Влияние различных факторов на рост и развитие детей и подростков
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Периодизация постнатального онтогенеза человека
Пифагор – первая периодизация, 4 периода: весна до 20 лет становление лето молодость от 20 до 40 лет осень расцвет от 40 до 60 зима угасание после 60
Гиппократ: 10 семилетных циклов.
В 19 в. Рославский-Петровский Три категории с подпериодами.
1.1. малолетник до 5 лет 1.2. дети от 5 до 15 лет
2.1. молодые от 16 до 30 лет 2.2. возмужалые от 30 до 45 лет 2.3. пожилые от 45 до 60 лет
3.1. старые люди от 61 до 75 3.2. долговечные после 75
самый простой вариант: рост зрелость и старость
самая распространенная классификация принята на 7 всесоюзном съезде в 1965 г «периодизация постнатального онтогенеза человека»:
Другие периодизации В педагогике до 17-18 лет:
Биологический возраст.
Понятия – хронологический (паспортный) возраст и биологический. Биологический – уровень индивидуальной зрелости организма. Для взрослых биологический возраст оценивает темпы старения, для детей – темпы созревания. Возраст паспортный может совпадать с биологическим, и могут отставать или опережать др др. У детей опережение-отставание 2-3 года считается нормальным, 4 и более – патологические процессы а организме. Для взрослых отклонение до 5 лет считается нормальным, более 5 лет – патология (прежде всего в отношении старения).
Требования к оценке биологического возраста, критериям:
Критерии биологического возраста:
Морфологические критерии
сущ 2 генерации зубов – молочная смена и постоянная. Зубная карта пишется как четвертинка, считается что должны быть симметричны.
В молочной смене зубная карта: J – резцы (2), С – клыки (1), М – моляр (большие коренные зубы) (2) Т.е. всего их 20. существуют карты порядка и времени прорезывания всех этих зубов от 6 мес до 2-х лет.
В постоянной смене зубная карта: Р – премоляры (2), моляры (2+1) и + все которые есть в детской карте. Постоянная смена прорезывается от 6 лет до 12 лет и также есть специальные таблицы – карты что когда должно прорезываться.
Антропология
Лекция, 2.03.2013
Морфологические критерии определения биологического возраста:
1. Зубной возраст (можно определить биологический возраст в период от 6 месяцев до 2 лет; также в период появления постоянных зубов)
2. Скелетный/костный критерий. Используется рентген. Обычно делают рентген кисти: маленькая площадь облучения; плюс много косточек. От 0 до 16-18 лет можно очень точно определить биологический возраст — по степени ассификации костей запястья и кисти (степени замещения хрящевой ткани на костную).
Другие методы: - Таннера-Уайтхауса: 20 костей, по каждой из них определяется балл, характеризующий степень ассификации (8-9 балльная шкала). Затем считается сумма баллов, по таблице определяют возраст. Точность +- 1-2 года. - Штуковски: по каждой из косточек запястья и пястья смотрится площадь окостенения, которая делится на общую площадь окостенения взрослого человека (18-летнего), считается средний индекс ассификации. - В 18 лет делают рентген черепа (когда полностью зарастает шов между затылочной и клиновидной костями). - В 20-35 лет определить биологический возраст достаточно точно сложно — еще не начались процессы деградации костной ткани. После 30-35 лет — работает метод Павловского: основан на рентгене кисти, смотрят процессы инволюции костной ткани: - разрастание ногтевых фаланг (апиостозы); - образование экзостоз — разрастание костной ткани; - образование узлов на эпифизах; - остеопороз: разряжение костной ткани;
3) Половые критерии. В период полового созревания важно оценивать биологический возраст, чтобы избежать необратимых изменений организма. Точность оценки — до полугода.
Признаки полового созревания: - половая формула девочек: P (лобковое оволошение, баллы от 0-4), Ах (аксилярное оволошение, под мышками, 0-3 балла), Ма (развитие грудных желез, 0-4), Ме (наступление менструаций, + или -). - половая формула мальчиков: Р (0-4), Ах (0-4), С (набухание сосков, 0-2), G (степень развития гениталий, 0-4), L (ломка голоса — формирование хрящей гортани, 0-2), Po (поллюции, + или -) Преждевременное половое развитие: девочки до 8 лет, мальчики до 10 лет. Отсутствие менструации в 15-16 лет, у мальчиков отсутствие вторичных половых признаков в 15-16 лет — задержка развития.
Дополнительные морфологические критерии: 1. Соматическое развитие — соотношение тотальных размеров тела (вес/рост, актуален у растущих детей). Есть стандарты/нормативы физического развития, для каждой длины тела (сгруппированы по возрастам) есть соответствующая масса тела. Хорошо работает для детей от 0 до 2 лет. Соматотропный гормон. 2. Округление бедер у девочек, рост мускулатуры у мальчиков, отложение жира у девочек — условные критерии. 3. Достать рукой до уха через голову (дошкольники).
Физиологические (функциональные) критерии определения биологического возраста — оценка по совокупности показателей: - частота пульса, давление, сердечно-сосудистая система; - дыхательная система — емкость легких, сила и скорость выдоха; - силовые показатели — динамометрия кисти; - слуховой порог; - аккомодация хрусталика; - ряд тестов на внимание;
Определение биологического возраста по букальному эпителию — соскоб с внутренней поверхности щеки. Определяется биоэлектрическая активность клеток. (Шахбазов)
Влияние различных факторов на рост и развитие детей и подростков
Две группы: 1. эндогенные факторы — те, которые обусловлены наследственностью. 2. экзогенные — экологические и социально-экономические факторы.
Методы определения наследственных факторов: 1. близнецовый. Коэффициент Хальцингера — коэффициент корреляции монозиготных близнецов минус -=- дизиготных близнецов / 1 минус коэффициент корреляции дизиготных близнецов. Больше 0,7 — наследственно определен. 2. метод внутрисемейных (посемейных) исследований. Скелетный возраст — 0,7-0,9 коэффициент наследуемости. Для развития мускулатуры — 0,5-0,7. Развитие жироотложения — частично наследуемо (0-0,7), но в основном связано с экзогенными факторами. 3. Изучение связей полифорфизмов генов факторов роста с темпами развития и некоторыми морфологическими особенностями.
Лекция, 9 марта 2013
Продолжение разговора про наследственные факторы.
Гормональные особенности — тоже наследственные: - Соматотропный гормон выделяется гипофизом под влиянием гипоталамуса, влияет на рост и развитие (карликовость/гигантизм). - Гормоны щитовидной железы - оказывают влияние на синтез белка и, соответственно, на рост и развитие. Териоидные? гормоны. - Половые гормоны: 1) Андрогены надпочечников — большое влияние в препубертатный период. 2) Тестостерон у мужчин (развитие мускулатуры) и эстрогены у женщин (влияет на жироотложение).
Расовые различия: - дети до 2 лет темнокожие опережают сверстников в темпах роста и развития; после 3 лет темпы одинаковые; по смене зубов на постоянные темнокожие дети тоже опережают белых.
Экзогенные факторы
Экологические: 1) Географическая широта: начало менструаций везде примерно одинаковое. 2) Высота над уровнем моря: различие есть. В высокогорье темпы замедлены почти по всем признакам — замедление в длине тела (разница до 3-х см), уменьшение массы тела у маленьких детей (до 500 грамм), запаздывание менархе на 9 месяцев. Объясняется гипоксией — недостаточностью кислородного обмена. 3) Влажность климата: влияет — в тропиках запаздывает развитие (меньше солнечных дней, витамина Д) 4) Сезонность (лето/зима): летом больше растут в длину, зимой — в ширину.
Социально-экономические: 1) Урбанизация: в городах дети растут чуть быстрее. 2) Уровень дохода в семье: в Англии выяснили, что дети на 2-3 см выше у родителей, которые заняты умственным или высококвалифицированным трудом; то же в США — по степени обеспеченности. В Венгрии — то же, менархе начинается раньше. А в Швеции — нет никаких различий. В России: то же, что в Венгрии. 3) Количество детей: 1-3 детей в Англии не сказывается на темпе роста и развития; 3 и больше — дети развиваются чуть медленнее. 4) Уровень питания: недостаток/излишек питания замедляет рост. Москва и Мос область: все скелетные признаки не отличаются (длина и тд). А по всем жировым складкам отличие: юноши Москвы чуть толще (более развито подкожное жироотложение). Для девушек то же.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|