Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Память - это сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось.




В процессе онтогенеза каждый организм получает из внешней среды информацию, которую он обрабатывает, хранит и воспроизводит или использует в поведении.

Для работы мозга необходимы не только поступление информации, переработка, но и хранение определенного запаса ее. В нервной системе хранится два вида информации: информация, накопленная в процессе эволюции вида и закрепленная в безусловных рефлексах, или инстинктах, и информация, приобретаемая в индивидуальной жизни организма в виде условных рефлексов. Соответственно существует и два рода памяти; память видовая и память индивидуальная.

В настоящее время успехи биологии и генетики позволили узнать о памяти видовой, о механизмах наследования значительно больше, чем о внутренних механизмах индивидуальной памяти. В последние десятилетия механизм индивидуальной памяти подвергался интенсивному изучению, и по этому вопросу был выдвинут ряд гипотез.

Были сделаны попытки объяснить механизмы памяти данными электрофизиологии. Достижения электронной техники позволили записывать биотоки мозга (возникающие при возбуждении мозга электрические разряды). По электроэнцефалограмме (запись биотоков мозга) можно обнаружить процесс образования временных связей, их Торможение и растормаживание, т. е. механизмы забывания, узнавания, припоминания.

Нейрофизиологическая гипотеза о механизмах памяти состоит в том, что мозговые нейроны образуют замкнутые цепи, по которым совершается движение нервных импульсов. Там сохраняется информация, поступившая в мозг и переработанная в нем. Повторное прохождение нервных импульсов изменяет структуру синапсов, (место стыка двух нервных клеток или их отростков). При повторении потока нервных импульсов процесс проходит гораздо легче. При длительном функционировании деятельность синапсов усиливается, и это сказывается на их структуре. Процесс обучения влияет на физическое и химическое состояние коры, что приводит к консолидации (закреплению) следов в коре головного мозга.

Другая группа гипотез объясняет механизмы памяти биохимическими изменениями, происходящими в мозге, в частности изменениями белка мозга. Усиление синтеза белка облегчает процессы образования сложных навыков у животных. Если синтез белка тормозится, условнорефлекторная деятельность угнетается.

Проливают свет на механизмы памяти данные нейрохирургии и связанной с ней нейропсихологии. Операции различных участков мозга и клинические исследования больных с ранениями, кровоизлияниями, опухолями мозга показали, что при повреждении различных корковых проекционных областей (анализаторов) нарушаются отдельные виды памяти (зрительная, слуховая, двигательная и т. д.), но не наблюдается общее расстройство памяти. При поражении же лобных или височных долей коры ухудшается хранение информации в любом анализаторе, нарушается память в целом,

Таким образом, все попытки объяснить механизмы памяти пока являются только более или менее обоснованными гипотезами. Требуется дальнейшее углубленное изучение механизмов деятельности мозга по восприятию, переработке и хранению информации. Только целый ряд наук с применением новейших достижений техники эксперимента и его математической обработки в состоянии построить убедительную теорию физико-химического объяснения механизмов памяти.

Виды памяти

Наиболее распространенной классификацией процессов памяти является предложенное П.П. Блонским разделение памяти на четыре вида в зависимости от особенностей материала запоминания и воспроизведения:

• двигательная память - это память на различные движения и их системы, позволяющая формировать практические и трудовые навыки;

• эмоциональная (аффективная) память - это память на чувства;

• образная память - это память на образы (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые);

• словесно-логическая (вербальная) память - память на мысли и речь. В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание и воспроизведение, память можно разделить на:

• непроизвольную память, которая осуществляется без участия воли и во многом определяется особенностями раздражителей и их значимостью для личности;

• произвольную память, характеризующуюся заранее по ставленной целью и специальными (мнемическими) приемами запоминания. По способу запоминания выделяют:

• механическую память, не опирающуюся на понимание,

• смысловую память, основанную на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов (А.А. Смирнов).

По продолжительности запоминания и сохранения материала память делится на кратковременную и долговременную. Кроме того, выделяют и оперативную память, обслуживающую непосредственно осуществляемые человеком действия.

 

Рис.1.1 Классификация видов памяти

 

Таким образом, в психологии существуют различные взгляды о понятии памяти и её основных видах. Исходя из изложенного материала, можно сделать вывод о том, что память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...