Радио несет культуру
Стр 1 из 5Следующая ⇒ РАДИОСОН
Трактат о свободе воли
Исполнение моих планов задерживается законами природы, мир к этому пока не подготовлен. Я перепрыгнул через свою эпоху. Однако те же законы природы, в конце концов, заработают верно, я брошу победный клич.
Никола Тесла Введение
Сегодня мы открываем новую страницу в истории торжества разума над материей.Человек был создан природой, чтобы познавать ее, и природа открыла ему свои самые сокровенные тайны. Мы стали свидетелями колоссальной мощи человеческого разума, и никогда за всю историю Земли не проявлялось это так ярко, как сейчас. Наше время – это эпоха стремительного обновления форм существования человеческого общества, невиданного взлета к могуществу над силами природы, невиданного взлета к более прогрессивному технологическому жизнеустройству. Какие поразительные подвиги совершает современная техника! Радио знаменует победу человека над пространством. Моментальная передача информации на огромные расстояния означает упразднение времени в пространстве радиоэфира. Антенны упрощают контакт, облегчают взаимопонимание. Люди стали ближе друг другу, теснее сплотились народы, отдаленные друг от друга на тысячи километров.Со скоростью мысли мириады информационных сообщений летят в разные концы планеты. В нарастающем шквале информации не видится ни конца, ни края. Если когда-нибудь будет найден способ сделать видимыми электромагнитные волны, переносящие информацию, человек сможет воочию увидеть океан, в котором утопает земной шар. Технический прогресс не перестает поражать темпами развития. Лишь вчера не сходившие с газетных передовиц и сенсационных обзоров изобретения сегодня уже перешли в разряд обыденных. Массовые коммуникации, электронные технологии, мобильная связь – все эти блага современной цивилизации стали неотъемлемой частью нашей жизни. Современный человек не мыслит свою жизнь без информационных средств связи. Можно вспомнить метафору Маршалла Маклюена – электронную нервную систему, к которой человек подключается с самого момента своего рождения. Не меньшее значение в наше время играют скоростные вычислительные машины – компьютеры. Производство электронно-вычислительной техники открыло перед человечеством небывалые возможности по автоматизации умственного труда и привело к возникновению принципиально новых информационных технологий. Информационные технологии позволили человеку вдохнуть свет разума в мир неорганической материи, одушевить безжизненные металлоконструкции. Не только человек совершенствует технологию, но и технология совершенствует человека. Она позволяет ему бесконечно расширять свои возможности, смотреть дальше, мыслить быстрее и соревноваться с природой во многих других сферах жизнедеятельности.
Вместе с тем, информационные технологии могут применяться не только на благо, но и во вред человеку. Обращение с информацией требует больших нервных затрат, диктует постоянную потребность в приобретении новых знаний. Объем поступающей информации во много раз превышает способности человеческого мозга по ее обработке. Информационный взрыв порождает множество психологических проблем, связанных с перегрузкой психики избыточной информацией. Такая перегрузка блокирует переработку и усвоение знаний человеком, возникает явление информационного старения нервной системы. Причем в наше время такое внутреннее «выгорание» происходит достаточно рано, когда человек ещё физиологически полон сил. Информационный поток – достаточно сильный раздражитель. Наши современники находятся под воздействием большого количества сообщений, в качестве которых можно и нужно сомневаться. Информация может оказаться вредной, влияющей негативно на сознание, например, воспитывающей восприятие мира от безразличного или же некритического – до негативного, обозленного, неадекватного. Защита состоит в том, чтобы подавить процесс развития сенсорного раздражения в мозге. А для этого, как известно, должны быть активированы нервные механизмы торможения. То есть автоматически блокируется мозг, отключается аналитический аппарат, притупляются чувства, ослабляется интеллект.
О вреде неумеренного потребления информации сегодня говорят разные специалисты: медики, психологи, социологи и прочие. Всем им в рамках своей профессии приходится сталкиваться с тяжелыми последствиями информационного отравления. По мнению экспертов, плохая информация создает у людей тяжелое, неуравновешенное состояние, которое рассматривается как вынужденная беспомощность, как долговременный психологический стресс, приводящий к истощению функциональных способностей нервной системы, и, как следствие, способствующий другим отклонениям и повреждениям здоровья, а также резкому сокращению рождаемости и продолжительности жизни. Научные, технические, социальные и сексуальные революции обострили чувствительность нервной системы человека и увеличили вероятность его невротической реакции на многие события. В условиях информационного стресса оптимальной стратегией нервной системы в борьбе с напряжениями и перегрузками становится состояние транса. Как установили специалисты-нейропсихологи, транс – это естественная защитная реакция нервной системы, при которой она селективно реагирует на входные воздействия. Потеря понимания смысла происходящих событий, нарушение причинно-следственной связи между отдельными сферами жизненного опыта и затормаживание мозга в общественно установленных местах – все это глубинные психологические реалии современной жизни. Контроль за информацией в наше время стал делом чрезвычайной важности. Человек не может отвернуть кран информации и установить его в некоем зафиксированном положении, так как всегда будет сохраняться риск того, что в определенный момент кран прорвет, и он окажется перед угрозой утонуть в нескончаемых информационных потоках. В наш век информационного потребления, когда на каждом шагу нас поджидает всякая грязь и информационное насилие, необходимы встроенные информационные фильтры и строгая внутренняя цензура, которые помогут сохранить ясность мысли и предотвратить развитие психологических патологий. Существуют и другие настораживающие последствия информатизации, которые сказываются уже в настоящем. Информационные технологии безответственно хозяйничают в наших умах. Звучат тревожные заявления о том, что они несут опасность манипуляции человеческой личностью, предоставляя широчайшие возможности психологического контроля. В эпоху информатизации человеческая личность утрачивает ценность, и людьми управляют не естественные потребности, а неведомые и независящие от них силы. Личная свобода человека все больше зависит от техники, которая постепенно захватывает место, отвоеванное у природы. В высокоразвитых индустриальных странах отмечается прогрессирующая деградация личности человека, он превращается в подобие робота, управляемого средствами массовой информации и рекламой.
Информатизация порождает глобальное информационное пространство, сам факт возникновения которого приводит к появлению желающих управлять процессами в нем происходящими. Для этого используется информационное оружие, которое применяется не только против технических систем, созданных для переработки информации, но и против людей ее потребляющих. Современный мир вступил в эпоху информационных войн. Воздействовать информацией стало проще, быстрее, безнаказаннее, а самое главное, дешевле, чем любым другим видом оружия. Целью войны стало не уничтожение, а управление, которое приносит победу при минимальном насилии и кровопролитии. Подготовка стратегии информационного воздействия включает ряд необходимых условий: изготовление побудителей активности – потребностей, интересов, склонностей, идеалов; формирование регуляторов активности – смысловых или целевых установок, групповых норм, самооценки; cоздание необходимых когнитивных структур – мировоззрения, убеждений, верований, знаний; формирование требующегося операционального состава деятельности – способа мышления, стиля поведения, привычки, умения, навыка, квалификации; приведение в определенное психическое состояние – дестабилизация, усталость, нетерпеливость, некритичность, растерянность, нерешительность.
Управлять человеком с помощью информации – это просто. Разработчики информационного оружия пропагандируют отношение к человеку как к устройству для переработки информации, в которое можно закладывать, по своему усмотрению, идеологически выверенные идеи и взгляды. В свете последних достижений в области развития информационных технологий, технический подход к человеку как к информационной обучающейся системе находит все больше практических применений. Одним из тех, кому удалось изложить такой подход в наиболее ясной и непротиворечивой форме, является автор книги «Информационная война» С. Расторгуев. По его определению, «информационное оружие направлено непосредственно на изменение поведения информационных систем, а в случае применения против людей – на изменение их мышления и, соответственно, поведения без предварительного «запугивания». Как пишет Расторгуев, «отличительная черта тех систем, которые принято называть информационными, состоит в том, что для них модификация внутренних управляющих структур всегда связана с получением новой информации, обучением». Таким образом, информационное воздействие на них – это всегда обучающее воздействие. А, следовательно, «выйти победителем в информационной войне – это значит вовремя понять, чему можно обучаться, а чему нельзя, то есть какие входные данные можно обрабатывать, а какие – ни в коем случае». Информационные технологии обогатили наши познания о принципах функционирования человеческого мозга. Теперь нам отнюдь не безразлично, какую информацию загружать в свой мозг, и какими средствами ее обрабатывать. Целесообразно также время от времени проверять себя на предмет наличия признаков информационного поражения. Эти признаки надо начинать искать, исходя из того, что информационное оружие в первую очередь действует на систему управления, имея своим результатом целенаправленное изменение поведения информационной системы. Именно так действуют наиболее опасные биологические, социальные, психические и компьютерные вирусы. У этих, казалось бы, разных вирусных структур, в действительности очень похожие свойства и общее предназначение. Все они, по сути, являются в чистом виде информацией, и паразитируют на уровне информационных программ живого организма или операционной системы компьютера, вызывая в них сбои, и заставляя выполнять несвойственные в норме этим системам действия. Из этих сведений можно сделать интересный вывод: вирусы паразитируют за счет программ, содержащих информацию, а значит, если есть система, оперирующая с какими-либо программами, то возможны и вирусы, способные на ней паразитировать, заставляя эту информационную систему работать на себя. Человеческий мозг тоже информационная система, и было бы странно, если бы он был свободен от своих собственных вирусов. По идее, ими могут быть любые замкнутые на себя логические построения, «привязанные» к тем или иным психологическим потребностям человека.
В человеческом социуме циркулирует масса вирусных и вирусоподобных структур, имеющих естественное и искусственное происхождение. Психические вирусы способны самокопироваться и самораспространяться похожим на распространение биологических вирусов путем. В разное время и в разных странах психическое заражение не раз принимало массовый характер и оборачивалось настоящими эпидемиями, имеющими зачастую не менее тяжкие последствия, чем эпидемии чумы или лихорадки. На эту особенность психических вирусов в свое время указывал современникам выдающийся русский психиатр В.М. Бехтерев. В своей книге «Внушение и его роль в общественной жизни» он писал: «В настоящую пору так много вообще говорят о физической заразе при посредстве «живого контагия» (contagium vivum) или так называемых микробов, что, на мой взгляд, не лишне вспомнить и о «психическом контагие» (contagium psychicum), приводящем к психической заразе, микробы которой хотя и не видимы под микроскопом, но, тем не менее, подобно настоящим физическим микробам действуют везде и всюду, и передаются через слова, жесты и движения окружающих лиц, через книги, газеты и прочее». Переносчики психического контагия приобретают гипнотическую власть над инфицированным индивидом. Не даром ранние исследователи массовой психологии рассматривали психическую заразу как особый вид гипнотизма и считали эффект психического заражения легко констатируемым, но необъяснимым феноменом гипнотического рода. Учение Бехтерева о психическом контагии не ускользнуло от внимания заинтересованных государственных служб. Он получил от советского правительства грант на изготовление секретного идеологического оружия, которое должно было получить внутреннее применение для мобилизации народных масс. Бехтереву удалось провести ряд удачных опытов в этом направлении, которые можно считать пробой пера в практическом использовании информационного оружия. Психическое заражение является самым простым и действенным способом ведения информационной войны. Известные нам психические вирусы способны заражать человеческую личность, изменять ее, подчиняя своим задачам, и самовоспроизводиться, подвергая заражению других людей. Они могут активизировать программу самоуничтожения, присущую любой сложной информационной системе, а успешный запуск такой программы следует признать самым эффективным видом информационного воздействия. Впрочем, на практике бывает достаточно навести банальную порчу – загрузить в человека негативные программы, которые постепенно, незаметным образом будут разрушать своего носителя. Пораженная информационным оружием система будет руководствоваться уже не собственными целями, а навязанными ей программами противника, и чем больше будет ее ориентация на чужие программы, тем глубже информационное поражение. Примером полного информационного подавления является бывший человек, именуемый зомби; его система управления по определению полностью ориентирована на выполнение чужой воли. Проблемы психопрограммирования, зомбирования, манипулирования сознанием и подсознательного информационного воздействия в наше время получили огласку в средствах массовой информации и всколыхнули волну беспокойства в кругах широкой общественности. Журналисты волнуются: а что если мы все запрограммированные зомби? Ведь не случайно нам постоянно что-то внушают, в чем-то убеждают, предлагают закодировать и перепрограммировать на новый лад. Еще несколько лет назад психологи и психиатры спорили о том, возможно ли в принципе кодирование человека. Теперь они уже не спорят, а создают различные психологические методы внушения. Кодирование от пьянства и курения, экспресс-метод Илоны Давыдовой, сеансы Чумака и Кашпировского прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Технологии нейролингвистического программирования и суггестивного воздействия на психику человека стали новым сегментом рынка психотерапевтических услуг. С помощью современных портативных приборов легко вызывается состояние «сверхобучения» или «подпорогового программирования». Оказывается, в этом состоянии человек становится чрезвычайно восприимчивым к запоминанию новой информации. В продаже появляются тысячи всевозможных разновидностей аудио-записей для подпорогового программирования, которые используются для кодирования суггестивной информации в психике. На человеческое подсознание можно воздействовать через телефон, радио, телевидение, интернет, даже через газетную полосу. Вы можете слушать новости по радио и даже не догадываться, что вам что-то внушают. Технология подпорогового программирования в нашей стране получила серьезное научное обоснование. Ее разработкой занимаются сотрудники института психотехнологий, которые, по их утверждению, далеко продвинулись в деле создания конкретных средств скрытого информационного воздействия или, по их терминологии, «психокоррекции». В подготовленном институтом издании «Психотехнологии: компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне», выделены два основных фактора в психокоррекции: введение информации в неосознаваемые зоны памяти, с использованием внушения, разъяснения, обучения в диссоциированном состоянии; обеспечение прямого доступа в память путем либо изменения состояния сознания, либо даже его отключения. В той же работе показано, что приемам скрытого информационного воздействия, то есть классическим методам информационной войны, уже настало время «выходить в народ», в частности, «помимо медицинского назначения указанные методы могут быть использованы при решении задач социального характера». Авторы также отмечают, что современное состояние науки и техники позволяет совершенно незаметно для человека вводить в его память любую информацию без его ведома, которая им усваивается, как пища, и становится «своей», то есть определяет его потребности, желания, вкусы, взгляды, самочувствие, картину мира. Не отстают от нас и американские ученые, которые проявляют немалый интерес к сотрудничеству в этой сфере. Некоторое время назад в американской прессе появились сообщения, что русские специалисты предоставили американской стороне оборудование по «акустической психокоррекции». По заявлению изготовителей, акустический психокорректор способен передавать команды путем статических или многочастотных звуковых волн, и воздействовать на человеческое подсознание без нарушения другой интеллектуальной деятельности. Американские эксперты сообщили, что результаты проверки возможностей этого оборудования «весьма обнадеживающие». После воздействия на объект – пусть это будет доброволец или ничего не подозревающая жертва – в течение нескольких минут он изменяет свое поведение таким образом, каким это нужно облучающим его агентам или военным. По мнению экспертов, этот акустический психокорректор был разработан в Советском Союзе еще в середине 70-х годов и предназначался для «подавления беспорядков, контроля над диссидентами, деморализации и выведения из строя противника, и создания благоприятных условий для действия дружественных войск». Эффект «акустической психокоррекции» в виде направленного воздействия звуковых волн на человеческую психику был известен еще задолго до наступления эры информатизации. Когда в 1929 году в лондонском театре ставили историческую драму, авторы включили в звуковое сопровождение гигантскую органную трубу, которая вызвала у публики панический ужас. Позже выяснилось, что низкочастотные инфразвуковые воздействия способны провоцировать беспричинную тревогу, панику и агрессию. Сходных результатов удалось добиться в экспериментах со сверхвысокими частотами – СВЧ-колебаниями. Опыты на людях, которые проводились в последующие десятилетия по всему миру, показали, что воздействия неслышимых человеческим ухом инфра- и ультразвуковых колебаний вводят человека в оцепенение, вызывают спазмы различных органов и могут приводить к остановке сердца. Все это связано с биорезонансной сочетаемостью звуковых частот с вибрациями отдельных органов и систем организма. О пользе звуковых эффектов подпороговой частоты для подавления масс хорошо осведомлены военные. Акустические волны использовались американцами во время военных операций в Панаме и Вьетнаме. По заявлениям компетентных военных специалистов, ими задействуются в боевых операциях мощные генераторы звуковых волн, вызывающие нарушения координации движений, психомоторных реакций, судороги, тошноту, поражение внутренних органов людей, в том числе находящихся внутри боевой техники и в укрытиях. «Лучи смерти» с давних пор привлекали внимание фантастов, ученых и военных. Были испытаны в действии многие виды лучевого оружия электромагнитного спектра. Электромагнитные волны – это то, что включает в себя и гамма-излучение, и рентгеновское излучение, и световое излучение. Среди этих полос спектра наиболее эффективными для проведения локальных боевых действий принято считать микроволны. По сообщению авторитетного западного журнала, уже созданы генераторы микроволнового излучения, предназначенные для дистанционного воздействия на толпы людей. По сведениям журнала, излучатель воздействует на организм человека узким микроволновым пучком. Волны проникают под кожу и быстро «нагревают» зону воздействия до температуры 45 градусов по Цельсию и выше. Это неизбежно вызывает болевой шок и даже потерю сознания у людей, подвергнутых воздействию этого оружия. Электромагнитные поля различной природы способны также влиять на психику человека. При обследовании людей, работающих в условиях сильных электромагнитных полей, отмечались ослабления внимания и памяти, появление невротических реакций. Работающие с ЭМП люди предъявляли жалобы на раздражительность, несдержанность, нетерпеливость и гневливость. Наблюдалась угнетенность настроения, тревожность, раздражительность, вспыльчивость, в отдельных случаях возникали сумеречные и аффективно-суженные состояния сознания. В клинических наблюдениях регистрировались изменения эмоционально-волевой сферы, нарушение процессов формирования навыков, повышение порогов реагирования на сенсорные и болевые раздражители, ощущения радиозвука и магнитофосфена. Многие исследователи отмечали сноподобное действие электромагнитных полей. Электромагнитные излучения, вызывающие эффекты воздействия на психику, известны под названием психотронных. Психотронные воздействия на сегодняшний день могут быть признаны самой перспективной областью разработок несмертельного оружия с неограниченным потенциалом поражения. Начало этих разработок приходится примерно на середину двадцатого столетия. Еще в 1966 году в США был опубликован многотомный труд под названием «Перспектива нового мира», в котором были обобщены результаты научных исследований, проводившихся в лабораториях ВВС. Там подробно описывались достижения в создании нового оружия, в том числе и электромагнитных излучателей, по превращению человека в биологического робота. В главе «Процесс биологического контроля» авторы писали о создании такого электромагнитного источника энергии, с помощью которого можно будет контролировать мышечные движения человека, его эмоции, усыплять его, и внушать ему любые мысли. Были отработаны методики, с помощью которых можно внедряться в краткосрочную и долгосрочную память, а также в кратчайшие сроки вырабатывать у человека новый набор навыков и стирать существующие, то есть, проще говоря, убирать накопленный жизненный опыт и заменять его новым, необходимым экспериментаторам. Отечественные разработчики, как известно, никогда и ни в чем не отставали от своих американских коллег. Некоторое время назад в прессе получил освещение доклад, прочитанный в лаборатории биоэлектроники ИРЭ АН СССР, и озаглавленный «Воздействие на биологические объекты модулированными электрическими и электромагнитными импульсами». Докладчиками упоминалось об испытании установки «Радиосон», в блок-схеме которой применен СВЧ-генератор. Изобретатели представили свое открытие на суд научной общественности как «способ вызывания искусственного сна на расстоянии с помощью радиоволн». В докладе говорилось, что импульсы этого генератора вызывают акустические колебания в мозге. Мощностей установки хватает, чтобы обработать город площадью около ста квадратных километров, погрузив всех его жителей в глубокий радиосон. Первая установка была создана и запущена в действие в 1973 году в одной из войсковых частей Новосибирска. Практическую помощь в содействии и оформлении открытия оказывал генерал-полковник авиации В.Н. Абрамов. Курировал эти работы дважды Герой Советского Союза маршал авиации Е.Я. Савицкий. Работа наших изобретателей вызвала немалый резонанс. Вот что пишет об этом президент киевского клуба гипнотизеров В.М. Кандыба: «Если аппараты «Радиосон» поместить на спутники, то можно не только вывести из строя любую страну, но можно и навязать любому народу любую информацию. Исходная гипнабельность более 30% населения достаточна, чтобы аппараты «Радиосон» в ночное время смогли незаметно обработать любой информацией точно треть населения целой страны! Грозным пси-оружием является и возможность применения предсуггестивной гипнотической психотехники в средствах массовой информации, особенно на ТВ, для повышения исходной внушаемости и информационной психозависимости целой страны. Гипнотическая психотехника камуфлируется под «лечебные сеансы», «рок-концерты», «юмористические шоу» и т.д. После таких теле- и радио-концертов и телесеансов более половины зрителей и слушателей становятся более управляемыми, более послушными и совершенно неспособными на какое-либо сопротивление. Такое положение повышенной и безропотной массовой внушаемости населения может даже после одного телесеанса удерживаться до 2-3 лет, а у 30-40% населения – уже до конца их жизни». К началу 1990-х годов в нашей стране небывало расцвела инженерная мысль по созданию психотронных приборов. Психотроника вышла из закрытых исследовательских лабораторий, и секретные разработки получили открытое применение. Занимались психотроникой более 20 институтов. Координировал работы Центр нетрадиционных технологий при ГКНТ СССР. В августе 1991 года В. Померанцев, руководитель и главный конструктор Центра, выступил с сенсационным заявлением: «Как специалист и юридическое лицо я утверждаю: в Москве серийно начато производство психотронных генераторов и их испытание». По имеющимся данным, на протяжении последних лет психотронные генераторы активно внедрялись в производство средств связи и электробытовой техники. СВЧ-генераторы, аналогичные тем, которые были апробированы в установке «Радиосон», встраивались в радиотелефоны, радиоприемники и другие передающие устройства для общего пользования. Если говорить о способах психотронного контроля на ближних расстояниях, то, скорее всего, самыми эффективными инструментами воздействия являются радиотелефоны. Дело в том, что именно радиотелефоны являются испытанным во время войны в Персидском заливе, беспорядков в Лос-Анджелесе и вторжения в Панаму аппаратом психотронного контроля. Говоря точнее, вся сеть радиотелефонной связи представляет собой сеть психотронного контроля, так как она функционирует в качестве средства передачи психотронных волн высокой частоты. Наряду с радиотелефонами в психотронных операциях используются и другие электробытовые приборы. Электромагнитное излучение, испускаемое этими приборами, действует как фоновый раздражитель, угнетающий психическое состояние человека наподобие слабых гипнотических воздействий. Известно, что значительное количество электроприборов излучает микроволны, которые оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье. Это касается и микроволновых печей, и компьютеров, и электроплиток, и линий электропередач. В наше время никто не застрахован от вредоносного излучения даже в собственной квартире. Как рассказал репортерам специалист В. Слепуха, способы наведения такого высокочастотного поля в ограниченном пространстве весьма разнообразны: «Сам генератор может находиться в достаточном отдалении, а в качестве излучателя могут использоваться провода телефонной сети, телефонный аппарат, телевизор, радиосеть, лампы накаливания, водопроводные трубы, холодильники, электросчетчики и некоторые электробытовые приборы». Стойкие помехи в радиоприемнике и телевизоре свидетельствуют, что где-то рядом работает источник электромагнитного излучения. Если напряженность высокочастотного поля высока, то неоновая лампочка должна вспыхнуть, если вы быстро проведете ею в воздухе. От направленного пучка высокочастотного излучения может защитить любой металлический экран: фольга, сложенная в несколько слоев, сковородка или кастрюля, нахлобученная на голову. На сегодняшний день ситуация сложилась достаточно рискованная. Повседневная жизнь наших соотечественников превратилась в полигон зловещих экспериментов над разумом. Психотронный генератор может находиться за соседней стеной, а может оказаться вмонтированным в вашем собственном телевизоре. Нужно сказать, что, несмотря на все многообразие психотронных приборов, телевизор превосходит их все по эффективности и глубине психологического воздействия. В подтверждение этого проводились широкомасштабные исследования, которыми занималось ЦРУ в рамках таких проектов, как МК (мозговой контроль) и МК-Ультра. Первоначально эти проекты были задуманы для испытания на людях экспериментальных психотропных препаратов, но вскоре все внимание разработчиков переключилось на электронно-лучевые методы воздействия. Из достоверных источников стало известно, что разработчики программы МК-Ультра признали телевизор самым эффективным средством промывки мозгов из всех, применявшихся до настоящего времени. Они экспериментальным путем доказали, что телевидение – оптимальный наркотик для массового гипноза. По признанию одного из бывших сотрудников ЦРУ, ни один из психотронных генераторов, применявшихся этой службой для скрытого управления человеком, не имел такой силы воздействия на массы, как телевизор, чьи излучения покрыли плотной сетью территорию США. Телевизор вызывает все больше опасений не только у экспертов, но и у простых обывателей. И эти опасения не случайны. Информационно-психологическая обработка населения принимает все более крупные масштабы. Гипнотизеры и гипнотерапевты всех мастей переместились из залов и аудиторий на экраны телевизоров, и, не заботясь об эфирном времени, проводят умопомрачительные сеансы массового гипноза. Сравнения телевизионных сеансов с гипнотическими вполне обоснованы. Они имеют своим результатом мысленное внушение, сужение сознания, отключение критического мышления и повышение общей гипнабельности аудитории. Но все эти гипногенные эффекты – только прелюдия к беспрецедентной по своим масштабам информационной экспансии, вследствие которой «человек думающий» исчезнет как самостоятельный вид, чтобы уступить место «человеку, потребляющему информацию». Есть сведения, что эта глобальная кампания, получившая в прессе название «западнизация», была подготовлена американскими спецслужбами и развернута отечественными телерадиовещательными корпорациями в рамках программы испытания целого комплекса средств информационно-психологического поражения. Как показывает деятельность отечественного концерна ЦИППО (Центр информационно-психологического программирования Останкино), комбинирование психотронных воздействий с приемами подпорогового программирования и суггестивной психокоррекции может принести весьма многообещающие результаты. По мнению специалистов, в пределах охвата вещания останкинской башни спутниковые телекоммуникации даже не нужны, поскольку мощность генераторов, установленных на опорном пункте ЦИППО, достаточна для проведения психотронных операций любой степени сложности. Общественность всерьез обеспокоена угрозой психотронного воздействия на личность. В редакции газет и отделения психиатрических клиник стекаются тревожные письма от граждан, подвергшихся психическим атакам. Содержание сообщений поразительно схоже. Людям кажется, что в их голове появляются чужие чувства и мысли, которые побуждают их к навязчивому поведению. Им представляется, что их все время кто-то контролирует и прослушивает. Их преследуют навязчивые электрические импульсы, тело совершает независимые от воли движения, а таинственные голоса из радиоприемников приказывают им совершать противоправные действия. Появление внутри головы приказывающих голосов при развитии психических заболеваний, которые сопровождаются утратой воли, нередко интерпретируется людьми как воздействие на них великих экстрасенсов или экспериментов с использованием какой-то электронной аппаратуры. Один из газетных корреспондентов, который по его словам, длительное время ощущал на собственной шкуре удары электрического тока, ожоги, головокружения и прочие манипуляции неведомого экстрасенса, пришел к следующему выводу: «По моему твердому убеждению, такой экстрасенс существует, и не один, а в виде НИИ, подобных Институту высшей нервной деятельности и нейрофизиологии, Институту радиоэлектроники АН СССР и многим другим, которые, начиная с эпохи застоя, перенесли эксперименты из стен лабораторий – с обезьян, кроликов, крыс и тому подобных – на живую советскую натуру: детей, стариков, женщин, мужчин». Похоже на то, что есть лишь два пути решения проблемы психотронных атак на гражданское население: психиатрическое лечение или поголовное зомбирование. Между прочим, некоторые постояльцы психиатрических больниц уверяют окружающих в том, что некогда являлись агентами-зомби, которых спецслужбы завербовали с помощью телевизора и радиоприемника. Почему бы не поверить в то, что они говорят правду. В книге «Похитители разума» Л. Толкунов рассказывает о документально подтвержденной истории с американским агентом, который был задержан в одной из африканских стран при подготовке покушения. На допросах выяснилось, что в нем запрограммированы четыре отдельных личности, каждая из которых вступала в действие лишь в определенной ситуации, и ни одна из них не знала о существовании трех остальных. Это было подтверждено детектором лжи и с помощью гипноза. Да что там в Африке, вокруг нас ответственные лица то и дело снимают с себя ответственность за свои поступки, не считая их актом свободной воли. Некоторые политики и публичные персоны демонстрируют все характерные признаки зомбирования, и остается только догадываться, каким процессам обработки подвергался их мозг, чтобы привести к такому неадекватному состоянию. Появился спрос на услуги специалистов особого рода – так называемых депрограммистов, которые вытаскивают людей из религиозных сект и политических партий, а затем по новой промывают им мозги, чтобы дезактивировать заложенные в них программы. На фоне тревожных реалий информационной войны подает надежды учение Р. Хаббарда «Дианетика», которое обещает раскодировать сознание человека и довести его до состояния «клира», полностью очищенного от всех тревог и забот. Последователи Хаббарда специализируются на удалении имплантов – чужеродных программ, внедряемых в мозг человека с целью подчинить его чужой воле. Концепция имплантов представляет большой интерес для разработки общей теории психопрограммирования. С технической точки зрения, импланты могут быть установлены в человеческий мозг как программным, так и аппаратным путем. Последний получил техническую реализацию в форме микрочипов, для вживления которых требуется операция хирургического вмешательства. Воздействуя на микрочипы локальным пучком радиоволн, людьми можно управлять дистанционно, как радиоуправляемыми устройствами. Американский нейрохирург Х. Дельгадо продемонстрировал это своими экспериментами по электрическому раздражению мозга (ЭРМ). Экспериментатор имплантировал электроды в различные отделы мозга подопытных людей и животных, а затем устанавливал с ними связь посредством радиопередатчика, соединенного с компьютером, который программировался для избирательного подавления эмоций по мере того, как их определяли и фокусировали по электроэнцефалограмме. Эксперименты Дельгадо показали, что физические воздействия на мозг нивелируют различия в поведении крыс, обезьян и людей, и позволяют по своему усмотрению активизировать у них чувства страха, голода, агрессии и т.д. За идею микрочипов сразу ухватились журналисты. На первой полосе популярного периодического издания появилось сообщение: дистанционно управляемые люди – это реальность! По мнению журналистов, микрочипы непременно должны быть использованы в тайном оружии, с помощью которого политики зомбируют людей. В недалеком будущем имплантация микрочипов будет производиться всем людям, достигшим школьного возраста, и станет таким же обычным делом, как прививки манту. От этого оружия уже не спасет ни кастрюля на голове, ни затычки в ушах, ни заземлитель в руках. Когда технологию чипирования разработают тщательным образом, из людей сделают радиоуправляемых роботов, которыми можно будет манипулировать, просто нажимая на мозговые кнопки. Вы можете подумать, что это уже слишком, но это еще не все. В лексиконе журналистов появилось новое злободневное понятие – роботизация. По мнению борцов за свободу слова – роботизация – это наша будущая стратегия выживания в эпоху информационных войн. Дело идет к тому, что, если нам не удастся роботизироваться надлежащим образом и закодироваться по полной программе, мы в скором времени будем обречены стать жертвами очередной информационной экспансии, против которой еще не придумано подходящей антивирусной защиты. Можно посмотреть на эту ситуацию и под другим углом зрения. Мы привыкли приписывать себе и окружающим нас людям гораздо большую степень произвольности и ответственности, нежели то, чем обладаем на самом деле. Нам хочется думать, что мы принимаем самостоятельные решения, удовлетворяем личные желания, тогда как в действительности большинство наших желаний навязаны нам со стороны, и наши решения принимаются нами под давлением внешних обстоятельств. В нас беспрерывно текут потоки чьих-то чувств, мыслей, переживаний, которые не принадлежат нам, но кажутся своими. Каждый из нас искренне верит в то, что он – это действительно «он», и все его чувства, помыслы и желания принадлежат именно «ему». А опытный невролог-гипнотизер П. Жане утверждал обратное: «Человек, со свойственной ему гордыней, полагает, что он является хозяином своих движений, своих слов, своих идей и себя самого. На самом же деле именно собой мы в состоянии распоряжаться менее всего. Есть масса вещей, которые происходят внутри нас без участия нашей воли». На сеансе гипноза пациент может быть на сто процентов убежден в спонтанности своих действий, пока гипнотизер не объяснит ему, что он действовал под влиянием гипнотических и постгипнотических внушений. В обыденной жизни такие ситуации происходят не менее редко, и именно их, скорее всего, следует считать правилом, а самостоятельные действия человека – уже скорее исключением. Так или иначе, всему этому можно найти разумное объяснение. Возможно, находиться в состоянии гипнотического транса для нас более естественно и целесообразно, чем реально осознавать происходящее. Что мешает нам допустить, что наша повседневная жизнь – это искусственный сон, навеянный невидимыми излучениями радиоволн? Сон – это состояние глубокой бессознательности, в котором мы не отдаем себе отчета в том, что с нами происходит. Мы всегда самонадеянно полагаем, что, безусловно, можем отличить бодрствование от сна. Задайтесь вопросом – а почему? Уже когда вы читаете эти строки, оглянитесь вокруг и задайте себе вопрос: «Не сплю ли я?» Никто не сможет ответить на этот вопрос лучше вас самих. Попробуйте сохранить бодрствующее сознание и призовите себя к ответственности: готовы ли вы добровольно участвовать в кампании по роботизации? Мы полагаем, что нет. В таком случае вам предстоит вступить в открытое противостояние бескомпромиссным программирующим воздействиям. Противостоять роботизации нужно с опорой на твердые идейные представления и достоверные научные знания. Мы постарались провести контратакующие маневры в этом направлении, с целью нанести решительный удар по роботическим структурам, глубоко укоренившимся в человеческой психике. Подготовленный нами текст можно рекомендовать к применению как новый вид информационного оружия, который предназначен для выполнения суггестивных функций, и может служить пособием по депрограммированию вашего мозга.
Радио несет культуру
Теперь слово «радио» известно всем. Советский Союз уже покрыт и с каждым годом покрывается все более и более густой сетью радиовещательных станций. Но как далеки мы были от этого в то время, когда проходили последние годы жизни Ленина! С момента открытия первой Нижегородской радиолаборатории, в которой советские инженеры и технологи трудились над проблемой передачи звука на расстояние, Ленин неотрывно следил за прогрессом в области «беспроволочной радиотелефонии», и с восхищением говорил о грядущей радиофикации страны. Уже тогда, на заре советского радиовещания, Ленин придавал огромное значение делу отечественных радиоинженеров. Ведь вы подумайте, – говорил он, – что это будет значить, когда они доведут это дело до конца. Ведь это значит, что мы сможем, не выходя из Кремля или не выезжая из Москвы, говорить одновременно чуть не со всем народом. Это значит, что если создастся серьезное, критическое положение в военном или других отношениях, и необходимо будет быстро провести всенародную кампанию, мы имеем возможность создать с невообразимой быстротой требуемое общественное мнение среди масс нашего трудового населения. При наших необъятных пространствах, при наших непролазных дорогах и жидкой сети железных дорог, при нашей некультурности и почти сплошной деревенской безграмотности, при наших десятках тысяч сел и деревень, во многие из которых не попадает, может быть, ни один номер «Правды» или «Известий», при этих условиях покрыть нашу страну сетью беспроволочных, радиотелефонных аппаратов, это значит получить в свои руки не только средство для культурного развлечения трудовых масс, но и могучий, неоценимый рычаг громаднейшего культурного, политического и революционного значения, рычаг для более успешного и быстрого поднятия культурного уровня трудового населения! Трудно передать всю неотразимую и заражающую силу энтузиазма Ильича, его горения, когда он так пророчески рисовал эту картину, которую он видел в своем вдохновенном, революционно-поэтическом воображении… У Владимира Ильича был огромный интерес к техническим достижениям и новинкам. Приходится поражаться, каким образом при напряженной занятости важнейшими государственными, политическими и партийными делами он выкраивал время для того, чтобы следить за развитием техники, в частности радиотехники, и даже входить в такие детали, которые у иных руководителей ведомств за кучей других дел ускользали от внимания. Он все видел и все знал. Понятно, что на имя Владимира Ильича поступали многочисленные проекты и описания изобретений, рационализаторские предложения. Среди них встречались действительные изобретения, но нередко это были фантастические предложения, неосуществимые проекты. Владимир Ильич внимательно рассматривал все эти предложения и при этом говорил: «Изобретатели – народ особый, у них есть свои странности, часто мы их не понимаем. Надо терпеливо их выслушивать». В мае 1922 года Ленин представил членам собрания Политбюро два доклада о радиотелеграфной и телефонной связи. Из этих докладов Владимир Ильич резюмировал, что в нашей технике вполне осуществима возможность передачи на возможно далекое расстояние по беспроволочному радиосообщению живой человеческой речи; вполне осуществим также пуск в ход многих сотен приемников. Один из этих докладов принадлежал профессору Осадчему – крупному специалисту по электричеству; второй – малоизвестному изобретателю Бонч-Бруевичу. «Этот Бонч-Бруевич, – говорил о нем Ленин – крупнейший работник и изобретатель в радиотехнике, один из главных деятелей Нижегородской радиолаборатории». В письме к Бонч-Бруевичу Ленин писал: «Михаил Александрович! Пользуюсь случаем, чтобы выразить Вам глубокую благодарность и сочувствие по поводу большой работы радиоизобретений, которую Вы делаете. Газета без бумаги и «без расстояний», которую Вы создаете, будет великим делом. Всяческое и всемерное содействие обещаю Вам оказывать этой и подобным работам». С тех пор, как зазвучали первые голоса в эфире, прошло много лет. 27 февраля 1919 года в 10.02 и 11.08 по среднеевропейскому времени впервые по радио вместо сигналов азбуки Морзе прозвучало: «Алло, алло. Говорит нижегородская радиолаборатория. Раз, два, три. Как слышно?» Это была проба работы радиотелефонного передатчика. А 27 и 29 мая 1922 года Нижегородская радиолаборатория уже передавала первые радиоконцерты, принятые на расстоянии 3 тысячи километров. Перед сотрудниками НРЛ стояла задача – создать в стране радиопередающую сеть. Нужно было соединить Москву, во-первых, с другими крупными городами страны, а во-вторых, с городами Европы и Америки. Испытания велись днем и ночью. Полным ходом шел выпуск электронных ламп. В оборудование радиостанции входил генератор, детектор, релейный переключатель, громкоговоритель. Первая передача началась в 12 часов дня докладом «О роли В.И. Ленина в развитии советской радиотехники и задачах рабочего радиолюбительства». Затем строитель радиостанции А.Л. Минц сделал сообщение о технике радиовещания. После перерыва состоялся концерт студентов Московской государственной консерватории. Теперь, спустя долгие годы работы радиостанций Советского Союза, становится понятна яркая мысль первых энтузиастов радиовещания о том, что радиофикация – это основа нового мира! Главная задача радиофикации – охватить радиопередачами массы населения, связать их невидимой сетью беспроволочной связи. Ни минуты не стоит на месте радиолюбительская мысль. Кипит работа в НИИ и радиотехнических лабораториях. Отважные изобретатели и находчивые рационализаторы прокладывают новые русла информационных рек в океане радиоэфира. На заре радиофикации радио называли беспроволочным телеграфом. Телеграф был первым техническим средством человеческого общения на дальнем расстоянии, появившемся на свет благодаря овладению могучей силой электричества. Телеграфные сообщения распространялись по проводам с помощью электрических импульсов. Изобретение радиопередатчика Поповым и эксперименты Маркони по передаче электрической энергии на расстояние открыли новую страницу в эволюции средств связи. В качестве переносчика информации стали использоваться свободно распространяющиеся в пространстве радиоволны. А для них не существует ни преград, ни расстояний. Цели радиовещания – нести свет в самые отдаленные уголки Земли. Когда план радиофикации СССР обсуждался в Госплане, то Г.М. Кржижановский особо подчеркнул величайшее значение радиофикации. «Пора изменить эту точку зрения, – сказал он, – что радио существует для развлечения». Радио несет культуру. По радио звучат симфонические концерты и доклады из Москвы в приемниках полярных радиостанций. Московский радиоцентр скоро добьется перекрытия всего земного шара. Разве мысль – это не общественная сила на расстоянии?... Здесь уместно напомнить замечательные слова Владимира Ильича Ленина, который на заре радиовещания дал определение радио как «газеты без бумаги и расстояний». Ленин придавал огромное значение тому, что вся Россия может слушать газету, читаемую в Москве, и в этом видел одну из важнейших задач радио. Сегодня можно сказать, что ленинские мечты воплощены в жизнь. Ранним утром весь наш народ слушает по радио передовую «Правды» и обзор ее статей. Широкие массы нуждаются в культуре: им нужен продукт для духовного потребления. Наше социалистическое общество, советское государство создали условия для неограниченного приобщения народа к самым высоким достижениям духовной культуры. Часто употребляемое выражение «хлеб культуры» указывает на насущную необходимость для человека духовных благ. Потребность в духовной пище теперь удовлетворяется средствами телерадиовещания, заполняющими головы людей прогрессивными социалистическими идеями. Чтобы удовлетворить потребность, ее требуется предварительно создать. Л. Брежнев сказал по этому поводу следующее: «Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь. Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это, в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формировании наша партия видит одну из важных задач социальной политики». Приобщение широких масс к культуре и знаниям – одна из главных задач культурной революции в СССР. Решение этой задачи возможно только на пути непрестанного сближения с жизнью, глубокого проникновения в действительность. По каналам телерадиовещания массовый зритель получает информацию о реалиях нашей действительности. В центре внимания наших журналистов всегда самые жизненные события и актуальные новости из разных уголков страны. Роль телевидения и радио в жизни нашего общества и каждого отдельного гражданина чрезвычайно велика. При его участии происходит формирование гражданского сознания, организация семейного досуга, укрепление коллективных связей и отношений. Благодаря телевидению наши дети больше узнают о мире, в котором мы живем, усваивают нормы человеческого общения и общежития. Культурная программа советского человека создается теперь при участии любимых радиопередач. На наших глазах воплотилась в жизнь мечта изобретателя Попова! «Музыкальный ящик» занял почетное место в каждом доме, и социалистическая культура стала достоянием каждого индивида. На плечи работников Гостелерадио легла великая ответственность. Их задача – заполнение миллионов голов общественно-полезными идеями. Они должны стремиться к развитию всеми мерами коллективного сознания, социалистической ясности мысли, всесторонней образованности и гражданской солидарности людей, поощрять стихийное движение масс навстречу большей сознательности, просвещению разума и приобретению знаний. В борьбе за победу коммунизма идеологическая работа становится все более мощным фактором. Чем выше сознательность членов общества, тем полнее и шире развертывается их социальная активность, ибо наше социалистическое общество сильно сознательностью масс, которые, как говорил Владимир Ильич Ленин,«обо всем могут судить и идут на все сознательно». Идеи массового просвещения, воспитания средствами массовой информации восходят к мыслям просветителей времен французской революции, которые мечтали о совершенствовании человеческого общества благодаря распространению знаний. Известно, что просветители приветствовали появление книгопечатания и прессы, и связывали с ними большие надежды. А какие перспективы открывает для просвещения радиоволна, для которой нет преград и расстояний! Когда нарком просвещения Луначарский осмысливал роль радио в культуре, он сразу заговорил о загадках человеческой психики. Сколько новых впечатлений! Способен ли человек выдержать этот все возрастающий поток информации? Не менее важны вопросы воспитания. Макаренко полагал, что нельзя школьнику смотреть больше, чем один фильм в неделю, – психика не справится. Теперь нас больше не пугают старые предрассудки. Так исторически сложилось, что радиоприемник постепенно стал главным учителем и главным воспитателем целых поколений. И в этом есть особый жизнеутверждающий смысл. Слово – пропагандист, слово – организатор! Радиоволна несет идеи в массы чтобы «развлекая, просвещать», а «просвещая, наставлять». Радиослово не боится называть вещи своими именами: оно обозначает, обличает, оценивает. Программы Гостелерадио заносятся в сознание масс и внутренне формируют его идеологически и духовно-практически. Мы должны отдавать себе отчет в том, что они существуют не просто для сообщения информации, а как могучий рычаг пропагандистского воздействия, который надо умело использовать для воспитания народа. Возможно, только так можно вселить в народные массы прогрессивные социалистические идеи. Для распространения идей создана разветвленная сеть СМИП – средств массовой информации и пропаганды. СМИП открыто входят в каждый дом с продуктами печати, прессы, радио и телевидения. Они призваны неуклонно осуществлять фактическое освобождение трудящихся масс от буржуазных предрассудков, добиваясь этого посредством пропаганды и повышения сознания масс. Каждый журналист должен взять на вооружение смелую мысль Ленина о том, что «искусство всякого пропагандиста и всякого агитатора в том и состоит, чтобы наилучшим образом повлиять на данную аудиторию, делая для нее известную истину возможно более убедительной, возможно легче усвояемой, возможно нагляднее и тверже запечатлеваемой». Центральный комитет партии поставил задачу перед всеми работниками печати, радио и телевидения более ярко и глубоко освещать жизнь нашего народа, великие деяния, которые он совершает под руководством партии в период развернутого строительства коммунистического общества. На повестке дня – перековка старого человеческого материала в сознательных строителей коммунизма, целенаправленное создание культурных программ. Культурная программа воспитывает в человеке гражданина. Она просвещает, культивирует качества социальной личности. По заказу Гостелерадио создаются произведения художественного творчества, наполненные значимыми жизненными реалиями. Телевидение учит, воспламеняет, заражает внушительностью примера. Оно сообщает инструкции, разъясняет, растолковывает. Смысл кинематографа прежде всего в том, чтобы нести в массы жизненные примеры. Призвание киногероев в том и состоит, чтобы служить образцом для простого обывателя. Герои кинокартин всегда действуют поучительно, а киносюжеты всегда заключают в себе мораль. Ведь без нее пропадает смысл киноповествования, а смысл должен нести нравоучение, убеждение, идейность. Советские люди не терпят серости, безыдейности, фальши и предъявляют высокие требования к творчеству наших кинематографистов. А кинематографисты, в свою очередь, должны полностью отдавать себе отчет о той роли, которую они взяли на себя по государственному заказу советского общества. Вспомним, что Герцен называл искусство школой нравственности. Экранное искусство внушает высокие и низкие чувства, вдохновляет на трудовые подвиги, поощряет и наказывает действия киногероев. Сколько важной воспитательной практики запечатлено в советских кинолентах! На сцену жизни выходят герои нового времени – водители, машинисты, операторы счетно-вычислительных машин и конструкторы сложных электрических приборов. На наших глазах происходит формирование нового человека – всесторонне развитой социальной личности, наделенной высокими моральными качествами и глубокими идейными убеждениями. Культурная программа диктует человеку высокие моральные требования. Человек – это борец за свободу, творец светлого будущего, строитель коммунистического общества. Образы, передаваемые телевидением, перестают быть просто образами: они становятся идейными образцами для массового зрителя. Подобно оттиску гербовой печати, погруженной в растопленный воск, они оставляют неизгладимый след в разогретом воображении масс. Как неоднократно подмечал академик Бехтерев, каждое общество имеет насущный интерес во внушении идей людям, которые образуют его новых членов. Равным образом и в простом классе населения внушение, или прививка идей, играет немаловажную роль, как фактор, существенно влияющий на мировоззрение отдельных лиц и даже целых обществ. Несомненно, что прививка идей – это лучшая профилактика инакомыслия и буржуазных предрассудков. Она спасает от опасности заражения через бессознательное пагубной психологией. Верность общепринятым идеалам – это первая основа социалистической морали. Кроме того, без обращения к идеалам невозможна никакая идеологическая пропаганда. Вершины идеального заключены в способности человеческого сознания отображать не только то, что есть, но и то, что должно быть, а главное – как должно быть, чтобы верно отображать то, что есть. Эта аксиома имеет доказательство в теории социального отражения, созданной Лениным и его последователями, чтобы объяснить, как бытие определяет сознание. Поэтому на съемках кинокартин их создатели должны в первую очередь определить, как должно быть, чтобы донести до зрителей то, что есть, а зрители, в свою очередь, должны оценить замысел создателей кинокартины в соответствии с собственными понятиями о том, что и как должно происходить на экране, чтобы верно отображать сформировавшиеся в их сознании идеалы. Успех пропаганды заключается в том, чтобы посредством существующих идеалов пробудить в массах определенные чувства. Благодаря могучей силе радиослова, экранный образ может сковывать множество людей в единый сгусток ненависти, любви или надежды. А это уже не простое внушение, а открытое побуждение к действию, которое разогревает пламя идеологической борьбы, мобилизует массы на демонстрации и военные парады. Не даром Бехтерев сравнивал силу внушения с действием физических микробов. Как простудная зараза, поразив болезнью один организм, стремится распространиться на его окружение, так и массовые настроения не ограничиваются внутренним миром человека, а неустанно стремятся вырваться наружу. Когда человеком овладевает желание выразить обуявшие его чувства, он уже не задумывается над тем, что они пришли к нему извне. Конечная цель пропаганды состоит как раз в том, чтобы получатель информационного обращения приходил к «добровольному» принятию позиции, декларируемой пропагандистом, как если бы она была его собственной. Как опытный гипнотизер, усыпивший пациента, вкладывает в его сознание гипнотическое внушение, СМИП создают у испытуемых чувственную иллюзию и по своей воле изменяют их поведение. Факты гипноза демонстрируют нам, что сила внушения может не просто заставить индивида пойти против своих убеждений, но и пустить в ход все силы самовнушения, чтобы заставить себя поверить в справедливость собственных действий. Чтобы доказать силу мысленного внушения на расстоянии, академик Бехтерев вместе с известным дрессировщиком Дуровым проводили опыты над собаками, которые подтвердили мысль академика Павлова, что внушение, по сути, есть особый вид условного рефлекса. В опытах Дурова, полуусыпленное сознание собаки, в котором запечатлелся переданный им «приказ» – мысль, образ или двигательное действие, заставляло ее исполнить воспринятое задание без внутреннего сопротивления, как если бы она это делала по команде своей собственной центральной нервной системы. Подобно собакам Дурова, человек под воздействием внушения переживает извне пришедшую мысль как свою собственную, и поступает при этом так, как он поступает по команде естественного импульса, посланного его мозгом в тот или иной исполнительный аппарат нервной системы. Ученым стало интересно выяснить, какие рычаги в психике человека включает культурная программа, какие механизмы при этом приводятся в действие. И вновь помогли опыты над животными. Дело в том, что в организме животного имеется своеобразная радиостанция, которая была встроена в его мозг самой природой. Когда животное появляется на свет, его внутреннее радио начинает передавать видовые наследственные программы поведения, которые помогают животному выжить и приспособиться к окружающей среде. Видовые программы поведения существуют у всех животных организмов, от наиболее примитивных до самых высокоразвитых. Есть они и у человека, но он выделяется в особый вид среди других животных организмов. Гомо-сапиенс – единственный вид на земле, который характеризуется отсутствием жестко закрепленной, генетически заложенной программы жизнедеятельности. Это дает ему свободу от власти природных законов, но одновременно с этим лишает его связи с той «радиостанцией», благодаря которой животные обладают врожденными инстинктивными способностями приспособления. Человеческая личность формируется средой, условиями жизни. Не имея аналогичной животным заданной программы жизнедеятельности, единственный способ человека выжить – приобрести коллективный опыт, переданный ему обществом. Приобретение этого опыта возможно только в самой гуще общественной жизни, в процессе непрерывной культурной социализации. Культурные стандарты заменили в человеке природные инстинкты. Культурная программа имеет место во всех сколько-нибудь развитых социальных организациях, но она отличается разнообразием и непостоянством. Безграничная пластичность инстинктивных наклонностей человека в зависимости от различных условий воспитания настолько велика, что если поместить какого-нибудь ребенка в особую обстановку, отличную от той, которая окружает его сверстников, он, вероятно, вырастет с формами реакций, совершенно непохожими на те, которые часто считаются результатом врожденного механизма инстинктов. Основные врожденные наклонности останутся, конечно, те же, но они будут почти неузнаваемы в своих новых сочетаниях. Общество можно будет радикально преобразовать в течение одного поколения, изменив влияния, под которыми находится молодежь. Советское время примечательное в том отношении, что в нем наиболее отчетливо проявляется влияние социальных условий на сознание человека. «Мы не только теоретически, – говорил Н.С. Хрущев на XXI съезде КПСС, – но и на большом жизненном опыте усвоили ту глубокую истину научного коммунизма, что в изменении условий жизни и взглядов людей решающую роль играет идеологическая практика. Лучшей школой воспитания, самым строгим учителем является жизнь, наша советская действительность». Не о том ли писал в своих трудах знаменитый отечественный ученый А. Ухтомский, который, учитывая глубокую детерминацию человеческого поведения общественно-историческим бытием, подчеркивал, что в процессе воспитания человеческой личности большую роль играет та обстановка, в которой проходит формирование индивидуальных качеств человека. Ухтомский отмечал существенное влияние вещей, быта, обстановки на склад поведения человека: «Поведение создает быт. Быт подкрепляет поведение. Это выражение доминантного цикла». Поэтому, по словам Ухтомского: «если хочешь образовать в себе определенное поведение, определенный строй восприятия, определенный склад опыта, свяжи себя определенным бытом», то есть, для того, чтобы «направить в определенное русло поведение и саму интимную жизнь людей, надо овладеть физиологическими доминантами в себе самих и в окружающих». Если последовать за мыслью ученого, станет ясно, что в основе сложного культурного поведения лежат простейшие животные привычки. Мы можем видеть в быту людей приобретенные в течение жизни привычки – так называемый «габитус». Большая часть этих привычек приобретается в юности, и воспитание сводится, главным образом, к их образованию. Привычка, пишет американский философ У. Джеймс, «есть огромное маховое колесо общества, его наиболее драгоценная консервативная сила. Она одна причина того, что наиболее тяжелые и отталкивающие пути жизни не покидаются теми, кто раз приучен ходить по ним». Привычка обеспечивает управление волей организма, выражающееся в различных склонностях и пристрастиях, которые выступают значимым фактором человеческого поведения. Привычное действие или способ мышления до такой степени срастается с личностью, что всякое изменение ее становится мучительным и тщательно избегается. Привыкание наблюдается на всех ступенях эволюции – от простейших до человека. Высшие животные целиком зависят от привычки. Собаки, лошади, домашние птицы имеют тенденцию поступать по определенному шаблону, и все, что нарушает их привычки, например, не взятие собаки на прогулку в обычный час, кормление домашней птицы в неурочное время и прочее, дезорганизует все их поведение. Поведенческие реакции человека отличаются тонкой дифференцированностью, но под влиянием привычки они могут стать стереотипными. Рабочий набор сенсорных раздражителей, с которым наш сенсорный аппарат имеет дело в повседневной жизни, в силу многократного повторения, оставляет глубокие отпечатки привычек в чувствительном веществе нервов. Нервный механизм, лежащий в основе привычки, физиологически сходен с механизмом рефлекторного акта. Различие тут скорее биологическое. Рефлекс составляет часть наследственного достояния вида, а привычка, приобретаемая индивидуально, благодаря воспитанию, должна усваиваться каждым поколением самостоятельно. О значении рефлексов в общественной жизни хорошо известно со времени выхода в свет «Коллективной рефлексологии» Бехтерева. В своей работе Бехтерев указал на отличие механизмов, зависящих от «прямого нервного влияния» или, проще говоря, от врожденной организации нервной системы, с одной стороны, и механизмов, зависящих от привычных, приобретенных установок, с другой стороны. Достижения советской науки в свете материалистического понимания истории и учения академика Бехтерева о физиологии высшей нервной деятельности позволяют утверждать, что человеческий индивидуум слагается из условных рефлексов, определяемых его социально-экономическим положением. Социально-психологическое развитие индивидуума определяется его окружением – средой, воздействующей на него посредством сообщений, получаемых им от этой среды и других индивидуумов. Способ, которым индивидуум реагирует на свою среду и пытается воздействовать на нее, называется поведением. Человеческое поведение может быть изменено и непрерывно изменяется вместе с изменением экономической среды. Экономические влияния формируют поведение и характер человека без ведома для него самого. Человек склонен принимать на веру и некритически усваивать идеи, внушаемые ему коллективом. При некритическом восприятии в сознание человека закрадываются посторонние мысли и чувства, которые не принадлежат ему, но воспринимаются как свои собственные. И в этом нет ничего противоестественного, ведь наше «я» есть то, с чем наше сознание себя отождествляет. Оно может быть тождественно нашему телу, нашим чувствам, нашим мыслям, нашим вещам, нашему окружению и любому произвольно выбранному объекту, который вызывает у нашего «я» личную приязнь. С точки зрения коллективной рефлексологии, коллектив есть
Читайте также: A)Радиовъгленов метод (Radiocarbon dating) Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|