Принципы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Необходимо отметить, что многие из выше приведенных принципов носят общую направленность, однако каждый из них несет в себе и ряд специфических особенностей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников, что позволяет утверждать, что их совокупность может считаться методологической основой для реализации задачи по организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности учащихся, обеспечивающие сохранение и укрепление их здоровья, полноценное образование и развитие.
Социально-педагогическая работа есть системная деятельность, направленная на помощь ребёнку в самоорганизации, формировании культуры здоровья и здорового образа жизни, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. Успешное осуществление такой деятельности может быть при выполнении определённых условий: всесторонняя педагогическая диагностика, изучение и широкое использование социума, в первую очередь семьи, а также гуманность и открытость образовательного учреждения, наличие подготовленных кадров для этой работы – психологов, социальных педагогов. Существует несколько групп критериев успешной социализации, позволяющих оценить эффективность социально - педагогической деятельности образовательного учреждения. Эта классификация разработана известным учёным Л.Е. Никитиной. Основные из них, имеющих отношение к участию школы в процессе социализации детей, следующие: - критерии здоровья; - критерии психологического комфорта; - критерии обучения; - критерии развития;
- критерии воспитания; - критерии социальной устойчивости. Воспитание и обучение будет проходить эффективно, если оно базируется на объективных научных знаниях. В решении этой проблемы может помочь психолого-педагогическая диагностика, которая для психолога или педагога не является самоцелью. Она подчинена главной задаче – разработке рекомендаций или программ коррекции обнаруженного явления. Основным назначением диагностической работы является: познание ребёнка, его семьи, образа жизни, социума, изучение общения и взаимоотношений в значимых для его развития системах отношений в детском обществе, в семье, «ребёнок-педагог». Такая деятельность очень важна, поскольку процессы социализации личности, включение человека в социум, преобразование самого социума происходит под влиянием разнообразных социально-педагогических институтов. Современная социальная педагогика трактует социум как совокупность условий жизнедеятельности, характеристик среды обитания, в которой происходит производство социальных групп и отдельных индивидов. В последние годы наблюдается значительное усиление внимания к проблемам семьи, её воспитательного потенциала, поиску путей активного сотрудничества школы и семьи. Это естественно и закономерно: семья – наименьшая ячейка общества, в ней, как в капле воды, отражаются его проблемы, тенденции развития. Напряжённый режим жизни, особенно в условиях города, воздействия многочисленных стрессовых факторов, рост тревоги, агрессивности людей, подчас ломка традиционного жизненного уклада - всё это отрицательно влияет на формирование личности ребёнка, культуры здоровья, выбора им образа жизни, на степень включённости родителей в социально – педагогическую среду. В полиэтнической среде особенно необходимо тесное сотрудничество семьи и школы. Анализ научной литературы позволяют сделать заключение о том, что семью необходимо педагогизировать с целью повышения её влияния на социализацию личности ребёнка, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Одной из основных задач является индивидуальная помощь личности в ее кризисной ситуации в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье, физическое, психическое и социальное состояние ребенка. Организовать защиту его прав на достойную жизнь в обществе, его профессиональное самоопределение. Организовать охрану его здоровья, а также его социальную, физическую, познавательную и творческую деятельность. Помочь подростку, юноше или девушке подойти к принятию самостоятельных решений в организации своей жизни.
Анализируя процесс социализации, педагогу необходимо помнить, что на ребенка в процессе формирования личности влияют: природа и родной язык; общение в семье, в школе, окружающая среда; его деятельность; средства массовой информации, искусство, литература; образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которую он выполняет в микросреде. Педагогический аспект рассмотрения проблемы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни через социализации личности подразумевает организацию управленческой деятельности инновационного образовательного учреждения, научное обоснование технологии социального воспитания личности. В рамках данного направления экспериментального исследования предлагается изучение структуры образовательного процесса для определения степени влияния его основных компонентов на эффективность социализации личности цели; субъекты и объекты, характер взаимодействия участников педагогического процесса; содержание образования; формы организации и технологии педагогического процесса; педагогическая диагностика (мониторинг результатов педагогического процесса); критерии эффективности; организация взаимодействия с окружающей средой. По результатам экспериментальной работы предполагается разработать вариативные образовательные программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Мониторинг Так как образ жизни человека развивается и формируется в системе общественных отношений в зависимости от условий (духовных и материальных) его жизни, деятельности, общения, каждая из этих сфер предъявляет особые требования к личностным качествам. Социально значимые качества личности лежат в основе социальной, гражданской, профессиональной позиции личности – это система интеллектуальных, волевых, эмоционально-оценочных отношений к миру, социально-экономической, политической и профессиональной деятельности. Это и система взглядов, убеждений и ценностных ориентаций (В.А. Сластенин).
Иерархически структура направленности личности на здоровый и безопасный образ жизни представлена следующим образом: - направленность на других людей, связанная с интересом к ним, доверием, уважением, стремлением к сотрудничеству; - направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в трудовой деятельности; - направленность на предметную сторону профессии (содержание деятельности). В рамках осуществления настоящего проекта на первом этапе исследования предлагается произвести оценку экспериментального учреждения образовательного по следующим позициям: а) культура здорового и безопасного образа жизни обучающихся; б) вариативность образования (ассортимент элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки, форм обучения, дополнительное образование); в) ассортимент образовательных услуг в ОУ; г) связи с другими учебными заведениями, учреждениями культуры, здравоохранения, «открытость школы»; д) уровень материально-технического оснащения образовательного процесса; ж) уровень развития профессионального мастерства педагогического коллектива; з) окружающий социум, родители учащихся
Общим результатом исследования должны стать: · действующая программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях введения нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС); · научно-методические и практические рекомендации по системе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников, включающая целевой, содержательный, организационно-управленческий и результативный компоненты для руководителей ОУ, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, школьных специалистов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|