Учреждение государственного предприятия. Права и обязанности государственного предприятия.
Учредительными документами государственного предприятия являются постановление Правительства о его учреждении и устав. Устав государственного предприятия утверждается решением учредителя и передается вместе с другими необходимыми документами в Государственную регистрационную палату, где проходит процедуру государственной регистрации в установленном для всех видов предприятий общем порядке. Устав конкретного государственного предприятия разрабатывается в соответствии с Законом РМ «О государственном предприятии» и Примерным уставом государственного предприятия, утвержденным Постановлением Правительства № 770 от 20 октября 1994 г. Устав государственного предприятия должен в себе содержать следующие основные положения: - фирменное наименование и местонахождение предприятия; - дату и номер решения учредителя об учреждении предприятия, а также местонахождение учредителя; - конкретные виды деятельности предприятия; - состав переданного предприятию имущества и размер уставного капитала; - структуру органов управления и контроля предприятия и др. Устав государственного предприятия может содержать и иные положения, не противоречащие законодательству. Согласно ч.(1) ст. 179 ГК РМ, государственные предприятия создаются и наделяются имуществом Правительством или другими органами, уполномоченными законом. К сожалению, из содержания ст. 179 ГК РМ и иных положений ГК РМ невозможно понять, на каких правах государственное имущество передается государственному предприятию при его учреждении. Согласно действующему законодательству, при учреждении государственное предприятие наделяется государственным имуществом, которое закрепляется за государственным предприятием на праве хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения является зависимым от права собственности государства ограниченным вещным правом, принадлежащим государственному предприятию как юридическому лицу.
Согласно законодательству, в содержание права хозяйственного ведения входят принадлежащие государственному предприятию правомочия по владению, пользованию и распоряжению закрепленным за ним имуществом в соответствии с его назначением, уставными видами деятельности предприятия, указаниями собственника и положениями действующего законодательства. Правомочия государственного предприятия по распоряжению принадлежащим ему имуществом имеют значительные ограничения. Согласно ч.(4) ст. 3 Закона РМ «О государственном предприятии» в редакции Закона РМ № 234-XVI от 20 июля 2006 г., государственное предприятие не вправе без разрешения учредителя сдавать свое имущество в наём (аренду), в залог, передавать в уставные капиталы негосударственных организаций, осуществлять инвестиции за рубежом и отчуждать его иным образом. Ограничение прав по отчуждению не затрагивает прав на реализацию производимой предприятием продукции в процессе его обычной хозяйственной деятельности. Право хозяйственного ведения, помимо правомочий по владению, пользованию и распоряжению, предполагает и обязанность государственного предприятия по сохранению, рациональному использованию, преумножению и страхованию имеющегося у него имущества (ч.(3) ст. 3 Закона РМ «О государственном предприятии»). Как уже отмечалось, право хозяйственного ведения как ограниченное вещное право существует только в некоторых странах - республиках бывшего СССР, в связи с чем вопрос имущественной обособленности учрежденных государством предприятий в разных странах решается по-разному.
В странах, где не известен институт права хозяйственного ведения, за публичными предприятиями (корпорациями, учреждениями), капитал которых сформирован за счет государственного имущества и не разделен на доли (акции или паи), признается право собственности на имеющееся у них имущество. Например, во Франции «публичными считаются такие предприятия, которые были созданы в качестве государственных предприятий или национализированы» При этом во французской юридической литературе преобладает мнение, что имущество публичного предприятия является собственностью именно этого предприятия. В то же время, английской судебной практикой установлено, «что публичная корпорация сама себе хозяин, а ее имущество - это не государственное имущество». К примеру, по законодательству Румынии автономные государственные предприятия признаются частными собственниками переданного им государством имущества. Однако при осуществлении правомочий по владению, пользованию и распоряжению, при извлечении доходов такие автономные государственные предприятия должны руководствоваться целью, для реализации которой они были учреждены. Более того, в случае отчуждения недвижимого имущества, стоимость которого превышает установленный законом предел, автономное государственное предприятие обязано запросить на это разрешение у соответствующего государственного органа. Указанные ограничения свидетельствуют о значительном отличии содержания «права собственности» публичных предприятий от содержания права собственности негосударственных юридических лиц. При таком регламентировании имущественных правомочий государственных предприятий довольно сложно судить о том, кто является реальным собственником - само предприятие или государство, имея при этом в виду, что существование двух прав собственности на одно и то же имущество невозможно. Представляется положительным, что подобная проблема в законодательстве Республики Молдова была решена неизвестной в зарубежных странах конструкцией права хозяйственного ведения, как ограниченного вещного права государственного предприятия на имущество, находящееся в государственной собственности.
В Российской Федерации вопрос об имущественной обособленности государственных предприятий, называемых унитарными предприятиями, урегулирован непосредственно в ГК РФ, где четко регламентируются наряду с правом хозяйственного ведения, также и право оперативного управления (ст.ст. 114, 115, 294-300 ГК РФ). В силу того, что государственное предприятие не является собственником принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения имущества, оно не может обладать универсальной правоспособностью как большинство коммерческих организаций. Согласно ст. 9Закона/РМ «О государственном предприятии», государственное предприятие может заниматься любыми видами деятельности, предусмотренными уставом, за исключением тех, которые запрещены законодательством. Исходя из этого, правоспособность государственных предприятий в Республике Молдова характеризуется ограниченностью и целевым характером. Согласно закону, государственное предприятие может приобретать лишь такие права и нести обязанности, которые соответствуют его уставным видам деятельности, целевому назначению переданного в его хозяйственное ведение государственного имущества и не противоречат указаниям собственника (т.е. государства в лице уполномоченного органа публичного управления).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|