Композиционное построение речи. Методы преподнесения материала (индуктивный, дедуктивный, метод аналогии, концентрический, ступенчатый, исторический).
Композиционное построение речи. Методы преподнесения материала (индуктивный, дедуктивный, метод аналогии, концентрический, ступенчатый, исторический). Композиционное построение речи 3-частное: вступление, главная часть, заключение. Каждая часть имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Ученые доказали, что лучше всего усваивается то, что дается в начале или в конце сообщения. В психологии это «закон края» - закон первого и последнего места. Поэтому начало и конец речи, т. е. вступление и заключение должны быть в центре внимания. (Далее см. выше: Структура публичного выступления! ). Важно соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала. Методы преподнесения материала: Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и вы водам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях. Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера. Метод аналогии — сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию. Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.
Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней. Исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.
Коммуникативные качества речи (правильность, точность, понятность, чистота, богатство и разнообразие, выразительность, уместность, логичность речи). Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий культуры речи, поэтому оратору важно знать основные коммуникативные качества речи. Правильность речи – это ее соответствие нормам русского литературного языка (орфоэпические, акцентологические, грамматические, лексические). Точность речи – строгое соответствие слов обозначаемым предметам. При отборе лексических средств рекомендуется учитывать следующие факторы: значение слова, его многозначность, сочетаемость с другими словами, эмоционально-экспрессивная окраска, стилистическая характеристика, сфера употребления, грамматическая оформленность. Понятность речи – связана с определенным подбором слов, с использованием смысловых и грамматических связей между ними, а также между предметами и их частям. Чистота речи – отсутствие в ней лишних слов, слов-«паразитов», слов, отвергнутых этическими нормами. Богатство и разнообразие речи – богатство словаря, лексического запаса. Выразительность речи – такая структура речи, которая подчеркивает интерес у слушателей (использование тропов и фигур речи, фразеологических оборотов, пословиц, поговорок, скороговорок). Уместность речи – такой подбор и такая организация речи, которые отвечают условиям и целям общения.
Логичность речи – следует различать предметную и понятийную логичность. Предметная – состоит в соответствии смысловых связей и отношений предметов и явлений в реальной действительности. Понятийная – отражение структуры логической мысли и логического ее развития в семантических связях элементов языка и речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|