Способы минимизации издержек при ревизии портфеля ценных бумаг.
По истечении определенного времени первоначально сформированный портфель уже не может рассматриваться менеджером в качестве оптимального и наилучшего для инвестора в связи с изменением его инвестиционных предпочтений, прогнозных оценок или отношения к риску и доходности. В этом случае менеджер должен пересмотреть портфель. Во-первых, он должен определить, каким будет новый оптимальный портфель; во-вторых, выявить те виды бумаг в существующем портфеле, которые необходимо продать, и те, которые следует купить взамен; в-третьих, реструктурировать имеющийся портфель.
Основным способом реструктуризации портфеля является продажа части его активов и покупка взамен их других, либо вложения в безрисковый актив. Этот способ дорогостоящий, так как связан с определенными дополнительными расходами для инвестора (например, комиссионные брокерам и портфельным менеджерам, потери от изменения цен на бумаги, разница между ценой покупки и продажи ценных бумаг, налоги, вызванные реализацией полученной прибыли и т.д.). Для того чтобы пересмотр портфеля был эффективным выгоды от ревизии должны превышать издержки, обеспечивать увеличение ожидаемой доходности, а также уменьшение риска портфеля.
Для снижения издержек многие менеджеры прибегают к стратегии пересмотра портфеля в отношении не отдельных бумаг, а целых классов активов. Такой альтернативный метод получил название оверлейной (overlay) стратегии. Данная стратегия базируется на использовании инновационных финансовых инструментов, позволяющих отделить риски, которым подвержены инвестиционные активы, от самих активов. Такими инструментами являются производные ценные бумаги (фьючерсные, форвардные и опционные контракты), а также сделки своп. Их применение позволяет изменить величину риска, которому подвержены первичные активы, без дополнительной продажи или покупки этих активов. Желая уменьшить долю рискового портфеля в общем инвестиционном портфеле, менеджер может ограничиться продажей нескольких фьючерсных контрактов на индекс, наиболее похожий на его рыночный портфель. Основным условием успешного применения оверлейной стратегии является наличие на рынке подходящих инструментов и низкий уровень издержек при входе и выходе с рынка производных финансовых инструментов.
Рынок свопов традиционно является важнейшим инструментом, позволяющим минимизировать издержки, связанные с пересмотром портфеля. Свопы в чистом виде представляют собой контракты между двумя сторонами, которые обмениваются потоками денежных средств в течение определенного периода времени. Рынок свопов не регулируется со стороны государства. Динамичность, появление новых типов и видов свопов и отсутствие гарантий надежности партнеров являются его основными характеристиками. Участвующие в свопе лица сами несут риск надежности партнера и поэтому должны обратить особое внимание на его кредитоспособность, чтобы уменьшить риск неплатежа по контракту. Нередко дилером по свопам выступает банк, который организовывает свопы для своих клиентов и сам выступает стороной контракта.
Наиболее распространенными свопами являются свопы на акции и свопы на процентную ставку.
В свопе на акции одна сторона соглашается уплатить другой сумму средств, величина которой изменяется в зависимости от изменения согласованного фондового индекса. Вторая сторона в свою очередь соглашается уплатить первой фиксированную сумму средств исходя из текущей процентной ставки. Оба потока платежей согласно контракту должны быть осуществлены в течение конкретного периода времени и предполагают выплату определенной ставки процента от номинала, указанного в контракте (ставка процента является плавающей для одной стороны и фиксированной для другой). По сути, с помощью свопа первая сторона продает акции и покупает облигации, а вторая — наоборот. Обе стороны эффективно пересматривают свои портфели с минимальными дополнительными издержками, которые определяются только размером комиссионных, уплачиваемых банку за организацию свопа.
В свопе на процентную ставку первая сторона соглашается осуществить в пользу второй стороны поток платежей, величина которого регулярно устанавливается на основе представительной процентной ставки (популярной является Лондонская ставка предложения по межбанковским депозитам — LIBOR). Вторая сторона соглашается осуществить в пользу первой стороны поток фиксированных платежей, который основан на уровне процентных ставок, существующем в момент подписания контракта. Оба потока платежей должны быть осуществлены в течение конкретного периода и определяются в виде процентов от номинала контракта. Для одной стороны процент носит плавающий характер, а для другой — фиксированный. С помощью свопа на ставку процента первая сторона, по существу, продает краткосрочные бумаги с фиксированным доходом и покупает долгосрочные облигации, а вторая — продает долгосрочные облигации и покупает краткосрочные бумаги с фиксированным доходом. В результате обе стороны эффективно и с минимальными дополнительными издержками пересматривают свои портфели.
Ситуация №10
На примере выпуска и реализации «пластиковых платежных средств» (ППС), являющихся в настоящее время ещё относительно новым банковским продуктом, разработайте финансовый раздел бизнес-плана для эмиссии пластиковых карточек в банке при следующих исходных данных:
· количество дополнительных сотрудников (участвующих в обслуживании и реализации ППС) – 40 чел.;
· их должностные оклады – 500 тыс. руб. в месяц;
· увеличение основных фондов – 200 тыс. руб. в год внедрения проекта;
· расходы на рекламу – 500 000 тыс. руб. в год;
· число клиентов банка увеличится:
- юридических лиц – на 3000 чел.,
- физических лиц – на 1700 чел.;
· ежемесячное увеличение дохода банка в связи с использованием ППС – 240 долл.;
· ставка налога на прибыль банка – 43%
· стоимость изготовления одной карточки ППС – 5 долл.
Финансовый план является ключевым разделом, по нему планируются затраты на реализацию проекта и определяется его эффективность.
В данном разделе рассмотрены три пункта: расчет прибыли и рентабельности, стратегия финансирования.
Придерживаясь общей методики расчёта цены, при её определении будем следовать следующему плану:
1. Постановка задачи ценообразования;
2. Определение спроса;
3. Прогноз издержек;
4. Анализ цен и товаров конкурентов;
5. Выбор метода ценообразования;
6. Установление окончательной цены.
Нашей задачей будет являться следующее:
С одной стороны мы, конечно, хотим получать максимальную прибыль, с другой стороны мы не хотим привлекать на наш сегмент рынка конкурентов и терять клиентуру. Исходя из этого, при определении цены, будем использовать метод "средней издержки плюс прибыль", но также не будем забывать о ценах конкурентов.
Спрос на нашу продукцию эластичен, так как наш товар имеет замену.
Рассчитаем месячной должностной оклад одного дополнительного сотрудника: (500 000 / 40) = 12 500 руб./мес
Далее определим расходы по проекту:
Постоянные расходы = 6 000 000 + 500 000 000 = 506 000 000 руб.
Доходы от внедрения =
Далее определим доходы предприятия в связи с внедрением пластиковых платежных средств:
Курс Цб на 2015 г. 60,95 руб.
Д = 240*60,95 х 12 = 2880 + 1 597 000 = 1599880 долл.
Примем прибыль равной 20%, тогда цена с учётом доходов и расходов будет равна:
П = 1599880-1430000 = 169880 руб.
Воспользуйтесь поиском по сайту: