Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовой статус муниципального предприятия




 

Помимо государства, правом самостоятельно учреждать собственные коммерческие организации без участия частных лиц обладают так же и административно-территориальные единицы. Коммерче­ские организации, учреждаемые административно-территориальными образованиями на основании принадлежащей им муниципальной собственности, именуются муниципальными предприятиями.

Посредством учреждения муниципальных предприятий органы местного публичного управления решают задачи местного значения по обеспечению населения конкретной административно-территориальной единицы товарами и услугами. Правомочия органов местного публичного управле­ния по владению, пользованию и распоряжению публичной собственностью административно-территориальных единиц, в том числе по учреждению муниципальных предприятий, урегулированы Законом РМ «О публичной собственности административно-территориальных единиц» № 523-XIV от 16 июля 1999 г. Общий правовой режим функционирования в области обслуживания населения административно-территориальной единицы (района, города, муниципия) определен Законом РМ «О публичных службах коммунального хозяйства» № 1402-XV от 24 октября 2002 г.

Учреждаемые органами местного публичного управления муниципальные предприятия действуют в области оказания отдельных коммунальных услуг (управление жилищным фондом, обслуживание лифтов, вывоз мусора и т.д.), перевозки пассажиров (автобусные и троллейбусные парки), а также в области распространения информации (муниципальное радио и телевидение).

Основы правового положения муниципальных предприятий как разновидности коммерческих ор­ганизаций определены в ст. 179 ГК РМ совместно с государственными предприятиями.

Порядок создания и деятельности муниципальных предприятий в Республике Молдова урегулиро­ван Примерным положением о муниципальном предприятии, утвержденным постановлением Прави­тельства РМ № 387 от 6 июня 1994 г. (далее - Положение о муниципальном предприятии). До вве­дения в действие ГК РМ, муниципальному предприятию отводилась также ст. 20 Закона РМ «О предпринимательстве и предприятиях».

Согласно п. 1 Положения о муниципальном предприятии, муниципальное предприятие является хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, созданным на базе муниципальной соб­ственности и производящим путем ее рационального использования определенные виды товаров (продукции), работ и услуг, необходимые для удовлетворения потребностей административно-территориальной единицы и обеспечения социально-экономических интересов трудового коллектива.

Итак, муниципальное предприятие - это коммерческая организация, учрежденная органом местного публичного управления на основе части муниципальной собственности, переданной пред­приятию на праве хозяйственного ведения и уставный капитал которого не разделен на доли.

Муниципальное предприятие является юридическим лицом частного права и признается самосто­ятельным хозяйствующим субъектом. При осуществлении своей деятельности муниципальное предприятие руководствуется законодательством Республики Молдова, распоряжениями учредивше­го его органа местного публичного управления, а также своим уставом.

Согласно общей норме ч.(2) ст. 179 ГК РМ, муниципальные предприятия создаются и наделяются имуществом органами местного публичного управления. Муниципальное предприятие создается в распорядительном порядке путем издания органом местного публичного управления соответствую­щего решения и выделения на эти цели части имущества, находящегося в муниципальной собствен­ности административно-территориальной единицы.

Учредительными документами муниципального предприятия являются решение о его создании и устав, утвержденный решением учредившего его органа местного публичного управления. Госу­дарственная регистрация муниципальных предприятий осуществляется в общем порядке территори­альными органами Государственной регистрационной палаты в соответствии с Законом РМ «О госу­дарственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно п. 10 Положения о муниципальном предприятии, в устав муниципального предприятия должны включаться следующие основные положения:

- фирменное наименование и местонахождение предприятия;

- решение, которым учреждено муниципальное предприятие;

- цели и виды деятельности предприятия;

- стоимость и состав переданного предприятию муниципального имущества;

- структуру органов управления и контроля.

Устав муниципального предприятия может включать в себя и другие положения, не противореча­щие действующему законодательству.

Муниципальное предприятие как юридическое лицо обладает такими же полномочиями на пере­данное ему муниципальное имущество, как и государственное предприятие. Муниципальное пред­приятие владеет, пользуется и распоряжается находящимся в его хозяйственном ведении муници­пальным имуществом в соответствии с законодательством, решениями органа местного публичного управления, своим уставом и предусмотренными им видами деятельности. В хозяйственное ведение поступает также имущество и прибыль, полученные муниципальным предприятием в процессе его хозяйственной деятельности.

В силу того, что муниципальное предприятие не является собственником закрепленного за ним имущества, оно, как и государственное предприятие, не может обладать универсальной правоспособ­ностью. Муниципальное предприятие может приобретать лишь такие права и нести обязанности, ко­торые соответствуют его уставным видам деятельности, целевому назначению переданного в его хо­зяйственное ведение муниципального имущества и не противоречат указаниям органа местного пуб­личного управления. Таким образом, правоспособность муниципальных предприятий является огра­ниченной и обладает целевым характером.

Муниципальное предприятие не вправе без разрешения учредителя самостоятельно решать судьбу своего имущества. Согласно п. 13 Положения о муниципальном предприятии, оно может отчуждать основные фонды (здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие материальные ценности) только на основании решения учредителя, если иное не предусмотрено уставом предприя­тия.

По смыслу Положения о муниципальном предприятии, данным предприятием должен быть сфор­мирован уставный фонд, однако ни минимального размера, ни обязанности поддерживать стоимость чистых активов предприятия на уровне, не ниже размера уставного капитала Положением не преду­смотрено.

Муниципальное предприятие отвечает перед своими кредиторами всем своим имуществом, находящимся у него на праве хозяйственного ведения. Учредитель не несет субсидиарной ответ­ственности по обязательствам муниципального предприятия, равно как и муниципальное предприя­тие не отвечает по обязательствам своего учредителя (п. 15 Положения о муниципальном предприя­тии). Из ч.(4) ст. 179 ГК РМ следует, что государство и административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам муниципальных предприятий, а муниципальные предприятия не от­вечают по обязательствам государства и административно-территориальных единиц.

Органами управления муниципального предприятия являются менеджер-руководитель и адми­нистративный совет, если его образование предусматривается уставом.

Менеджер является единоличным исполнительным органом муниципального предприятия, кото­рый уполномочен руководить его текущей хозяйственной деятельностью. Менеджер муниципального предприятия представляет его интересы без доверенности, действуя на основании устава. Наём (назначение на должность) менеджера-руководителя осуществляется путем заключения между ним и учредителем индивидуального трудового контракта (п. 17 Положения о муниципальном предприя­тии). В течение срока действия контракта учредитель, как и иные лица, не вправе вмешиваться в осуществление руководителем деятельности по управлению муниципальным предприятием, если иное не предусмотрено самим контрактом или законодательством.

Муниципальное предприятие обладает хозяйственной самостоятельностью и, согласно п.23 По­ложения о муниципальном предприятии, вправе самостоятельно организовывать свою деятельность и определять перспективы производства, исходя из спроса населения и местного хозяйства на произво­димую продукцию, работы, услуги и из необходимости экономического и социального развития предприятия, повышения доходовего работников.

Получаемая в результате удачной хозяйственной деятельности прибыль муниципального пред­приятия, согласно п. 10 Положения о муниципальном предприятии, может распределяться в соответ­ствии с уставом, в котором должны быть предусмотрены способы распределения прибыли (дохода) и покрытия убытков предприятия. Иных правил распределения и использования прибыли муниципаль­ных предприятий законодательство не предусматривает.

Как и любая иная коммерческая организация, муниципальное предприятие может подвергаться реорганизации и ликвидации. Однако, ни в ГК РМ, ни в Положении о муниципальном предприятии не содержится специальных норм по порядку реорганизации муниципальных предприятий, что пред­ставляется существенным упущением. Положение о муниципальном предприятии лишь декларирует возможность реорганизации муниципальных предприятий в виде слияния, присоединения, разделе­ния, выделения и преобразования.

Муниципальное предприятие может быть реорганизовано в виде слияния и присоединения, но только путем слияния с другим муниципальным предприятием или присоединения к другому муни­ципальному предприятию. В противном случае, присоединение муниципального предприятия к част­ной коммерческой организации или слияние с ней влечет прекращение права муниципальной соб­ственности, что должно подпадать под регулирование законодательства о приватизации.

Муниципальное предприятие может быть реорганизовано в виде разделения и выделения, при этом оно может быть разделено только на два или более муниципальных предприятий или из него может быть выделена часть муниципального имущества для образования нового муниципального предприятия. Выделение из муниципального предприятия части его имущества и образование на его основе частной коммерческой организации также влечет прекращение муниципальной собственно­сти, что также подпадает под действие законодательства о приватизации.

Муниципальное предприятие может быть преобразовано в иную коммерческую организацию, например, общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество, но в таком случае имущество предприятия перестает быть муниципальным и поступает в собственность общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества, возникшего в результате преобразова­ния муниципального предприятия. Данный случай также подпадает под действие законодательства о приватизации.

В любом случае муниципальное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению учредившего его органа местного публичного управления либо по решению компетентной судебной инстанции. Муниципальное предприятие может быть также ликвидировано в процессе осуществления процедуры несостоятельности в соответствии с Законом РМ «О несостоятельности».

 

 


[1] Официальный монитор Республики Молдова № 49-50 от 3.05.2001, ст. 237.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...