Как хороша наша Земля, сфотографированная космонавтами, в черной бездне Вселенной! Она сияет всеми оттенками от нежно-голубого до темно-фиолетового, и цвета эти не кажутся холодными: наша планета — теплый маячок, единственная родная гавань для тех, кто смотрит на неё из иллюминаторов космического корабля, восторженно замирая от невероятной красоты. Исчезни Земля — и потеряет Галактика самый яркий свой бриллиант. Но какая-то неведомая космическая сила бережет своё сокровище — нашу планету — от потока метеоритов-убийц, от столкновений с кометами, сохраняя всё живущее на Земле, в том числе и нас. А мы? Как мы сами храним то, что давно и привычно именуем своим домом? В. Солоухин рисует страшную картину нашего «хозяйствования».
2)Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме текста).
Кто из живущих ныне людей может себе представить, что он позволит своим детям есть отравленную рыбу? Пить ядовитую воду? Кто обрадуется пыльной буре за окном, кружащейся несколько дней? Кто захочет поехать за город, чтобы отдохнуть там в весёлом березовом лесу, а вместо него найтилишь безобразные пни? Никто не хочет. А ведь это ждет нас в будущем, еслимы продолжим относиться к природе так, как об этом рассказывает
В. Солоухин.
3) Рассуждения озаглавии, которое ты бы дал данному тесту. (Не забудь: в заглавии может звучать тема текста; оно может указывать на основную идею текста или отражать главный конфликт).
«Заклятые друзья природы» — вот название, которое я дал бы предложенному тексту. Парадоксально, скажете вы? А разве то, о чем пишет в своей статье В. Солоухин, не является жутким парадоксом? Обратимся хотя бы вот к этому факту...
4) Диалога с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста.
Давай возьмем с тобой Красную книгу и перелистаем её. Удивляешься тому, что она такая большая и тяжёлая? Ещё бы: ты посмотри, сколько представителей флоры и фауны стали её постоянными, вечными жителями... Нет, не всемирный потоп, и не ледниковый период, и не коварные смертоносные вирусы стали причиной их гибели. Да и вряд ли они смогли бы наделать столько зла. Хочешь знать, кто и почему стал для природы страшнее всех? Тогда давай вместе прочтем статью В. Солоухина, писатель даст нам исчерпывающий ответ.
5) Ряда назывных предложений,создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи спроблематикой текста
Черная, обугленная земля до самого горизонта...Запах смерти... Мертвая тишина... Ощущение дикого, вселенского одиночества...Все это ждет человечество, если оно продолжит тот пагубный путь, о котором пишет В. Солоухин в своей статье.
6) Может начинаться с цитаты,пословицы, поговорки, но выбранное высказывание должно либо содержатьосновную мысль текста, либо служить способом выхода на его проблематику.
(Будь осторожен, если начинаешь сочинение с цитаты! Только тогда используй её, когда помнишь дословно, а иначе любое искажение есть не что иное, как фактическая ошибка (К12)
«Судьба человечества — в руках человека. Вот в чем ужас». Эта фразу
В. Гжешика, поразившую меня своей парадоксальностью, а потому и запомнившуюся, я вспомнил сразу же, как только прочитал текст В. Солоухина о тех перспективах, которые ждут человечество в результате его безнравственного отношения к природе.
7)Может начинаться с ключевого слова текста (именительный темы)
Жадность. Один из отвратительных нравственных пороков, который владеет человеческими душами. О растлевающем влиянии жадности писали и А.С. Пушкин («Скупой рыцарь»), и Гоголь («Мертвые души»), и О. Бальзак («Гобсек»). Но одно дело, когда это моральная червоточина одного человека (да и то она выглядит отвратительно!), и совсем другое, когда овладевает душами тысяч людей. О том, к каким немыслимым по масштабам последствиям может привести человечество эта роковая страсть, повествует в своей статье В. Солоухин.
8)Иллюстрации каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста.
Довелось мне в прошлом году вместе с отцом пролетать на вертолете над нашей дальневосточной тайгой. Честно признаться, было такое впечатление, что смотрю на экран, где идет фильм-катастрофа: гектарами вырубленный лес, причем лучшие экземпляры сосен, кедров, а остальное — покорежено, повалено, ободрано... Приземлились у небольшой реки, пошли набрать воды для чая, а на берегах — горы тухлой горбуши, выловленной браконьерами ради икры: икру уносят, а рыбу бросают здесь же. Представьте себе огромные (тонны!) кучи дальневосточного лосося, кишащие червями. Ради чего совершено это варварство? Ответ ясен каждому, но писатель В. Солоухин в своем тексте особенно жестко, открыто, горько напоминает нам о том, в кого мы превратились в погоне за «гладким холодным кружочком золота».
9) Описательного утверждения.
Когда мы запрокидываем голову, разглядывая ночное небо, то пытаемся представить, что в этой удивительной бездне есть жизнь, подобная нашей. Да, наверняка есть. Но едва ли найдется ещё одна такая планета, которую бы так варварски, так дикарски уничтожали её самые разумные обитатели... Что движет ими, что заставляет их совершать такие безумные поступки? Об этом с горечью и болью рассуждает писатель В. Солоухин.
Вариант заключения
Заключение может быть написано в форме:
1) Обзора всех положений, которые ты осмыслил в основной части, особенноесли тема или проблема требовали разнообразного материала или цепочкидоказательств.
Итак, грязные реки и озера, ядовитые продукты, искореженная земля, леса, опустевшие без животных и птиц, воздух, который порой вызывает страшные заболевания, — вот тот мир, в который приведет человечество его алчность, не знающая предела.
2) Этически корректного возражения автору исходного текста.
Сложно не согласиться с В. Солоухиным, но есть факты, которые дарят надежду на то, что человечество всё-таки понемногу освобождается от власти денег, от жажды наживы: американцы свои леса, озера, реки считают высшей национальной ценностью; японцы активно занимаются восстановлением морских биоресурсов; европейские государства законодательно вводят высокие штрафные санкции против тех, кто нарушает экологию... Радует и то, что многие виды растений, птиц, животных, ранее занесенные в Красную книгу, уже не значатся как исчезающие. Конечно, ещё пока рано рисовать оптимистичные картины, но человечество, кажется, начало отличать истинные ценности от ложных.
3) Спора с воображаемыми критиками позиции автора.
Не все, наверное, согласятся с позицией В. Солоухина. Наверное, найдутся те, кто скажет, что слишком уж пессимистична картина, нарисованная автором в самом начале текста. Но разве не страшен тот факт, что за последние десятилетия исчезли сотни маленьких речек? А это следствие беспощадной вырубки леса вдоль берегов, осушения болот... Кто-то скажет, что мало верит в такое загрязнение Мирового океана. А разве не убедительны случаи массовой гибели морских животных и птиц? Разве не убедительно и то, что у нас всё меньше и меньше природных запасов чистой питьевой воды? И уж нужно быть сосем слепым упрямцем, отрицая тот факт, что многие природныекатаклизмы (самые очевидные из них — пожары, наводнения) — результат безнравственного отношения человека к природе.
4) Цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблематику текста, но она должна быть обязательно прокомментирована.
(Ты уже помнишь, что нельзя искажать цитату?)
Отношение к природе, ко всему живому очень точно выразил Е. Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,Даже малую былиночку любя.Берегите всех зверей внутри природы,Убивайте лишь зверей внутри себя.
Без соблюдения этой нравственной заповеди, без побед над своими пороками вряд ли каждый из нас может считать себя человеком разумным, бережно охраняющим своё жилище —Землю.
5) Яркого примера, обобщающего твои суждения.
Когда-то я читала сказку о жадном человеке, страстно мечтавшем о том, чтобы всё к чему он прикасается, превращалось в золото. Бог решил «осчастливить» этого глупца и выполнил его просьбу. Итог страшен: человек умер от голода и жажды. Не повторяем ли его роковую ошибку, стремясь к наживе? Думаю, что это тот самый случай, когда очень не хочется, чтобы сказка стала былью...
О человеке, который, плывя по морю, усердно ковыряет дырку в лодке, или о том, кто рубит сук, на котором сидит, каждый из нас скажет, что это безумцы. А чем разумнее их мы, «живущие на Земле люди.., мнящие себя друзьями природы» и бездумно обрывающие те ниточки, которые связывают нас с жизнью?
7) Вывода-впечатления
Одна из крайних сущностей денег — быть платой за убийство всего живого. Об этом невольно думаешь, прочитав текст В. Солоухина. А что потом человечество будет делать с желтым металлом на мертвой планете? Неужели мои потомки будут знать многие растения, животных, рыб, птиц лишь по рисункам в токсичных пластиковых книгах? Даже страшно подумать о том, куда ведет нас путь наживы...
Мы уже давно твердим: природа — наш дом. Следовательно, её гибель можно сравнить с разрушением собственного жилища. Но если дом мы можем построить, отремонтировать, то нельзя построить или отремонтировать море или речку, животный или растительный мир. Да и вряд ли совестливый хозяин станет жить в покосившемся доме. А ведь бессовестных людей на Земле гораздо меньше.... Тогда почему наш дом полуразрушен?
9) Развернутого рассуждения об идее текста, которая сформулирована водном или нескольких предложениях.
«Вселенские диверсанты... не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди», перерезая своей «ненасытной жадностью» «нитки поколений». Наверное, наделяя человека умом, природа не думала, что человек обратит эту награду против неё, сделав своё самое большое достояние не добрым, а коварным, усилив его жадностью и жестокостью. Но вряд ли кто станет отрицать, что в природе всё взаимосвязано, и, уничтожая связующие нити, мы когда-нибудь в азартной погоне за деньгами отрежем и ту, что связывает нас с жизнью.
Комментируем основную проблему текста
Какие проблемы чаще всего рассматриваются в художественных и публицистических текстах? Обычно они:
• нравственные;
• экологические;
• социальные;
• психологические;
• философские;
• социально-психологические;
• социально-философские и т.п.
Когда ты найдешь проблему, тебе захочется подчеркнуть её актуальность. (т.е. прокомментировать)
Вот тебе маленькая шпаргалка, которой ты сможешь воспользоваться, готовясь к экзамену.
Начиная комментировать проблему, ты можешь указать:
· к какой категории относится избранная автором проблема;
· насколько она злободневна (как правило, в предлагаемых исходных текстах нет неактуальных проблем);
· что делает её злободневной;
· традиционна ли эта проблема или нова;
· если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу;
· если нова, то что стало причиной её появления; жизнеспособна ли она (прогноз на будущее); объясни, что позволяет тебе сделать такие выводы;
· как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме:,
· как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего Отечества; не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции; интернационалист; глубокий знаток человеческой души и т.п.).
Этот план весьма условен, ты можешь выбрать лишь часть вопросов (например, а), б), в), г), д), ж), а е), з) использовать при аргументации и изложении собственной позиции).
Проблема может заставить читателя:
глубоко задуматься;
лучше понять себя и окружающих
серьёзнее относиться к...;
критичнее относиться к...;
развивать мысль о...;
открыто выразить своё отношение к...;
заняться её глубоким изучением;
с горечью понять, что...;
иронично относиться к...;
серьёзно размышлять;
лучше понять трагизм происходящего
переосмыслить своё отношение к...;
обратиться к примерам из собственной жизни (литературы);
оценить истинный масштаб чего-либо;
заняться самовоспитанием; (охраной культурной среды, природы и др.);
отразить гармонию (дисгармонию) мира, человеческих отношений,
рассуждать вместе с автором;
лучше понять красоту мира и хрупкость мира, природы, человека и т.п.
по-иному посмотреть на...;
поделиться мыслями о...;
оценить собственную позицию;
связь поколений (или её отсутствие);
испытать потребность в чем-либо;
Не забудь, что в комментарии отсутствует пересказ текста, мы скорее пытаемся понять автора: почему из множества проблем он выбрал именно эту?
Текст.
(1)Скажут нам: что ж может литература против безжалостного натиска открытого насилия?
(2)А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью. (З)Между ними самая родственная, самая природная глубокая связь: насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а лжи нечем удержаться, кроме как насилием. (4)Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом.
(5)Рождаясь, насилие действует открыто и даже гордится собой. (6)Но едва оно укрепится, утвердится — оно ощущает разрежение воздуха вокруг себя и не может существовать дальше иначе, как затуманиваясь в ложь, прикрываясь ее сладкоречием. (7)Оно уже не всегда, не обязательно прямо душит глотку, чаще оно требует от данных только присяги лжи, только соучастия во лжи.
(8)И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! (9)Пусть это приходит в мир и даже царит в мире — но не через меня. (Ю)Писалям же и художникам доступно больше: победить ложь! (11)Уж в борьбе-то с ложью искусство всегда побеждало, всегда побеждаетзримо, неопровержимо для всех! (12)Против многого в мире может выстоять ложь — но только не против искусства. (13)А едва развеяна будет ложь — отвратительно откроется нагота насилия — насилие дряхлое падет.
(14)Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час. (15)Не отнекиваться безоружностью, не
отдаваться беспечной жизни — но выйти на бой!
(16)В русском языке излюблены пословицы о правде. (17)Они настойчиво выражают немалый тяжелый народный опыт, и иногда поразительно:(18)0ДНО СЛОВО ПРАВДЫ ВЕСЬ МИР ПЕРЕТЯНЕТ.
(19)Вот на таком мнимо-фантастическом нарушении закона сохранения масс и энергий основана и моя собственная деятельность, и мой призыв к писателям всего мира.
А.И.Солженицын
Проблемы
Предлагаемый материал
Проблема противостояния литературы тоталитарному режиму.
«Власть отвратительна, как руки брадобрея» (И. Мандельштам), потому что:
а) лишает человека не только внешней, но и внутренней свободы;
б) обезличивает его;
в) считает себя вправе распоряжаться человеческими судьбами;
в) рождает страх в людях, их недоверие друг к другу;
г) заставляет всех не только поддерживать, но и пропагандировать ложь;
д) уничтожает инакомыслящих и т.п.
Проблема насилия и нравственной непоколебимости, лжи и правды.
Почему необходимо, чтобы не умолк голос правды в океане лжи?
а)Общество должно увидеть итог пути, по которому оно идёт.
б)Оно должно понять, какими средствами пользуется власть, делая их «счастливыми».
в)Рабская мораль, порождаемая тоталитарным режимом, унизительна, недостойна человека и т.п.
Проблема внутренней духовной свободы
«Борьба с цензурой, какой бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала, — мой писательский долг, так же как и призывы к свободе
печати. Я горячий поклонник этой свободы и полагаю, что, если кто-нибудь из писателей задумал бы доказывать, что она ему не нужна, он уподобился бы рыбе, публично уверяющей, что ей не нужна вода». (М. Булгаков)
Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» — предупреждение о том,что попытка превратить собаку в человека безуспешна, как и революционный эксперимент большевиков с их лозунгом «Кто был никем — тот станет всем».
А. Ахматова создала «Реквием» жертвам тоталитарного режима.
Произведения А. Солженицына были проникнуты ответственностью за судьбы миллионов жертв советской власти, за судьбу России, якобы строившей коммунистический рай.
Роман «Мы» Е. Замятина — роман-предвидение того, что ждет Россию в будущем, в том числе культ личности, процессы против «врагов народа», сталинские лагеря, вкоторых люди имели не имена, а номера, обезличенное общество «советских людей»...
Примеры сформулированных основных проблем прочитанного текста и комментарий к ней.
Основная проблема текста
Комментарий
1. Проблема экологии
Проблема, поднятая автором, современна. Неумелое руководство «узких специалистов», строительство дамб и плотин привели к гибели многих редких сортов рыбы, поэтому так обеднели прилавки наших магазинов. Уже и названия многих рыб мне незнакомы. А что сделали с Байкалом! И сколько ещё подобных экологических проблем в стране в нашей стране из-за неумелого хозяйствования.
2. Проблема подготовки специалистов внашей стране
Эта общественно-политическая проблема сегодня актуальна, как никогда. Любая высокоразвитая держава заботится о том, чтобы её экономическое развитие не стояло на месте, поэтому развитию физики, химии, математики она уделяет большое внимание. Неспроста так ценятся наши специалисты за рубежом! А в нашей стране они часто невостребованы, оттого и случаются те бедствия, о которых пишет автор. Нашему правительству необходимо вникнуть в проблему формированияученой элиты.
3. Проблема легкомысленного отношения к учебе
Б. Васильев привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме легкомысленного отношения к учебе. «Мы все учились понемногу когда-нибудь и как-нибудь», — писал в своё время А.С. Пушкин. Так же мы учимся и сейчас. Мы плохо знаем историю, мало читаем классическуюлитературу, не любим слушать симфонические концерты. А поэтому мы будем плохими специалистами..
4. Проблема разорения родной страны
Социальная проблема разорения родной страны — острая проблема сегодняшнего дня, и известный писатель Б. Васильев не обошел её вниманием. Большевики не умели руководить производством, а умели только воевать. Революция, Гражданская война привели нашу страну к печальным результатам. Теперь нам остается только удивляться тому, что происходит с природой, со страной.
5. Проблема отсутствия глубокого гуманитарного образования, формирующего мыслящую интеллигенцию
Эта нерешенная злободневная проблема — одна из причин низкого уровня развития нашей страны, отсутствия культуры производства. Вряд ли кто станет оспаривать мысль о том, что глубокое изучение гуманитарных наук не только приучает человека мыслить, анализировать, искать необходимые решения, но и формирует душу. чего стоит бездушный узкий специалист, не умеющий предвидеть, к чему приведет его работа? Удручающие примеры, которые приводит автор, воссоздают картины такой «деятельности».