Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изобразительно-выразительные средства языка также помогут понять авторское отношение к изображаемому, помогут не ошибиться в определении авторской позиции.




Текст Изобразительно-выразительные средства языка
(1)Борис Евгеньевич Ермолкин был замечательный в своем роде редактор. (2)Это был старый газетный волк, как он с гордостью себя называл … (З) Ничем не примечательный с виду человек, обладал Ер­молкин испепеляющей стра­стью — любую статью или за­метку выправить от начала до конца так, чтобы читать её было совсем невозможно. Авторская ирония, инверсия
(4) С утра до позднего вечера, не замечая ни дождя, нисолнца, ни времени суток, ни смены времен года, забыв особственной семье, проводил он время в своем кабинете зачтением верстки. Градация, авторская ирония
(5)Ермолкину приносили серые листы, шершавые от вдавлен­ного в них шрифта. (6)Эти лис­ты и в руки-то взять было про­тивно, а он вцеплялся в них, дрожа от нетерпения, рассти­лал на столе, и начиналось священнодействие. Авторская ирония
(7)Нацелив на верстку острый карандаш, Ермолкин присталь­но вглядывался в напечатанные слова и ястребом кидался, ес­ли попадалось среди них хоть одно живое. Сравнение
8)Все обыкновенные слова ка­зались ему недостойными важ­ной темы, и он тут же выправ­лял слово «дом»на «здание»или «строение». (9)Не было у него в газете ни крестьян, ни лошадей, ниверблюдов, а были труженики нолей, конское поголовье и корабли пустыни. ( 10) Люди не говорили, а заявляли, неспрашивали, а обращали свой вопрос... Контекстные антонимы, перифра­за (корабли пустыни)
(11)Особое место занимало у него в словаре слово «золото».(12)Золотом называлось всё, что хотите. (13) Уголь и нефть - «черное золото». (14 )Хлопок — «белое золото». (15)Газ— «голубое золото». (16)Говорят, однажды ему попала за­метка о старателях, добытчи ках золот а. Перифраза, синтаксический па­раллелизм
(17)Он вернул заметку секре­тарю с вопросом, какое имен­но золото имеется в виду. (18)Тот ответил: «Обыкновен­ное». (19)Так потом и было написано в газете: добытчики золотаобыкновенного. Авторская ирония, инверсия
(20)Как-то я был свидетелем его разговора с ответствен­ным за раздел «Заметки фе­нолога». (21)Фенолог бегал из угла в угол и заламывал руки. … «Наступила пора бабьего лета» Однородные члены предложения, авторская ирония фразеологизм

Экспертная оценка сочинения

Читай исходный текст, а затем сочинение по нему и комментарии эксперта.

Текст

(1)В детстве мы все твердо знаем, что в следующий момент тут или там произойдет, а может быть, происходит что-то необычайно интересное. (2)Мы не можем понять унылую логику взрослых, без­ошибочно отвергающих вариант с собачкой, сказавшей, что она проголодалась, и которой поэтому был отдан невкусный завтрак.

(З)Под давлением старших мы постепенно отказываемся от ус­коренных путешествий в будущее и надежды увидеть стекло в окне, разбитое нами вчера, сегодня целым и невредимым. (4)Нам прихо­дится отказаться от шапки-невидимки, от тайника, в котором лежит план дороги к центру земли, или хотя бы котелок с золотыми моне­тами. (5)Мы теряем надежду стать достаточно сильными, чтобы ис­коренить всякую несправедливость на Земле и достаточно ловкими для прыжков повыше брумелевских. (б)Позже мы даже отказываем­ся от робкой надежды — а вдруг какой-либо из законов Ньютона неверен. (7)И что докажем это мы, опровергнув заодно закон сохра­нения энергии.

(8)Мы начинаем верить в незыблемость мира и непогрешимость опубликованных законов — мы становимся взрослыми.

9)Из детей, не завершивших этот путь развития, вырастают чу­даки.

(10)В одной из самых больших энциклопедий сказано, что «чу­дак (произв. от слова — чудо) — человек, поступающий не так, как все, т.е. нелепо, хотя его действия вызваны лучшими побужде­ниями».

(11)Чудаки на Земле совершили немало нелепых поступков. (12)Это они протестовали против обычая убивать престарелых ро­дителей, а затем и против привычки просто морить их голодом. (13)Они, не довольствуясь тем, что растёт само по себе, стали класть вполне съедобные зерна в земляные ямки, уверяя, что они выращивают хлеб. (14)Зерно у чудаков, конечно, отбирали, но они снова принимались за своё.

(15)Чудаки изобрели топор, а затем и его название, вызвав два­жды негодование современников, привыкших орудовать дубинами и называть вещи своими именами. (16)Чудаки выдумали морепла­вание, хотя было очевидно, что человек должен двигаться только по суше, и регулярно раздражали человечество призывами к справед­ливости для всех, когда было совершенно ясно, что справедливость — это то, что хорошо для себя. (17)Чудаки дули в какие-то, сделан­ные ими же палки с дырками, называя не похожие ни на что звуки, извлекаемые из палок, музыкой и уверяя, что эта музыка, без кото­рой жили и отцы, и деды, и деды дедов их современников, будто бы прекрасна.

(18)Особо опасными оказались чудаки в науке и технике. (19)Эта разновидность не довольствовалась повторением всех из­вестных истин и уточнением уточнений, приносящими спокойст­вие, почет и благосостояние. (20)Они придумывали корабли, дви­жущиеся силой пара, и возмущенные соотечественники топили изобретателей. (21)Они устанавливали радиосвязь через океан, хо­тя любой болван знал, что кривизна Земли не даст принять радио­волны.

(22)Чудаки утверждали, что Земля — шар, вращающийся в пространстве, и умирали, но не отказывались от этого идиотско­го утверждения. (22)Они голодали, но мечтали о полетах в Космос.

(23)Ни должности, на звания не защищают от бациллы чудаче­ства. (24)Врач — придумывает обезболивание. (25)Академик — мечтает, что фотоэлементы, дающие энергию, едва ли превосходя­щую комариную, смогут окрепнуть и двигать поезда и питать кос­мические ракеты. (26)Монах — создает систему мироздания, подрывающую устои религии. (27)Вице-губернатор — пишет книги, испепеляющие всё, на чём держатся и власти предержащие, и гу­бернаторы, и вице-губернаторы. (28)Президент академии наук — ждет полетов на другие планеты.

(29)Исследованиями последнего времени установлено, что ба­циллы чудачества у большинства нормальных людей не погибают, а дремлют в организме, ожидая только толчка, чтобы снова ожить.
(ЗО)Таким толчком может явиться общение с чудаками. (31)Это де­лает чудаков особо опасными. (32)Инфекция чудачества оказалась не только стойкой ко всем методам общественного лечения, но и легко распространяющейся — иногда целые города и даже конти­ненты заражались от чудаков.

(ЗЗ)История — это история борьбы с чудаками. (34)Меры борь­бы менялись с развитием общества. (35)Чудаков убивали и съедали, просто убивали, кормили ими диких зверей, сажали пожизненно на цепь, сжигали, лишали живота, лишали достояния, сажали в дома для сумасшедших, осмеивали, кормили ими юмористов.

(36)Но по какому-то загадочному закону, несмотря на все при­нимаемые меры, получается так, что нелепости, придуманные чуда­ками, рано или поздно осуществляются. (37)Обычно это происходит тогда, когда чудака уже нет в живых, когда все, кроме чудаков, по­ступают так, как чудак, когда тому чудаку можно уже спокойно ста­вить на площадях городов памятники.

(38)Без чудаков мир застыл бы в неподвижности. (39)Мрачные столетия средневековья — цена, которую человечество заплатило за уничтожение чудаков.

(40)Среди прочих неприятностей, угрожающих людям, физики открыли энтропию — ржавчину, разъедающую энергию (41)Энтропия все время уменьшает запасы энергии, которые можно использовать, и чем больше энтропия поглощает энергии, тем силь­нее она растёт сама. (42)В мире, где энтропия уничтожила все запа­сы энергии, не может быть ни движения, ни развития, ни простран­ства, ни времени.

(43)Энтропия человеческого общества тоже всё время росла бы, если бы не чудаки. (44)Чудаки обладают бесценным даром умень­шать энтропию.

(44)В будущем вместо призывов «Храните деньги в сберкассе» и «Смотрите кинокартины в кинотеатрах» в ночном небе будут све­титься транспаранты «Берегите чудаков»

(По И. Ялимову)

Сочинение ученика Комментарий эксперта Примерные баллы (Критерии 1-5)
«Чудаки украшают мир», — когда-то мудро заметил А.М. Горький. Кто-то из нас снисходи­тельно усмехнётся, кто-то равнодушно кивнёт, кто-то станет возражать, но эта мысль обретает жизнь,становится на­глядной, бесспорной, когда знакомишься с биографиями известных учёных, художников, музыкантов или читаешь такие статьи, как статья Ялимова И. В данном тексте он под­нимает проблему непри­знаннойгениальности чудаков, благодаря ко­торым мир меняется, усовершенствуется. Вступление (цитата А.М. Горького) точно отражает основную про­блему текста. Четко сформулирована проблема. К1 —1
Эта морально-этическая проблема — одна из тех, актуальностькоторых исчезнет вместе с чело­вечеством: чудаки, вы­биравшиенехоженые пути, искавшие решения самых, казалось бы, не­разрешимых вопросов, подвергавшие сомнению самыеустоявшиеся за­коны и совершавшие пе­ревороты в самых раз­ныхобластях жизни, были во все времена, во все эпохи. В комментарии объясена причина актуаль­ности данной проблемы, указан её тип. К2 —2
Конечно, такое нестан­дартное поведение не могло не раздражать ок­ружающих, ведь оно разрушало привычные стереотипы, было непо­нятным, порой вызы­вающе дерзким. Обыва­тельское отношение к чудачеству передает ав­торская ирония, которая звучит буквально в каж­дом предложении: чуда­ки совершают «нелепые поступки», оказываются «особоопасными» в науке и технике... Но мы прекрасно осозна­ём, что благодаря этим людям професс не стоит на месте, и автор тоже открыто выражает своё отношение к чудакам: «Без чудаков мир застыл бы в неподвижности». В продолжение коммен­тарияудачно вводится сформулированнаяав­торская позиция: мир развивается благодаря чудакам. КЗ —1
С ним трудно не согла­ситься. Всегда и везде, где остро ощущалась по­требность в созидании нового, чудаки, которых впоследствии человечест­во признает выдающими­ся людьми,появлялись именно в такое время. Например, «чудаком» был В.И. Арсеньев, который, изучая дальне­восточную тайгу, проби­раясь через её непролазные дебри и «комариный рай», искал ответ на во­прос: что нужно сделать,чтобы люди могли вос­пользоваться несметны­ми сокровищамиземли Дальнего Востока? Другому «чудаку», СП. Королеву, иЗемля стала тесна, и он отправил в космос первую ракету с таким же «чудаком», как сам, — Ю.А. Гагариным, и этот полет неизмеримо расширил горизонты ис­следования Вселенной. А третий — Ф.А. Цандер — вообще буквально бредил меж­планетными путешест­виями и очень многое сделал для развитиякосмической техники. Заявлена собственная позиция ученика, дано пояснение к такому ви­дению проблемы. Приведены три аргу­мента изжитейского опыта, подтверждающих мысль, высказанную учеником, о том, чудаки появлялись тогда, когдавозникала потребность в новом. К4 —3
Путь этих людей не был устлан розами, и так наываемое«чудачество» — это годы напряжен­ного труда, эксперимен­тов вопреки всему. Ис­тория их жизни — это история борьбы с зави­стью, злобой, клеветой. Сколько насмешек и из­девательств пришлось пережить М. Фарадею, пока открытое им явле­ние электромагнитной индукции не было при­знано всеми! Сколько клеветы и без­основательных обвине­ний обрушивалось на Л. Пастера, открывшего миру новую науку — микробиологию! Ученик, используя ещё два аргумента, доказал, что история жизни чуда­ков — это история борь­бы с завистью, злобой,клеветой. (Учитывается в К4)  
Но не будь таких людей — и до сих пор бы сказки о коврах-самолетах, гус­лях-самогудах, горшках-самоварах оставались сказками. И замечатель­но, что последние два столетия так богаты «чу­даками»: мир сделал про­рыв в своем развитии. Действительно, не зря так называют подобных лю­дей: ЧУДО и ЧУДАКИ — слова одного корня... Заключение — развер­нутое рассуждение об основной идее текста — вполне логично в дан­ном сочинении. К5 —3
  Работа ученика характе­ризуется точностью вы­ражения мысли, разнооб­разием грамматическихформ, уместным исполь­зованием средств вырази­тельности. К6 —2
 
 
         
 
Проблемы Литературный материал
Проблема несправедливости социального уст­ройства общества.
  1. И. С. Тургенев. «Муму». Герои: немой крепостной Герасим, Татьяна – его любимая, барыня, самодурно решающая судьбы вверенных её судьбой людей.
  2. И. С. Тургенев. «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»: главный герой лесничий по прозвищу Бирюк. Убогий быт крестьян. Несправедливость социального устройства жизни.
  3. В. Г. Короленко.» В дурном обществе». Вася, мальчик из богатой семьи, дружит с отверженными детьми, - Валеком и Марусей. Благотворное влияние доброты на юного героя.
  4. Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Спор генерала и автора о том, кто построил железную дорогу. Осуждение несправедливого устройства жизни.
Стихотворение «Размышления у парадного подъзда»: крестьяне пришли из дальних деревень с прошением к вельможе, но их не приняли, прогнали. Осуждение властей.
  1. Н С. Лесков. «Левша». Главный герой – Левша, блоху «аглицкую» подковал, но его талант не оценен по достоинству на родине: умирает в больнице для бедных.
  2. А М Горький. Повесть «Детство»: изображение «свинцовых мерзостей жизни». Судьба семьи Кашириных.
  3. Н. В. Гоголь. «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин – «маленький ЧЕЛОВЕК», он отстаивает своё право на мечту.
  4. Л. Н. Толстой «После бала». Влюбленный герой после бала видит, как отец любимой руководит избиением шпицрутенами солдата. Разделённость двух Россий – России богатой и России бедной.
В чем заключается смысл жизни человека? 1.А. С. Пушкин.«Евгений Онегин» Поиск смысла жизни молодым героем, «лишний человек» - человек, не привыкший трудиться. 2. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Несчастье Печорина, по его собственному признанию, непонимание смысла своей жизни, он говорит, что чувствовал в своей душе силы, но не знал, к чему их приложить, не сумел найти им применения. 3. И А. Гончаров. «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова. 4. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Главное в лучших героях романа -Андрее Болконском и Пьере Безухове – стремление к нравственному самосовершенствованию, Стремление «быть вполне хорошим, приносить добро людям.
Проблема воспитания. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хо­роший учитель (ученик)? 1. Л.Н.Толстой.«Детство», «Отрочество», «Юность». Автобиографическая трилогия Л. Толстого, главный герой Николенька Иртенев постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки. 2. В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Трудные предвоенные годы сибирской деревни. Формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда. 3. В. Г Распутин«Уроки французского». Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести. 4. Фазиль Искандер.«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. 5. «Поучение» Владимира Мономаха.Уже в летописных источниках проблемам воспитания уделялось огромное влияние: в «Поучении» говорится о вечных нравственных ценностях, о любви к родине, уважении к старшим, о необходимости доброты, верности… 6. И А. Гончаров. «Обломов». В одной из важнейших частей романа раскрываются проблемы воспитания: в «Сне Обломова» показано, как атмосфера лени, нежелания трудиться, мыслить уродуют душу ребёнка. 7. А. С. Пушкин.«Евгений Онегин».Первая глава романа посвящена проблеме формирования характера Онегина. Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле». 8. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле». Печорин сам осознает свой эгоизм, признается, что всем приносит несчастье. Таким его сделало воспитание.
Значимость труда в жиз­ни человека. 1. М. М. Пришвин«Кладовая солнца» Митраша и Настя, маленькие дети, в годы ВОВ оставшиеся без родителей, упорным трудом заслужили уважение односельчан. 2. А П. Платонов«В прекрасном и яростном мире». Машинист Мальцев всецело предан труду, своей любимой профессии. Во время грозы ослеп, но преданность друга, любовь к избранной профессии совершают чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь обретает зрение. 3. А. И. Солженицын«Матрёнин двор». Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей.
Какое влияние оказывает личность на ход ис­тории? 1. Л. Н. Толстой.«Война и мир» Одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение.
Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свобод­ным?. Проблема бесче- ловечного отношения к человеку в тоталитарном государстве 1. Н. Толстой.«Война и мир». Образы Кутузова, Наполеона, Александра 1. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг. 2. Ф. М. Достоевский.«Преступление и наказание». Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет, т. е на личностей, и материал, «тварей дрожащих». Личность по его теории, способна творить историю. Он вспоминает Магомета, Наполеона, других великих людей, во имя «великих» по их мнению, целей совершают злодеяния, льют кровь неповинных людей. Теория Раскольникова терпит крах. И в том, и в другом романах истинная свобода в подчинении своих интересов интересам общества, в умении сделать правильный нравственный выбор. 3.Особенно ярко проблема свободы прослеживается в повести В Быкова «Обелиск»: учитель Мороз, имея выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками, которых всегда учил добру и справедливости, выбирает смерь, оставшись нравственно свободным человеком. 1А. И. Солженицын «Архипелаг Гулаг» 2. А.А. Ахматова. Поэма «Реквием». Написана по личным впечатлением (неоднократные аресты и ссылки мужа и сына) и под влиянием многочисленных встреч с матерями, родными заключенных в Кресте, петербургской тюрьме.
Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм? 1.Н. Толстой.«Война и мир». Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Но подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину. 2. Большинство книг о войне:М. Шолохов «Судьба человека», «Они сражались за Родину», ПРОДОЛЖИТЬ СПИСОК по мере изучения.
Проблема выбора профессии. Повесть В. Липатова "И это всё о нем…". "Дорогая Елена Сергеевна" Л. Разумовской, "Кавказский пленный" В. Маканина, "Лох" А. Варламова, "Цепной щенок" А. Бородыни, "Сын дерева" Д. Бакина, "Герой рабочего класса" А. Цветкова-младшего «Доктор Живаго» роман Б. Пастернака".
Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от эко­логической катастрофы? 1.В. Г. Распутин.«Прощание с Матёрой». Остров, на котором веками жили люди, хотят затопить. Рядом с проблемами экологии встают проблемы нравственного характера, исторической памяти. 2.М. Булгаков.«Роковые яйца»: профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации. «Собачье сердце». Профессор Преображенский пересаживает собаке Шарику гипофиз человека, превращая вполне симпатичного пса в отвратительного Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Нельзя бездумно вмешиваться в природу!
Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным. 1.В. В. Маяковский«Хорошее отношение к лошадям. 2. Троепольский. «Белый Бим, Черное Ухо». 3. С. Есенин «Песнь о собаке»
Влияние природы на человека. Почему не каж­дый человек воспринимает красоту природы? 1.М. Пришвин.«Кладовая солнца» 2.Произведения Тургенева. Роль пейзажа в них
Проблема сложности взаимоотношений лю­дей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравст­венная ответственность человека перед другими людьми). 1.А. С Пушкин.«Евгений Онегин». «Эгоист поневоле», Онегин равнодушен к судьбам других людей, делает несчастливыми и исамого себя, и других людей. 2. М. Ю Лермонтов.«Герой нашего времени». 3. К. Г. Паустовский«Телеграмма». Девушка Настя, живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет… 4. В. Г. Распутин «Живи и помни». Муж-дезертир тайком появляется в окрестностях родной деревни. Его жена Мария пытается спасти его, но людская молва страшнее: преследуемая односельчанами, понимая, что загнана обстоятельствами в тупик (она бремена, выдать мужа не может, но и жить во лжи страшно), Мария кончает жизнь самоубийством. Она самоотверженна, муж труслив и эгоистичен. 5.В. Быков «Сотников». Проблема нравственного выбора: что лучше – спасти свою жизнь ценой предательства (как это делает герой повести Рыбак) или умереть не героем (никто не узнает о героической смерти Сотникова), но умереть с достоинством. Сотников делает непростой нравственный выбор: гибнет, сохранив человеческий облик.
Проблема доброты, всепрощения. Проблема ответственности за свои дела 1.М. А. Булгаков.«Мастер и Маргарита». Образ Иешуа – образ Иисуса Христа, несущего в себе идею подлинной доброты и всепрощения. Он обо всех людях, даже о тех, кто несёт ему боль и страдания, говорит: «Добрый человек», прокуратора Иудеи, обрекшего его на мучительную смерть, он прощает, уходя с ним в вечность. Образ прокуратора Иудеи символизирует то, как человек может быть наказан за трусость. Из-за трусости он невинного Иешуа отправляет на казнь, на страшные муки, за что страдает и на земле, и в вечной жизни.
Проблема взаимоотношений «отцов» и «де­тей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)? 1.И С. Тургенев.«Отцы и дети». Классическое произведение, в котором показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чувствует себя чужим и старшим Кирсановым, и своим родителям. И, хотя по собственному признанию, любит их, своим отношением приносит им огорчения. 2.Л. Н. Толстой.Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Стремясь познать мир, стать взрослым, Николенька Иртенев постепенно познает мир, понимает, что многое в нём несовершенно, сталкивается с непониманием старших, сам порой обижает их (главы «Классы», «Наталья Савишна») 3. К. Г. Паустовский«Телеграмма». Девушка Настя, Живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет…
Проблема любви/ревности, дружбы/преда­тельства. 1.А. С. Пушкин.«Евгений Онегин» 2. М. Ю Лермонтов.«Герой нашего времени». 3. И С. Тургенев.«Отцы и дети». 4. И А. Гончаров. «Обломов». 5.И С. Тургенев.«Отцы и дети».
Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус чело­века? Проблема духовности в искусстве. Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры?
  1. Статьи Д. С.Лихачева.
  2. Л. Н. Толстой «Война и мир»
  3. А.М.Горький «Красавица»
Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телеви­дение на человека? Герберт Маршалл Маклюэн (англ. Herbert Marshall McLuhan, 21 июля 1911 — 31 декабря 1980) — канадский философ, филолог, литературный критик, теоретик воздействия артефактов как средств коммуникации.Получил широкую известность благодаря исследованию формирующего воздействия электрических и электронных средств коммуникации на человека и общество. Первая крупная работа Маршалла Маклюэна «Механическая невеста: фольклор индустриального человека» стала одной из первых в области исследований популярной культуры. Книга Маршалла Маклюэна «Понимание медиа» стала одним из первых исследований в области экологии средств массовой информации. По мнению Маклюэна, средства массовой информации должны стать объектами исследования сами по себе, вне зависимости от их содержания (контента).Основная идея заключается в том, что средство массовой информации (коммуникации) влияет на общество в первую очередь не своим содержанием, а теми характеристиками, которые отличают его от других СМИ. Маршалл Маклюэн оказал большое и разностороннее влияние в науке, культуре, философии и т. п. Так, в кинематографе следы его идей наиболее отчетливо проявились в творчестве Дэвида Кроненберга и особенно в фильме «Видеодром». В 1977 году Маклюэн сыграл самого себя в фильме Вуди Аллена «Энни Холл».В художественной литературе последователей идей Маклюэна также немало, особенно среди представителей киберпанка. В научном сообществе Маклюэн, наряду с Гарольдом Иннисом, рассматривается в качестве основателя «медиумной теории» в области социологии массовых коммуникаций. В области философии идеи Маклюэна находятся в одном русле с течением постмодернизма.
Какова роль книги в жизни человека? Пробле­ма выбора книг для чтения. Почему молодежь ста­ла меньше читать? А.М.Горький. «Мои университеты» Н.Островский. Как закалялась сталь.
Может ли Интернет, телевидение заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение? Станислав ЛЕСНЕВСКИЙ Книга и интернет – два самостоятельных вида культуры. При этом надо учитывать, что книга – древнейший вид культуры, а интернету – всего лишь несколько десятков лет. Поэтому интернет не только не вытеснит, но, наоборот, на мой взгляд, усилит, возвратит интерес к книге. Хотя, несомненно, какая-то часть людей теперь читает литературу только с экрана. Я бы охарактеризовал отношения книги и интернета как братья-враги. Вадим ПАНОВ Скорее всего, книга и интернет будут существовать вместе, дополняя друг друга. Другой вопрос, чего будет больше – цифровой или бумажной литературы. Мне кажется, книга, художественная книга, сохранит свои позиции. Тут во многом всё зависит от восприятия текстов. Сужу по себе. Читать тексты с экрана у меня не получается: не могу полностью погрузиться в художественный мир; экран отвлекает, не даёт сосредоточиться. Дмитрий ОРЕХОВ Нет. Потому что книга – это нечто изысканное. Любовь человека к книге, к библиотеке не пропадёт. Хочется отметить, что тиражи книг хоть и падают, зато качество полиграфии становится лучше. Книгу, по крайней мере, приятно держать в руках.
Проблема развития и сохранения русского язы­ка. Что такое хорошая речь? И. С. Тургенев «Русский язык»
Как сохранить чисто­ту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцелярита. В чем опасность штампов в нашей речи? Основная сфера применения диалектных (областных) слов - художественная литература. Они привлекаются для создания местного колорита и речевой характеристики героев, а также в качестве особого средства выразительности в русской литературе с XVIII в., сначала в основном в водевилях для создания комизма, а затем - для передачи особенностей речи крестьян. Если В.А. Жуковский полностью отрицал использование диалектизмов в художественных произведениях, то А.С. Пушкин делал это лишь теоретически, а практически применял их, о чем свидетельствует, например, повесть «Барышня-крестьянка»: Да как же барина с слугою не распознать? И одет-то не так, и баишъ иначе, и собаку-то кличешь не по-нашему; Ты был, барин, вечор у наших господ?; А взаправду... не попытаться ли в самом деле? Лингвисты, занимающиеся изучением жаргонизмов, считают, что "вульгаризация речи свойственна подрастающему поколению и часто идет не от дурных мыслей и наклонностей, а скорее от несознательного желания подростков выглядеть грубовато-мужественными, более взрослыми, опытными. Однако, будучи явлением преходящим, жаргон все-таки может оставить (и часто оставляет!) след в языковом развитии человека... Человеку, привыкшему смолоду к вульгарным, стилистически сниженным словам и выражениям, впоследствии трудно научиться правильно и грамотно излагать свои мысли" А вот как изъясняются героини повести В. Кунина "Интердевочка": Он неплохо т р е к а л по нашему. Даже надбавку получал в своей фирме за знание русского языка; Стоит передо мной такой пожилой в о д и л а, т а ч к а его ф у р ы ч и т на п а н д у с е; Очень п о п с о в ы е очечки!; Каждый костюмчик - ш т у к а, п о л т о р ы. Сапожки - шестьсот, семьсот!; Она и сейчас п о д б а н к о й и т.д. В поэзии жаргонизмы используются реже: Озера летние от стужи с б р е н д и л и. Уснули лебеди, словно крендели. (А. Вознесенский). Однако необходимо отметить, что таких элементов должно быть как можно меньше и в художественной литературе. Нельзя допускать, чтобы жаргонная лексика популяризовалась через телевидение, кино, художественную литературу.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...