Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Полемические приемы. Контакт в публичном выступлении. Общие советы по ораторскому искусству.




Полемические приемы

Для подтверждения своей точки зрения и опровер­жения мнения оппонента участники спора используют различные полемические приемы.

В частности, одним из приемов является прием бу­меранга. В переводе с английского «бумеранг» озна­чает метательное орудие, при искусном броске воз­вращающееся к тому месту, откуда было пущено. Полемический прием заключается в том, что тезис или аргумент обращается против тех, кто их высказал.

Разновидностью такого «возвратного удара» явля­ется «подхват реплики». При обсуждении спорных во­просов полемисты нередко бросают различного рода реплики. В данной ситуации будет полезно умение применить реплику на пользу собственной аргумента­ции, для разоблачения взглядов оппонента и оказания психического воздействия на присутствующих.

Распространенным приемом опровержения являет­ся «сведение к абсурду». Его суть сводится к сле­дующему: показать ложность тезиса или аргумента, так как следствия, вытекающие из него, противоречат действительности.

Многие риторы применяют такие средства, как юмор, ирония, сарказм.

Юмор — это беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо.

Ирония — тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.

Сарказм — язвительная насмешка, злая ирония. Шутливое, ироническое замечание может смутить оп­понента в споре, поставить его в затруднительное по­ложение, а иногда разрушить и тщательно построен­ное доказательство.

 

Контакт в публичном выступлении

Высшее проявление мастерства публичного выступ­ления, важнейшее условие эффективности оратор­ской речи — это контакт со слушателем.

Психологи определяют контакт как общность психи­ческого состояния оратора и аудитории, взаимопони­мание между выступающим и слушателем. Эта об­щность возникает прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности. Ритор и слушатель должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одни вопросы. Если оратор говорит об од­ном, а слушатели думают о другом, контакт отсутст­вует. Совместную мыслительную деятельность ученые называют интеллектуальным сопереживанием.

Для возникновения контакта важно интеллектуаль­ное сопереживание, т. е. оратор и слушатель должны испытывать аналогичные чувства во время выступле­ния. Отношение говорящего к предмету речи, его за­интересованность, убежденность передаются и слу­шателям, вызывая таким образом ответную реакцию. Внешне контакт проявляется в поведении аудито­рии. Некоторых ораторов слушают, затаив дыхание, боясь пропустить хоть одно слово. В этом случае по­казателем контакта является тишина. Шутки высту­пающего, его юмористические замечания вызывают в аудитории улыбки, смех, но все прекращается сразу же, как только оратор начинает излагать свои мысли. Тишина может иметь и иное значение. Так называемая вежливая тишина — показатель того, что тема неинте­ресна аудитории, что слушатели просто не хотят ме­шать выступающему, не нарушают порядка и вместе c тем не работают с оратором, мысленно зани­маются другими делами.

Главный показатель взаимопонимания между говорящим и слушающим — положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внима­ния у слушателей, рабочая тишина в зале.

Контакт может быть полным или неполным, охва­тывать всю аудиторию или только ее часть, а также устойчивым от начала выступления до его окончания или неустойчивым, меняться в процессе выступления. Факторы, влияющие на установление контакта:

1)актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в его освещении, интересное содержание выступления;

2)    личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем;

3)особенности аудитории: ее количественный и качественный состав, мотив действий слушателей,
их настроение, установки, интересы и т. п.;

4)психология слушателей: аудитория предъявляет к оратору определенные требования и ждет, что он
их оправдает. Слушатели должны чувствовать уве­ренность оратора, его спокойствие и достоинство,
твердость и решительность в голосе;

5)внешность оратора. Слушатели являются одновременно и зрителями, поэтому важно уделить внимание и внешнему виду ритора, мимике, жестам, позе, движениям. Все это подвергнется критике со стороны слушателей.

Кроме того, перед оратором стоит важная зада­ча — заинтересовать слушателей, настроить их на вос­приятие речи, удержать внимание до конца выступ­ления.

 

Общие советы по ораторскому искусству.

1. Выступайте только тогда, когда есть что сказать и когда вы уверены в важности или полезности вашей речи.

2. Успех речи во многом зависит от того, удастся ли сразу же найти подход к слушателям, установить с ними эмоциональный контакт.

3. Не начинайте свою речь сразу, как только вам дали слово. Следует сделать начальную паузу – 15-20 секунд. Пауза позволит «собрать взгляды» слушателей и служит как бы приглашением к разговору. Затем улыбнитесь и поприветствуйте аудиторию.

4. Произносите первые слова не в пустоту, а глядя на какого-нибудь симпатичного вам слушателя, и как только вы увидите его ответный доброжелательный взгляд, переводите свой взгляд на другого человека и установите с ним контакт и так далее. Не останавливайте долго свой взгляд на отдельных лицах.

5. Найдите интересный зачин своей речи. Он должен быть занимательным, соотноситься с содержанием речи, а главное – создавать эмоциональный контакт с аудиторией. Это может быть случай из жизни, неожиданный вопрос, интересный факт, впечатляющая цифра, оригинальная цитата, шутка или остроумное замечание.

6. Говорите выразительно, так как выразительность речи – меняющаяся интонация, красочные словесные образы, оригинальные сравнения, меткие выражения – способна заворожить слушателя.

7. Используйте весь запас слов своего лексикона, старайтесь исключить из своего рассказа канцеляризмы, просторечия.

8. В речи обязательно делайте логические, оправданные паузы, особенно после важной информации. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос, мобилизуется внимание.

9. Соединяйте слово с жестами. Жесты хороши, когда они естественны. Если вам не свойственна жестикуляция, не форсируйте ее. Некоторые жесты хотя и помогают выступающему снимать нервное напряжение (сцепленные впереди руки, касание себя, потирание своих пальцев, игра своей рукой), но раздражают аудиторию. От таких жестов следует избавляться.

10. Имейте в запасе юмористические зарисовки – забавные истории из жизни великих людей, парадоксальные примеры, исторические анекдоты. Обычно они вызывают оживление, снимают усталость, заставляют слушать. Однако чувство юмора – это природный дар. И если оно не развито, то следует изменить интонацию, темп речи, силу звука.

11. Если вы заметили, что внимание слушателей ослабевает, то следует изменить интонацию, темп речи, силу звука.

12. Как известно, последнее впечатление – самое сильное, поэтому в конце выступления должна прозвучть его основная мысль. Чтобы остаться в памяти, концовка должна быть яркой, выразительной. Это может быть афористическое высказывание, призыв или пожелание.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...