Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международно-правовое обеспечение таможенного регулирования в рамках Таможенного союза




 

Развитие мировой экономики в условиях финансового кризиса, начало которого мы отно­сим ко второй половине 2008 года, ускорило про­цессы по формированию Таможенного союза (ТС) Евразийского экономического сообщества (ЕвраАзЭс), а также активизировало деятельность входящих в него государств (России, Республики Бе­ларусь и Республики Казахстан) по международно-правовому обеспечению в рамках Таможенного кодекса.

Исторически, как правильно отмечают исследователи, этому предшествовало образование Тамо­женного союза между Республикой Беларусь, Респу­бликой Казахстан и Российской Федерацией в 1995 г.
Позже к Союзу присоединились Киргизская Респу­блика (1996 г.), Республика Таджикистан (1999 г.), предполагалось также экономическое объединение с единой таможенной территорией. Впоследствии, используя международно-правовые документы, а также накопленный опыт таможенного и торго­вого регулирования государств - участников СНГ, в рамках ЕврАзЭс было инициировано форми­рование нового Таможенного союза (Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Ка­захстан).

На Саммите в Душанбе (6 октября 2007 г.) в рамках ЕврАзЭс были подписаны международные договоры, в соответствии с которыми Россия, Беларусь и Казахстан обязались в окончательном виде привести отечественное законодательство в соответ­ствие с международными требованиями. Более того, они дали взаимное согласие ускорить процедуры вступления международных договоров в законную силу и завершить формирование Таможенного сою­за ЕврАзЭс.

В октябре 2008 года после вступления между­народных договоров в законную силу была сфор­мирована Комиссия Таможенного союза ЕврАзЭс трех государств. Рабочим органом Комиссии ТС стал Секретариат во главе с академиком РАН С.Н.Глазьевым, который на первом заседании 4 фев­раля 2009 года предложил государствам-участникам в течение текущего года завершить формирование Единого таможенного тарифа товаров, ввозимых на их территории, принять в окончательной редакции Таможенный кодекс Таможенного союза ЕврАзЭс и Статус Суда.

Законодательная деятельность в области тамо­женного регулирования в Российской Федерации за­тронула изменения в сфере особенностей исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и пеней физического лица, признанного судом без­вестно отсутствующим или недееспособным, и иные положения. С учетом изменений, вступивших в за­конную силу с 1 октября 2009 года, а в части финансо­вого обеспечения таможенных платежей банковской гарантией - с 1 января 2010 года, Таможенный кодекс Российской Федерации стал соответствовать между­народным стандартам.

При разработке данных соглашений был учтен как национальный, так и зарубежный опыт регулирования отношений по таможенному контролю. К тому же активно разрабатываются акты, служащие правовой и организационной основой для осуществления сотрудничества и обмена опытом и информацией (в том числе оперативной) между таможенными службами государств - участников Таможенного союза, что позволит более эффективно противодействовать нарушению таможенного законодательства.

С 16 ноября 2009 года Россия законодательно за­крепила условия, сроки и процедуры прохождения таможенной декларации товаров для вывоза за пре­делы таможенной территории страны, определила ставки таможенных пошлин и порядок их выплаты. Тем самым Россия не только реализовала междуна­родные требования для вступления страны в ВТО, но и подтолкнула государства СНГ для устранения по­добных законодательных погрешностей в таможен­ной сфере.

Так, ранее действовавший Закон Республики Ка­захстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» очень часто упрекали в несовершенстве и противоре­чии таможенных норм международным правилам и стандартам. С тем чтобы таможенное законодатель­ство страны соответствовало международным стан­дартам, с 1 мая 2003 года, а в завершенном виде - с 1 января 2004 года, стал действовать новый Таможенный кодекс, который с изменениями, внесенными в по­следующие годы, приобрел международно-правовой статус.

С нашей стороны отметим, что также эффектив­но усовершенствовалось и таможенное законодатель­ство Республики Беларусь.

Таможенный кодекс Республики Беларусь 1998 года не соответствовал международным стандартам, поэтому 7 декабря 2006 года Палата Представителей официально приняла новый Таможенный кодекс, ко­торый после одобрения Советом представителей и подписания его Президентом А. Лукашенко вступил в законную силу с 1 июля 2007 года и с изменения­ми и дополнениями последних лет также приобрел международно-правовой статус.9
Самое главное, страны - участницы союза закре­пили единый порядок определения страны проис­хождения товара, изложили все правовые нормы с учетом международных договоров и отечественного права, унифицировали таможенное законодатель­ство в соответствии с текстом Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭс.

25-27 ноября 2009 года в Российской академии правосудия при информационной поддержке Евра­зийского юридического журнала проходил первый Общероссийский научный форум «Инновации в праве», в рамках которого видные ученые, полити­ческие деятели и практические работники уделили особое внимание правовым основам развития наро­дов евразийского пространства вообще и проблемам, связанным с правовым обеспечением деятельности Таможенного союза ЕврАзЭс, в частности.

С учетом современной международно-правовой базы формирование Таможенного союза будет проходить в несколько этапов. Так, с 1 января 2010 года начал действовать Единый таможенный тариф. В этой связи, чтобы единые ставки ввозных пошлин соответствовали международным стандар­там России, пришлось переписать ставки на 20 % това­ров (1850 позиций). В основном это бытовая техника, одежда, ряд продовольственных товаров и транс­портные средства. В результате этого средняя ставка на импорт упала на 1 %. В Республике Беларусь она не изменилась, а в Казахстане вырастет на 2 %.

В целом, по оценкам экономистов, Таможенный союз обещает прирост ВВП для всех стран-участниц. Следовательно, чем больше бестаможенное про­странство, чем больше свободный рынок для товаров, тем выгоднее их производить.

На следующем этапе, т. е. с 1 июля 2010 года на единой таможенной территории трех государств (России, Беларуси и Казахстана) будет действовать упрощенная система оформления и контроля, увели­чится срок уплаты пошлин с 15 дней до 4 месяцев.

На завершающем этапе 1 июля 2011 года Тамо­женный союз будет вынесен с внутренних границ стран-участниц на «внешний контур» союза.
Как отмечают специалисты, остается непонят­ным, например, как будет работать единый таможен­ный тариф, если степень унификации таможенных тарифов России и Беларуси превышает 95 % (5 % - проблемные), а в отношении России и Казахстан 38-40 % -не урегулированы.

Более того, если Таможенный кодекс России в большей степени соответствует международным стандартам, необходимым для вступления в ВТО, то проект Таможенного кодекса союза страдает опреде­ленными правовыми недостатками.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...