее занесенные в Красную книгу, уже не значатся как исчезаю­щие. Конечно, ещё пока рано рисовать оптими­стичные картины, но человечество, кажется, на­чало отличать истинные ценности от ложных.
3) Спора с воображаемы­ми критиками позиции автора. Не все, наверное, согласятся с позицией В. Солоухина. Наверное, найдутся те, кто ска­жет, что слишком уж пессимистична картина, нарисованная автором в самом начале текста. Но разве не страшен тот факт, что за последние десятилетия исчезли сотни маленьких речек? А это следствие беспощадной вырубки леса вдоль берегов, осушения болот... Кто-то скажет, что мало верит в такое загрязнение Мирового океа­на. А разве не убедительны случаи массовой гибели морских животных и птиц? Разве не убедительно и то, что у нас всё меньше и меньше природных запасов чистой питьевой воды? И уж нужно быть сосем слепым упрям­цем, отрицая тот факт, что многие природныекатаклизмы (самые очевидные из них — пожа­ры, наводнения) — результат безнравственного отношения человека к природе.
4) Цитаты, если она явля­ется итоговым суждени­ем, отражающим идею или проблематику текста, но она должна быть обя­зательно прокомментиро­вана. (Ты уже помнишь, что нельзя искажать цитату?) Отношение к природе, ко всему живому очень точно выразил Е. Евтушенко: Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. Без соблюдения этой нравственной заповеди, без побед над своими пороками вряд ли каж­дый из нас может считать себя человеком разумным, бережно охраняющим своё жилище —Землю.
5) Яркого примера, обоб­щающего твои суждения. Когда-то я читала сказку о жадном человеке, страстно мечтавшем о том, чтобы всё к чему он прикасается, превращалось в золото. Бог решил «осчастливить» этого глупца и выпол­нил его просьбу. Итог страшен: человек умер от голода и жажды. Не повторяем ли его роко­вую ошибку, стремясь к наживе? Думаю, что это тот самый случай, когда очень не хочется, чтобы сказка стала былью...
6) Иллюстрации, облег­чающей понимание вы­сказанного (,-ых) положе­ния (-ий). О человеке, который, плывя по морю, усердно ковыряет дырку в лодке, или о том, кто рубит сук, на котором сидит, каждый из нас скажет, что это безумцы. А чем разумнее их мы, «жи­вущие на Земле люди.., мнящие себя друзьями природы» и бездумно обрывающие те ниточ­ки, которые связывают нас с жизнью?
7) Вывода-впечатления Одна из крайних сущностей денег — быть пла­той за убийство всего живого. Об этом неволь­но думаешь, прочитав текст В. Солоухина. А что потом человечество будет делать с желтым металлом на мертвой планете? Неужели мои потомки будут знать многие растения, живот­ных, рыб, птиц лишь по рисункам в токсичных пластиковых книгах? Даже страшно подумать о том, куда ведет нас путь наживы...
8) Яркого сравнения, под­водящего итог рассужде­ниям. Мы уже давно твердим: природа — наш дом. Следовательно, её гибель можно сравнить с разрушением собственного жилища. Но если дом мы можем построить, отремонтировать, то нельзя построить или отремонтировать море или речку, животный или растительный мир. Да и вряд ли совестливый хозяин станет жить в покосившемся доме. А ведь бессовест­ных людей на Земле гораздо меньше.... Тогда почему наш дом полуразрушен?
9) Развернутого рассуж­дения об идее текста, ко­торая сформулирована водном или нескольких предложениях. «Вселенские диверсанты... не могли бы действо­вать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди», перерезая своей «нена­сытной жадностью» «нитки поколений». Навер­ное, наделяя человека умом, природа не думала, что человек обратит эту награду против неё, сде­лав своё самое большое достояние не добрым, а коварным, усилив его жадностью и жестокостью. Но вряд ли кто станет отрицать, что в природе всё взаимосвязано, и, уничтожая связующие нити, мы когда-нибудь в азартной погоне за деньгами от­режем и ту, что связывает нас с жизнью.

Комментируем основную проблему текста

Какие проблемы чаще всего рассматриваются в художест­венных и публицистических текстах? Обычно они:

• нравственные;

• экологические;

• социальные;

• психологические;

• философские;

• социально-психологические;

• социально-философские и т.п.

Когда ты найдешь проблему, тебе захочется подчеркнуть её актуальность. (т.е. прокомментировать)

Вот тебе маленькая шпаргалка, которой ты смо­жешь воспользоваться, готовясь к экзамену.

Проблема, рассматриваемая автором, может быть:

общественно значимой; социальной; философской; политической; идеологической; нравственной; межнациональной; морально-этической; злободневной; животрепещущей; актуальной; жизненной; насущной; острой; важной; серьёзной; спорной; неотложной; основной; глубокой; назревшей; неразрешимой; наболевшей; мучительной; жгучей; тяжелой; первоочередной; принципиальной; главной; сложной

Начиная комментировать проблему, ты можешь указать:

· к какой категории относится избранная автором проблема;

· насколько она злободневна (как правило, в предлагаемых ис­ходных текстах нет неактуальных проблем);

· что делает её злободневной;

· традиционна ли эта проблема или нова;

· если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу;

· если нова, то что стало причиной её появления; жизнеспо­собна ли она (прогноз на будущее); объясни, что позволяет тебе сделать такие выводы;

· как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме:,

· как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего Отечества; не безразличный наблюда­тель, а человек активной жизненной позиции; интернациона­лист; глубокий знаток человеческой души и т.п.).

Этот план весьма условен, ты можешь выбрать лишь часть вопросов (например, а), б), в), г), д), ж), а е), з) использовать при аргументации и изложении собственной позиции).

Проблема может заставить читателя:

глубоко задуматься; лучше понять себя и окружающих серьёзнее относиться к...; критичнее относиться к...; развивать мысль о...; открыто выразить своё отношение к...; заняться её глубоким изучением; с горечью понять, что...; иронично относиться к...; серьёзно размышлять; лучше понять трагизм происходящего переосмыслить своё отношение к...; обратиться к примерам из собственной жизни (литературы); оценить истинный масштаб чего-либо; заняться самовоспитанием; (охраной культурной среды, при­роды и др.); отразить гармонию (дисгармонию) мира, человеческих от­ношений, рассуждать вместе с автором; лучше понять красоту мира и хрупкость мира, природы, человека и т.п. по-иному посмотреть на...; поделиться мыслями о...; оценить собственную позицию; связь поколений (или её отсутствие); испытать потребность в чем-либо;

Не забудь, что в комментарии отсутствует пересказ тек­ста, мы скорее пытаемся понять автора: почему из мно­жества проблем он выбрал именно эту?

Текст.

(1)Скажут нам: что ж может литература против безжалостного натиска открытого насилия?

(2)А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью. (З)Между ними самая род­ственная, самая природная глубокая связь: насилию нечем при­крыться, кроме лжи, а лжи нечем удержаться, кроме как насилием. (4)Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, не­умолимо должен избрать ложь своим принципом.

(5)Рождаясь, насилие действует открыто и даже гордится собой. (6)Но едва оно укрепится, утвердится — оно ощущает разрежение воздуха вокруг себя и не может существовать дальше иначе, как за­туманиваясь в ложь, прикрываясь ее сладкоречием. (7)Оно уже не всегда, не обязательно прямо душит глотку, чаще оно требует от данных только присяги лжи, только соучастия во лжи.

(8)И простой шаг простого мужественного человека: не участ­вовать во лжи, не поддерживать ложных действий! (9)Пусть это приходит в мир и даже царит в мире — но не через меня. (Ю)Писалям же и художникам доступно больше: победить ложь! (11)Уж в борьбе-то с ложью искусство всегда побеждало, всегда побеждаетзримо, неопровержимо для всех! (12)Против многого в мире может выстоять ложь — но только не против искусства. (13)А едва развеяна будет ложь — отвратительно откроется нагота насилия — насилие дряхлое падет.

(14)Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час. (15)Не отнекиваться безоружностью, не

отдаваться беспечной жизни — но выйти на бой!

(16)В русском языке излюблены пословицы о правде. (17)Они настойчиво выражают немалый тяжелый народный опыт, и иногда поразительно:(18)0ДНО СЛОВО ПРАВДЫ ВЕСЬ МИР ПЕРЕТЯНЕТ.

(19)Вот на таком мнимо-фантастическом нарушении закона со­хранения масс и энергий основана и моя собственная деятельность, и мой призыв к писателям всего мира.

А.И.Солженицын

Проблемы Предлагаемый материал
Проблема противо­стояния литературы тоталитарному ре­жиму. «Власть отвратительна, как руки брадобрея» (И. Мандельштам), потому что: а) лишает человека не только внешней, но и внут­ренней свободы; б) обезличивает его; в) считает себя вправе распоряжаться человече­скими судьбами; в) рождает страх в людях, их недоверие друг к другу; г) заставляет всех не только поддерживать, но и пропагандировать ложь; д) уничтожает инакомыслящих и т.п.
Проблема насилия и нравственной непо­колебимости, лжи и правды. Почему необходимо, чтобы не умолк голос правды в океане лжи? а)Общество должно увидеть итог пути, по кото­рому оно идёт. б)Оно должно понять, какими средствами пользуется власть, делая их «счастливыми». в)Рабская мораль, порождаемая тоталитарным ре­жимом, унизительна, недостойна человека и т.п.
Проблема внутренней духовной свободы «Борьба с цензурой, какой бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала, — мой писательский долг, так же как и призывы к свободе печати. Я горячий поклонник этой свободы и полагаю, что, если кто-нибудь из писателей задумал бы доказывать, что она ему не нужна, он уподобился бы рыбе, публично уверяющей, что ей не нужна вода». (М. Булгаков) Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» — предупреждение о том,что попытка превра­тить собаку в человека безуспешна, как и ре­волюционный эксперимент большевиков с их лозунгом «Кто был никем — тот станет всем». А. Ахматова создала «Реквием» жертвам тота­литарного режима. Произведения А. Солженицына были проникнуты ответственностью за судьбы мил­лионов жертв советской власти, за судьбу России, якобы строившей коммунистический рай. Роман «Мы» Е. Замятина — роман-предвидение того, что ждет Россию в будущем, в том числе культ личности, процессы против «врагов народа», сталинские лагеря, вкоторых люди имели не имена, а номера, обез­личенное общество «советских людей»...

Примеры сформулированных основных проблем прочи­танного текста и комментарий к ней.

Основная проблема текста Комментарий
1. Проблема эко­логии Проблема, поднятая автором, современна. Неуме­лое руководство «узких специалистов», строитель­ство дамб и плотин привели к гибели многих ред­ких сортов рыбы, поэтому так обеднели прилавки наших магазинов. Уже и названия многих рыб мне незнакомы. А что сделали с Байкалом! И сколько ещё подобных экологических проблем в стране в нашей стране из-за неумелого хозяйствования.
2. Проблема под­готовки специа­листов внашей стране Эта общественно-политическая проблема сегодня актуальна, как никогда. Любая высокоразвитая держава заботится о том, чтобы её экономическое развитие не стояло на месте, поэтому развитию физики, химии, математики она уделяет большое внимание. Неспроста так ценятся наши специали­сты за рубежом! А в нашей стране они часто невостребованы, оттого и случаются те бедствия, о которых пишет автор. Нашему правительству не­обходимо вникнуть в проблему формированияученой элиты.
3. Проблема лег­комысленного отношения к уче­бе Б. Васильев привлекает внимание читателя к на­болевшей проблеме легкомысленного отношения к учебе. «Мы все учились понемногу когда-нибудь и как-нибудь», — писал в своё время А.С. Пушкин. Так же мы учимся и сейчас. Мы плохо знаем историю, мало читаем классическуюлитературу, не любим слушать симфонические концерты. А поэтому мы будем плохими специа­листами..
4. Проблема разо­рения родной страны Социальная проблема разорения родной страны — острая проблема сегодняшнего дня, и известный писатель Б. Васильев не обошел её вниманием. Большевики не умели руководить производством, а умели только воевать. Революция, Гражданская война привели нашу страну к печальным резуль­татам. Теперь нам остается только удивляться то­му, что происходит с природой, со страной.
5. Проблема от­сутствия глубоко­го гуманитарного образования, формирующего мыслящую интел­лигенцию Эта нерешенная злободневная проблема — одна из причин низкого уровня развития нашей страны, отсутствия культуры производства. Вряд ли кто станет оспаривать мысль о том, что глубокое изу­чение гуманитарных наук не только приучает че­ловека мыслить, анализировать, искать необходи­мые решения, но и формирует душу. чего стоит бездушный узкий специалист, не умеющий пред­видеть, к чему приведет его работа? Удручающие примеры, которые приводит автор, воссоздают картины такой «деятельности».
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...