Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Б) Исследование артикуляции речевых звуков




Исследованию артикуляции звуков должно предшествовать изучение состояния мышечного аппарата языка, губ и мягкого нёба; особое внимание должно быть обращено как на силу и объем, так и на точность, скорость и подвижность этих моторных актов. Такое исследование возможно с помощью приемов, известных в неврологии, причем особенное внимание должно быть обращено на наличие асимметрий, парезов, дистоний, гиперкинезов и атаксий, которые могут иметь место в артикуляторном аппарате, а также на истощаемость исследуемых движений. Все эти элементы могут входить составной частью в высшие формы речевых расстройств. Следует помнить, что грубая патология в состоянии мышечного аппарата этой области, характерная, например, для бульбарных и псевдобульбарных нарушений, приводит к дизарт-рическим или дистоническим явлениям и, следовательно, имеет совершенно иную природу.

В отдельных случаях, когда обычное клиническое исследование оказывается недостаточным, оно может быть дополнено специальным электромиографическим исследованием или записью характера воздушных толчков при тех или иных артикуляциях с помощью специальной пнеймографической или осциллографической аппаратуры.

Электромиографическая регистрация мышц речевой зоны, при которой электроды накладывают на область гортани, на нижнюю губу или на язык (техника описана в специальных исследованиях Ф. В. Бассина и Э. С. Бейн, 1957; Л. А. Новиковой, 1955 и др.), может дать указания на явления пареза этих мышц, на нарушения точной адресации импульсов и своевременной денервации двигательного акта. Этот метод может указать на известную диффузность и дистоничность движений данных мышечных групп, на наличие гиперкинезов и, наконец, выявить ряд признаков источаемоста движений, труднодоступной для непосредственного наблюдения. Применение как записи воздушных толчков, возникающих при артикуляции, так и более совершенной осциллографической техники позволяет подвергнуть более тщательному анализу те виды движений ротовой полости, которые непосредственно связаны с артикуляцией и сопровождаются воздушным толчком. Применение этих методов позволяет дать тон-кукИ регистрацию координированности этих тончайших движений, их силы и плавности, отметить тонкие признаки их истощаемости и тем самым дать важные дополнительные данные для установления элементов пареза, дистоний и атаксии.

Ценным дополнительным методом, введенным Н. И. Жинкиным (1958), является метод рентгенологического анализа и рентгено-киносъемки движений языка, надгорта-ника и диафрагмы. Метод позволяет установить ряд изменений в динамике тех частей артикуляционного аппарата, которые оставались совершенно недоступными для непосредственного наблюдения.

После исследования состояния мышечного аппарата губ, языка и гортани, дающим возможность установить компоненты пареза дистоний и атаксий, производится исследование орального праксиса-, оно является непосредственной предпосылкой для изучения собственно артикуляторных движений и помогает установить наличие атаксии и патологической инертности в сложных формах движений этой сферы. Методы исследования орального праксиса уже были описаны нами выше (III, 3, в).

Исследование артикуляции звуков речи проводится обычно в опыте с повторением звуков, аналогичном опыту, который был применен для изучения восприятия различных звуков на слух (III, б). Отличие этого опыта заключается лишь в том, что здесь предъявляются не близкие (коррелирующие или оппозиционные) звуки, которые трудно различить на слух, а последовательно проверяется произношение основных гласных и согласных звуков, причем отдельно выделяются звуки, для произнесения которых нужны разные по сложности артикуляции; поэтому произнесение таких звуков, как «м», «б», «п» или «д», ««», к<л» или «с», «ш», «ж» или «к», «х», «г», представляет особый интерес.

При этом исследовании существенное значение имеет четкость произнесения указанных звуков, интенсивность, с которой они произносятся, легкость, с которой происходит переключение с одной артикуляции на другую, и, наконец, наличие того голосового компонента, который в норме сопровождает каждую артикуляцию.

Для детального исследования предлагаемые для повторения звуки могут предъявляться изолированно или группами (парами или тройками). В отдельных случаях исследуются артикуляции открытых и закрытых слогов или групп нескольких согласных («тпру», «стро» и т. п.), что дает возможность констатировать признаки инертности речедвигательных стереотипов, если они имеются у больного.

Существенную помощь в уточнении обнаруженных затруднений могут оказать специальные аналитические приемы, показывающие, какое именно звено артикуля-торного акта оказывается нарушенным и какое остается сохранным. Для этой цели после опыта с повторением звуков, предъявляемых на слух, больному дают возможность использовать в качестве опоры другие афферентные системы: предлагают рассматривать свою артикуляцию в зеркале, разъясняют схему артикуляции того или иного звука (используя для этого принятые в логопедии таблицы), вводят иные опорные средства (ощупывание гортани говорящего, для анализа вибрации), включают артикуляции в практические действия (сдувание пушинки, задувание свечи), используют условные жесты, имитирующие движения губ (изображение трубы для артикуляции «у», круга для артикуляции «о», растягивания рта для артикуляции «и» и т. д.). Применение всех этих средств позволяет проанализировать, с помощью каких приемов имеющийся дефект может быть компенсировая, и тем самым дает возможность уточнить дефекты, лежащие в его основе.

Исследование артикуляции может обнаружить дефекты, имеющие различный характер в зависимости от вызывающих их очаговых поражений.

Нарушение слухового анализа звуков, сопровождающее поражение левой височной доли, может вызвать смешение близких по своему звучанию (а в наиболее грубых случаях и резко различающихся) фонем, которое протекает на фоне относительно сохранного артикуляторного акта. Чистота произношения отдельных звуков при плохой дифференциации фонем и при относительно легкой компенсации, протекающей на основе зрительного анализа артикуляторного акта, является признаком нарушения центральных отделов слухового анализатора.

Нарушение кинестетической основы артикуляций, возникающих при поражениях нижних отделов сензомоторной области и постцентральных отделов, вызывает наиболее грубые расстройства артикуляторного акта с уже описанными выше нарушениями четкой адресации двигательных импульсов и смешения близких артикулом (II, 4, г). Вве-. дение в опыт дополнительных (зрительных) опор оказывает в этих случаях существенную помощь, но компенсация дефекта достигается лишь с большим трудом.

Поражением премоторных отделов речевой зоны, о которых речь шла выше (II, 4, е), могут не вызвать первичных затруднений в артикуляции звуков, но неизменно приводят к затруднению в переключении одной артикуляции на другую. Это проявляется в патологической инертности возникших артикуляторных стереотипов, которые составляют ' основной механизм наблюдающихся в этих случаях расстройств. Поэтому обращение к вспомогательным средствам может в этих случаях оказать положительное влияние, только если оно содействует «денерва-ции» одной артикулемы и переходу к другой (таким приемом является, например, введение двух следующих друг за другом артикуляций в разные смысловые системы).

При этих пробах отчетливо выявляются нарушения в работе речевых мышц, отражающих такие не относящиеся к афазиям явления, как парез, дистония, атаксия речевых мышц, дисфония и т. п. Эти нарушения, указывающие на стволовые или псевдобульбарные поражения, легко отличить от указанных выше симптомов афазии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...