Также ожидается, что развитие познавательных стратегий учащихся и реализация соответствующих им образовательных технологий в образовательных учреждениях округа позволит
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Программа опытно-экспериментальной работы городской экспериментальной площадки «Целенаправленное развитие познавательных стратегий» ГОУ СОШ № 1929 ЮАО г. Москвы Проблема, на решение которой направлена экспериментальная и инновационная деятельность, обоснование актуальности. Из-за отсутствия практических инструментов учета особенностей организации познавательного опыта детей в современной школьной практике преобладают образовательные технологии внешне ориентированные по отношению к личностному опыту учащихся. В связи с тем, что слабо разработаны практические инструменты исследования и развития индивидуальных познавательных стратегий школьников, происходит рассогласование способов обучения и способов организации познавательной деятельности учеников, что негативно сказывается на мотивации к обучению, его качестве, академической успеваемости и психологической комфортности школьников. В рамках работы предыдущей экспериментальной площадки нами разработаны теоретические аспекты изучения познавательных стратегий школьников (определена сущность понятия, разработаны методы исследования, предложена классификация), а также исследованы общеучебные познавательные стратегии школьников и начато изучение базовых специальных познавательных стратегий учащихся в различных областях школьных знаний, на основе проведенных исследований осуществлено моделирование внутрисубъектной образовательной технологии, начата разработка надпредметного курса «Учись учиться». Однако достигнутые позитивные и важные результаты инновационной деятельности для современной практики образования в рамках городской экспериментальной площадки первого уровня следует рассматривать скорее как начало системного внедрения в практику работы общеобразовательных школ апробированных методов развития индивидуальных познавательных стратегий школьников в процессе общеучебной деятельности, а исследование специальных познавательных стратегий и апробацию надпредметного курса «Учись учиться» - как начало системных исследований в этой области.
Тема инновационной деятельности. Развитие познавательных стратегий школьников, моделирование на их основе внутрисубъектных образовательных технологий. Объект исследования. Познавательная деятельность школьников и механизмы ее реализации. Предмет исследования. Познавательные стратегии учащихся и образовательные технологии. Гипотеза инновационной деятельности. Обучение будет более эффективным, если: · в ходе образовательного процесса будут задействоваться и целенаправленно развиваться познавательные стратегии школьников; · на основе универсальных познавательных стратегий будут учителем моделироваться образовательные технологи; познавательные стратегии учеников и образовательные технологии будут согласованы. Цель инновационной деятельности. Повышение качества образования школьников за счёт индивидуализации образовательного процесса на основе изучения и развития познавательных стратегий школьников, достижение высокого уровня саморазвития и самообразования. В рамках экспериментальной деятельности предполагается реализация следующих задач: · обучение учителей методам исследования и развития познавательных стратегий школьников. · моделирование образовательной технологии на основе универсальных познавательных стратегий. · внедрение надпредметного курса «Учись учиться», разработанного на основе общеучебных познавательных стратегий. Продолжение исследования базовых специальных познавательных стратегий в предметных областях школьных знаний (филология, математика, физика, химия, география, биология, искусство).
Кроме того, предполагается выявление новых приемов и упражнений для работы со стратегиями, сбор статистических данных, анализ и трансляция познавательных стратегий. В результате преобразования ГЭП предполагается наладить более тесные контакты с другими школами-участиками ГЭП, расширить участие в мероприятиях, организованных руководством ГЭП, ОМЦ и Окружным управлением образования. Направления экспериментальной и инновационной деятельности. · организация сетевого взаимодействия экспериментальных общеобразовательных учреждений; · продолжение экспериментальной деятельности (исследование познавательных стратегий и апробации образовательных технологий); · внедрение надпредметного курса «Учись учиться»; · развитие форм повышения квалификации учителей на межшкольном уровне; · трансляция полученных экспериментальных результатов посредством создания инновационной сети вокруг инновационного ядра; · обеспечение психолого-педагогического и методического сопровождения экспериментальной деятельности; · обеспечение коммуникационного пространства инновационной сети, в том числе, с использованием информационных технологий. Используемые методики: наблюдение, интервьюирование учащихся, анкетирование, самоанализ процесса и результатов деятельности, анализ ученических работ, формирующий эксперимент, моделирование образовательной технологии, мониторинг академической успеваемости, диагностика уровня развития общеучебных умений и навыков, методики оценки психологической комфортности обучения, обобщение независимых характеристик. Предполагаемые результаты. Общий ожидаемый результат: Повышение качества образования школьников, создание максимально благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учеников, повышение уровня саморазвития и самообразования. Также ожидается, что развитие познавательных стратегий учащихся и реализация соответствующих им образовательных технологий в образовательных учреждениях округа позволит
получить следующие образовательные продукты: 1. Дидактические материалы, основанные на учете познавательных стратегий в различных областях знаний. 2. Описание образовательных технологий, построенных на основе универсальных познавательных стратегий. 3. Обобщение базовых общеучебных познавательных стратегий: определения понятий, «смысловое чтение учебного текста», усвоение законов и правил, решение задач, выполнение упражнений, создание творческого проекта, работы с учебными тестами, стратегии исследовательской деятельности и т.д. 4. Методическое пособие «Учись учиться». 5. Описание базовых специальных познавательных стратегий в нескольких областях знаний (филология, математика, физика, химия, география, биология, искусство); 6. Создание комплексно-целевой программы методической работы школ на инновационных принципах. 7. Создание комплексно-целевой программы повышения квалификации учителей. 8. Подготовка статей и исследовательских разработок учителей к публикациям.
Выделенный (транслируемый) результат: - методические рекомендации по изучению и развитию познавательных стратегий школьников; - описание отдельных типов уроков, ориентированных на целенаправленное развитие познавательных стратегий (ЦРПС); - практические разработки планов-конспектов уроков, построенных на основе универсальных познавательных стратегий школьников; - программа и методические рекомендации для реализации надпредметного курса «Учись учиться»; - программа и методические рекомендации для повышения квалификации учителей. Возможные риски. Сокращение программы инновационной и экспериментальной деятельности в условиях введения нормативного финансирования. Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления. Критерии оценки эффективности инновационной и экспериментальной деятельности: - положительная динамика качества знаний школьников; - усиление мотивации к обучению школьников; - развитие общеучебных умений и навыков; - положительная динамика психологической комфортности учеников;
- удовлетворенность педагогов результатами инновационной деятельности. Способ отслеживания результатов: мониторинг качества знаний, анализ изменения содержания мотивации у учащихся, обобщение поэлементного анализа предметной деятельности учащихся, мониторинг психологической комфортности при помощи соответствующих тестовых методик. Формы представления результатов: - аналитический отчет по результатам различных видов мониторинга; - круглые столы и конференции, проводимые в рамках сетевого взаимодействия; - публикации в сборниках ЮОУО, ДОГМ и других образовательных изданиях.
Программа опытно- экспериментальной работы по теме: «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях введения нового федерального государственного образовательного стандарта» Актуальность проблемы. В настоящее время в нормативных документах Министерства образования и науки и Министерства здравоохранения и социального развития России активно используется понятие «культура здоровья» как целевая установка в образовательных и оздоровительных программах для школьников. Очень часто многие специалисты в определении культуры здоровья на первый план выдвигают его физическую составляющую. При этом забывая о социально-психологической и духовно-нравственной составляющих понятия. Достаточным считалось определение уровня физического развития индивида, степень его заболеваемости на тот или иной момент, критерии психического и социального здоровья изучались недостаточно. И как следствие, это вело к отсутствию комплексной системы оценки уровня здоровья человека, которая охватывала бы все его составляющие. В то время как для целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни школьников необходима согласованная работа медиков, физиологов, психологов, социологов, педагогов. Однако действительность такова, что та информация о здоровье, которую человек получает на различных этапах возрастного развития в семье, в школе, в лечебных учреждениях или через СМИ, отрывочна и не носит системного характера. Нет интегративного, межведомственного подхода к решению проблем, связанных с культурой здоровья и безопасным образом жизни. Просветительская работа по вопросам здоровья, как правило, ориентирует людей преимущественно на лечение, а не на предупреждение заболеваний. В связи с этим не уделяется должного внимания путям преодоления факторов риска, возможностям самого организма противодействовать неблагоприятным влияниям. Слабо проводится работа по созданию общественного мнения на культивирование здоровья, на формирование гармонично развитого – и физически, и духовно – человека, ведущего здоровый и безопасный образ жизни. Среди основных жизненных ценностей у российских подростков здоровье и здоровый образ жизни как ценность занимают девятое место, а у их американских сверстников, например, - первое место. Отсутствие «моды» на здоровье создает предпосылки для организации непродуманного времяпрепровождения, когда человек делает все, лишь бы «убить время». И как итог, бесцельная трата свободного времени не может компенсировать последствий накопившегося утомления и обеспечить подготовку человека к следующему активному дню. К этому стоит также добавить тот факт, что, несмотря на разнообразие законодательной и нормативной базы, регламентирующей деятельность по охране здоровья детей и подростков имеет место декларативность законов, которая не позволяет создавать действенных подзаконных актов. Наряду с этим нечетко прописаны и вопросы ответственности должностных лиц за здоровье учащихся.
Таким образом, задачей школы является полноценная подготовка школьника к самостоятельной жизни, а не доведение его без болезней до последнего звонка. И мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья играет здесь очень большую роль. Учитывая, что у больных и неграмотных в вопросах здоровья родителей не может быть здоровых детей, сохранение здоровья и формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников – это и закладка фундамента благополучия следующих поколений. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях – от программно-нормативного до проведения отдельного урока – позволит решить и другую, взаимосвязанную с этой задачу: сформировать культуру здорового и безопасного образа жизни школьников. Все вышесказанное определяет актуальность и значимость настоящего экспериментального исследования. Цель эксперимента: создание и апробация региональной программы«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» в условиях введения нового федерального государственного образовательного стандарта» Объект исследования – программа«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» Предмет исследования: образовательный процесс, направленный на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся Гипотеза исследования. Образовательный процесс школы будет способствовать успешному формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, если - здоровьесберегающая организация образовательного процесса и пространственно-предметная среда, созданная в образовательном учреждении, станет для педагогического коллектива школы приоритетным и значимым направлением деятельности; - программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, включающая целевой, содержательный, организационно-управленческий и результативный компоненты будет обеспечена программно-методическим сопровождением учебно-воспитательного процесса; - система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный компоненты которой будут направлены на воспитание ценностей, среди которых Культура Здоровья и Здоровый образ жизни займут ведущее место; - будет организован мониторинг эффективности организации формирования здорового и безопасного образа жизни в школе; - все участники образовательного процесса и родители учащихся будут участвовать в пропаганде культуры здорового и безопасного образа жизни. Задачи исследования: 1.Разработать педагогическую систему по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни с учетом особенностей образовательного учреждения 2.Определить критерии оценки эффективности педагогической системы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни школьников
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|