§ 7. Условия применения методов индукции
§ 7. Условия применения методов индукции Индуктивные методы применяются обычно не в отельности, не изолированно друг от друга, а в сочетании друг с другом, во взаимном дополнении. Рассмотрим такой пример: М. В. Ломоносов, изучая причины теплоты и холода, наблюдал ряд случаев увеличения и уменьшения в физических телах количества теплоты в зависимости от воздействия, которому подвергались эти тела (трение, удар и т. п. ). Ломоносов пользовался при этом методом сопутствующих изменений. Но одного этого метода для получения научного вывода недостаточно. Пользуясь методом сходства, Ломоносов сопоставил различные случаи увеличения в телах теплоты и нашёл, что единственным, общим для всех этих случаев является движение. Но чтобы сделать свой вывод — «теплота возбуждается движением», — Ломоносов не удовлетворился наблюдением одних только сходных случаев. Он сравнил случаи, когда теплота в телах увеличивается, со случаями, когда она уменьшается, т. е. применил метод раз- ницы. И, наконец, рассматривая различные возможные причины «возбуждения» теплоты, Ломоносов установил, что только одна из них — «движение» — «возбуждает» теплоту, т. е. применил метод остатков. Индуктивные методы часто применяются и в научной, и в повседневной жизни. Однако значение их не следует преувеличивать. Индуктивные методы — это только способы обнаружения причин явлений. Пользуясь этими методами, мы расширяем наши знания о явлениях и их причинах, но если у нас никакого знания о данном явлении нет, то индуктивные методы нам не помогут. Допустим, например, что мы ничего не знаем о такой явлении, как окисление металлов. Индуктивные методы не только не могут восполнить это знание, но мы даже воспользоваться ими как способами не сможем. При изучении явлений действительности необходимо прежде всего конкретное знание об этих явлениях, и только тог
да мы можем применить индуктивные методы. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Что такое умозаключение? Дайте его определение. 2. Назовите три основные формы умозаключения. 3. Что такое индуктивное умозаключение? 4. Что такое полная индукция? (Приведите пример полной индукции. ) 5. Что такое неполная индукция? (Приведите пример. ) 6. Что такое научная индукция? (Приведите пример. ) 7. Какое различие между индукцией через простое перечисление и научной индукцией? 8. В чём сущность метода сходства? (Приведите формулировку и пример. ) 9. В чём сущность метода различия? (Приведите формулировку и пример. ) 10. В чём сущность метода остатков? (Приведите формулировки и пример. ) 11. В чём сущность метода сопутствующих изменений? (Приведите формулировку и пример. ) 12. Что такое «поспешное обобщение»? (Дайте примеры. ) 13. Что такое «после этого — значит, по причине этого»? Глава X АНАЛОГИЯ Мы видели, что дедукция есть умозаключение от общего к частному, индукция есть умозаключение от част ного к общему. Но, кроме этих двух форм умозаключе ния, возможна третья форма — умозаключение от част ного к частному. Один из видов такого умозаключения называется аналогией. Аналогия — это такая форма умозаключения, в которой от сходства двух предметов в одних каких-либо признаках мы заключаем о сходстве этих предметов в других признаках. Например: в одном лесу было много грибов. Придя в другой лес, мы замечаем, что ряд признаков его сходен с признаками прежнего леса: такой же густой, смешанный и пр. Следовательно, возможно, что и в этом лесу есть много грибов. Сущность умозаключения по аналогии состоит в следующем: положим, мы наблюдаем какое-нибудь явление А и усматриваем в нём признаки а, б, в; положим, мы наблюдаем явление Б с такими же признаками а, б, в. Сверх того, в явлении Б мы замечаем ещё признак х, которого мы не наблюдаем в явлении А. Тогда, на основании сходства признаков а, б, в между А и Б, мы ожидаем, что явление А, вероятно, обладает и при
знаком х. Так, сходство в химическом составе Земли и Солнца заставило предположить, что на Земле также имеется элемент гелий, который впервые был открыт в составе Солнца. Это предположение оправдалось. Умозаключения по аналогии всегда дают лишь вероятный вывод, который подтверждается или опровергается дальнейшей практикой. Вероятность имеет свою степень, т. е. может быть большей или меньшей. Большую вероятность имеет тот вывод по аналогии, который основывается на большем количестве сходных признаков сравниваемых явлений. Однако если предмет или явление, относительно которого мы умозаключаем, имеет признак, несовместимый с признаком, о котором говорится в выводе, то как бы ни было велико количество сходных признаков, наш вывод будет ложным. Так, например, слишком высокая температура Меркурия несовместима с наличием органической жизни на этой планете, если бы мы умозаключили о наличии этой жизни. Степень вероятности вывода зависит также от того, насколько существенными являются сходные признаки. Если мы устанавливаем сходство несущественных признаков предметов, то наша аналогия, как правило, будет ложной. Ложными аналогиями являются многие антинаучные «теории»; например, так называемый «социальный дарвинизм», представители которого пытаются перенести законы растительного и животного мира на общественную жизнь людей. Цель такой аналогии — скрыть и увековечить социальное неравенство, существующее в капиталистическом обществе. Известно, что «аналогия — не доказательство». Это правильное выражение содержит мысль, что аналогия сама по себе ничего доказать не может. В научной и общественной жизни аналогиями пользуются не для доказательства, а для получения вероятных выводов, а также для пояснения своей мысли и для более ясной характеристики того или иного явления.
«Было бы глупо утверждать, что нельзя брать вообще аналогий из революций других стран при характеристике тех или иных течений, тех или иных ошибок в революции данной страны. Разве революция одной страны не учится у резолюций других стран, если даже эти революции являются неоднотипными? ... Ленин широко пользовался аналогией из французской революции 1848 года при характеристике ошибок тех или иных деятелей перед Октябрём, хотя Ленин хорошо знал, что французская революция 1848 года и на ша Октябрьская революция не являются революциями однотипными» (И. В. С т а л и н ). В этих словах И. В. Сталина подчёркнута роль аналогии как одного из умозаключений, которое позво ляет нам расширять знания об окружающем мире. Ана логию можно применять очень широко даже и в тех случаях, когда мы имеем дело с неоднотипными явле ниями. Советская делегация на одной из сессий Генеральной Ассамблеи ООН провела аналогию между запрещением использования газов в военных целях и запрещением использования атомной энергии в военных целях. Англий ские и американские дипломаты пытались оспорить пра вомерность подобной аналогии. Они при этом ссылались на то, что в одном случае будто бы идёт речь об исполь зовании, а в другом случае — о производстве. На самом деле в обоих случаях речь шла о запреще нии использования. В своём выступлении глава советской делегации очень убедительно обосновал правомерность аналогии, проводимой советской делегацией. «Никто не собирается, — говорил он, — запрещать производство атомной энергии; атомная энергия должна производиться, но должна употребляться только для мирных целей. Она должна быть запрещена к употреб нию в военных целях. Удушающие газы никто не запре щал производить, ибо они нужны для мирных целей, например, для борьбы со страшными и опасными для по ов саранчовыми налётами. Но было запрещено именно использование удушливых газов и газов вообще — в военных целях. В одном случае — газовое оружие, в другом случае — атомное оружие. Производить атомную энергию можно, производить удушающие газы можно, но использовать то и другое в военных целях — нельзя. Аналогия полная, и никто не опроверг, да и не может опро вергнуть этой аналогии».
Аналогия нередко играет немаловажную роль при научных предположениях, которые затем приводят к научным открытиям. Например, при открытии теории всемирного тяготения важную роль сыграла аналогия, которую Ньютон провёл между движением тел на Земле (в частности, падением их) и движением небесных тел. В подобных случаях аналогия является преддверием научной гипотезы, рассмотрение которой дано в следующей главе. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Что такое умозаключение по аналогии? (Дайте пример. ) 2. От чего зависит вероятность вывода по аналогии? 3. Какие аналогии являются ложными? 4. Почему аналогия не может быть доказательством? 5. Для чего пользуются аналогиями?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|