Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовые проблемы развития таможенного союза между Казахстаном, Россией и Белоруссией




Вместе с тем процесс создания Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сталкивается с рядом серьезных проблем.

1) Сохранение существенных различий в национальных законодательствах государств Таможенного союза.

Данное обстоятельство в определенной степени затрудняет раз­работку единого механизма таможенного администрирования.

В частности, среди стран Таможенного союза только Казахстан ратифицировал полный пакет Международной конвенции об упро­щении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) и подписал генеральное соглашение и правила по его применению. В связи с этим в Казахстане введены международные нормы тамо­женного администрирования и процедуры, оптимизирующие сис­тему таможенного контроля. Россия и Беларусь подписали только генеральное соглашение по указанной Конвенции. «Нестыковка» некоторых правовых норм может значительно осложнить процедуру таможенного администрирования на территории стран Таможенного союза. В частности, казахстанская сторона при осуществлении тран­зита через территорию России и Беларуси может быть лишена ряда привилегий, установленных в соответствии с Киотской конвенцией, и будет иметь возможность использовать их только в международ­ных перевозках по территории третьих стран.

Так, в Казахстане введен механизм страхования таможенных рис­ков. При этом стоимость страхового полиса составляет 0,2—0,3 % от суммы таможенных платежей. В России и Беларуси данный меха­низм отсутствует. Российские и белорусские перевозчики платят за страховой полис от 3 до 10 % от суммы сделки. При формировании Таможенного союза будут приняты единые ставки страхования, которые, по всей видимости, для казахстанских перевозчиков будут изменены в сторону увеличения.

Кроме того, в странах Таможенного союза существенно разли­чается механизм налогового администрирования. Так, в Казахстане налог на добавленную стоимость (НДС) — это фактически налог с оборота, что заведомо ставит казахстанского товаропроизводи­теля в менее выгодные условия по сравнению с российскими и белорусскими и негативно может сказаться на конкурентоспособ­ности казахстанской промышленности. Кроме того, в государствах Таможенного союза существенно различаются ставки НДС. Так, в Казахстане НДС составляет 12 %, России и Беларуси — 18 %.

2) Отсутствие компенсационного механизма пру введении Еди­ного таможенного тарифа.

Введение Единого таможенного тарифа для казахстанской сто­роны будет означать некоторое повышение уровня таможенных ставок в торговле с третьими странами. Следует подчеркнуть, что действующие в Казахстане таможенные тарифы значительно ниже российских и белорусских. Поэтому повышение казахстанских тамо­женных тарифов, по мнению многих экспертов, на начальном этапе может привести к повышению цен на импортные товары из третьих стран и как следствие к некоторому снижению товарооборота с ними. Все, что связано с продуктами питания, в России облагается высокими импортными пошлинами. Совсем иная ситуация у нас (в Казахстане). Если у нас пошлина на океаническую рыбу составля­ет 5 %, то у них это в 3—4 раза больше. Если мы будем выбирать, то выберем российскую, а не норвежскую селедку, хотя они выловлены в одном море, потому что норвежская будет на 25—30 % дороже. То же самое с другими продуктами. То есть товары из-за пределов стран Таможенного союза для нас (Казахстана) подорожают. А это в свою очередь приведет к сокращению товарооборота с третьими странами и таможенных поступлений в бюджет республики.

Данная проблема весьма актуальна для Казахстана, поскольку в бюджете республики таможенные сборы составляют в среднем 30 %. В связи с этим государствам следует выработать компенса­ционный механизм, адаптирующий экономики сторон к условиям функционирования Таможенного союза. В связи с этим следует подчеркнуть, что в рамках Европейского Союза при формировании Единого таможенного тарифа согласовывалась система компенса­ций. В ЕС есть дебатная палата по компенсациям и субсидиям, в которой разрешаются все проблемы перед вступлением страны в ЕС. Если бы у нас (в рамках Таможенного союза) была оговорена система компенсаций и субсидий, то ни у кого бы не возникало ни сомнений, ни подозрений.

3) Несогласованность сторон в использовании сертификатов происхождения товара.

Данная проблема характерна для Казахстана и России. Следует подчеркнуть, что между этими странами достигнуты договоренности по взаимному признанию таможенными органами сторон сертификатов происхождения товара и подписано соответствующее соглашение.

Вместе с тем, когда товар «движется» из Казахстана в Россию, перевозчику необходимо заменять казахстанский сертификат на российский. И наоборот. Когда товар прибывает из России, рос­сийскому перевозчику выписывается казахстанский сертификат. При этом оплата за сертификаты осуществляется дважды: сначала в одном государстве, затем в другом. «В Евросоюзе всего этого нет. Только, если товар покидает еврозону, тогда выписывается новый сертификат.

В условиях формирования Таможенного союза данная проблема требует решения. Необходимо создать унифицированную форму сертификата, которая будет признаваться на всей территории Тамо­женного союза и позволит грузоперевозчикам свободно пересекать границы.

4) Укрепление внешних границ Таможенного союза.

Перенос в ближайшей перспективе всех видов контроля, кроме пограничного, на внешнюю границу Таможенного союза потребует принятия оперативных мер по ее укреплению, внедрению совре­менной системы таможенного досмотра. Решение данной задачи особо актуально в условиях существующих угроз терроризма, экс­тремизма, незаконного оборота наркотиков и потребует привлечения значительных финансовых средств. Поэтому странам Таможенного союза необходимо выработать согласованный финансовый механизм по реализации данного мероприятия.

5) Отсутствие унифицированных норм в реализации странами Таможенного союза внешней торговой политики.

Следует подчеркнуть, что в странах Таможенного союза дей­ствуют различные торговые режимы с внешними партнерами. Так, в России в настоящее время имеется порядка 120 базовых торго­вых договоров с третьими странами, в Казахстане — 50, Беларуси — 40, и обязательства по этим договорам во многом не совпадают. Поэтому важное значение приобретает унификация государствами Таможенного союза торговых режимов с третьими странами.

Проведенный анализ процесса формирования Таможенного союза между Казахстаном, Россией и Беларусью позволил сделать вывод о том, что государствами-участниками достигнуты серь­езные результаты в этом направлении.

 

 

Заключение

На основании проведенного в работе исследования были получены следующие выводы и результаты:

1. Европейский Союз за достаточно короткий исторический отрезок времени превратился из небольшой субрегиональной группировки экономического характера в подлинно европейскую интеграционную организацию универсальной компетенции, обладающую собственным аппаратом управления и осуществляющую деятельность в самых различных сферах общественной жизни.

2. Для ЕС не характерно традиционное для государств разделение на законодательные, исполнительные и судебные органы. Если Суд ЕС можно считать судебным органом, то законодательные функции принадлежат одновременно Совету ЕС, Европейской комиссии и Европарламенту, а исполнительные — Комиссии и Совету.

3. Европейский Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, Большой восьмёрке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.

4. Европейский Союз обеспечил ряд условий для превращения Европы в единое пространство: единая валюта и открытость границ, историческая и культурная близость этих стран.

5. Особенностью Евросоюза, отличающей его от других международных организаций, является наличие собственного права, которое непосредственно регулирует отношения не только государств-членов, но и их граждан и юридических лиц.

Список используемой литературы

 

1. Адвокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб. – М.: Юристъ, 2004.

2. Борко Ю.А. Что такое Европейский Союз. - М., 2000.

3. Европейский Союз. Путеводитель. - М., 2003.

4. Желтиков В.П., Кузнецов Н.Г., Тяглов С.Г. Экономическая география. Серия "Учебники и учебные пособия". - Ростов н/Д: Феникс, 2001.

5. Россия: интеграция в мировую экономику / Зименкова Р.И. - М.: Финансы и статистика, 2002.

6. Сумароков В.Н. Расширение Европейского союза и внешнеэкономи-ческие связи России / В.Н. Сумароков, Н.В. Сумароков. – М.: Финансы и статистика, 2006.

7. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие / Лопатников Д.Л.. - М.: Гардарики, 2006.

8. Экономическая география России: Учеб. Пособие для вузов, Морозова Т.Г., - М.:ЮНИТИ, 2000.

9. Экономическая география России / Видяпина В.И., Степанова М.В.– М.: Российская экономическая академия, 2005.

10. Бородаевский А. Тенденции социально-экономического развития в разных регионах мира // Мировая экономика и международные отношения, №4,2007.

11. Внешнеэкономический комплекс России // №2, 2006.

12. Российский внешнеэкономический вестник // №1, 2007.

13. Внешнеэкономический бюллетень // №3, 2005.

14. Большая советская энциклопедия, 1989

15. Экономический словарь, 2007.

16. http://eulaw.edu.ru

Глоссарий

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — международная организация, созданная в октябре 2000 г. в результате подписания соответствующего договора Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республика, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан. Основная цель создания ЕврАзЭС — эффективное продвижение процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ — EFTA, European Free Trade Association) — международное интеграционное объединение (зона свободной торговли), в которое входят 4 государства Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария.

Европейская комиссия — исполнительный орган Европейского Союза, который разрабатывает законодательство ЕС как по инициативе, так и по поручению Европейского парламента или Совета Европейского Союза.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — региональный банк развития, созданный для оказания содействия странам Восточной и Центральной Европы, а также государствам СНГ в переходе к рыночной экономике. Действует с апреля 1991 г. в 27 странах вышеуказанного региона.

Европейский парламент — орган Европейского союза. Избирается в ходе прямых всеобщих выборов. Он участвует в законодательном процессе ЕС и осуществляет контроль за деятельностью других институтов ЕС, утверждает бюджет ЕС, одобряет или вносит поправки в принимаемые правовые акты и бюджет ЕС.

Европейский Союз — объединение европейских государств. Пример наиболее глубокой экономической интеграции. С мая 2004 г. насчитывает 25 государств-членов.

Европейское экономическое пространство (ЕЭП). Соглашение о создании ЕЭП подписано странами Европейского экономического сообщества и Европейской рабочей силы и капиталов на экономическом пространстве двух интеграционных группировок.

Единый европейский акт — документ, подписанный странами Европейского Сообщества 1 февраля 1986 г. (вступил в силу 1 июля 1987 г.)в соответствии с которым предусматривалось создание к концу 1992 г. единого внутреннего рынка стран Сообщества, т. е. экономического пространства, где отсутствуют внутренние границы и обеспечена свобода передвижения граждан, товаров, услуг и капиталов.

Совет Европейского Союза — высший законодательный орган Европейского Союза, обладающий правом принятия решений. Состоит из представителей государств-членов ЕС в ранге министров национальных правительств. Фактически существует более 25 Советов, занимающихся конкретными направлениями деятельности ЕС и объединяющих соответствующих национальных министров.

Соглашение по техническим барьерам в торговле (Agreement on Technical Barriers to Trade, TBT - ТБТ) — действующее в рамках Всемирной торговой организации соглашение, признающее за всеми странами право устанавливать обязательные технические стандарты (включая требования к упаковке и маркировке товаров), целью которых является: обеспечение качества экспортной продукции, требований производства; защита жизни и безопасности людей, животных и растений; защита окружающей среды; обеспечение требований национальной безопасности.

Союз таможенный — один из этапов экономической интеграции. Образуется как результат соглашения группы стран о взаимной отмене таможенных тарифов при одновременном установлении единого тарифного режима и переходе к единой торговой политике по отношению к третьим странам.

Специализированные учреждения ООН — международные организации, входящие в систему ООН и осуществляющие деятельность в конкретной сфере мировой экономики. Деятельность специализированных учреждений ООН координируется Экономическим и Социальным советом ООН.

Таможня - государственное учреждение, контролирующее ввоз и вывоз всех товаров, провозимых через государственную таможенную границу страны. Осуществляет проверку грузов, взимает установленные таможенные пошлины и сборы сверх таможенных пошлин (за сохранность, пломбирование и т. д.).

Тариф таможенный — систематизированный свод ставок таможенных пошлин применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу.

Тариф таможенный импортный (ИТТ) -систематизированный перечень (или номенклатуру) ввозимых товаров, облагаемых при этом таможенными пошлинами, а также совокупность методов определения их таможенной стоимости и взимания пошлин; механизм введения, изменения или отмены пошлин; правила определения страны происхождения товара.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...