Мнемотехнические приемы улучшения памяти
В данной подглаве собраны воедино различные рекомендации по улучшению памяти. Некоторые из них нацелены на общее укрепление памяти, некоторые - на прицельное запоминание определенного текста или определенных данных. Одни связаны с интеллектуальной работой над запоминаемой информацией, другие - с ее механическим зазубриванием, третьи - со всем вышеперечисленным вместе. Общее у всех этих методов и приемов только одно: они позволяют значительно укрепить запоминание и усвоение какой бы то ни было информации. Механическое запоминание При всех мыслимых ухищрениях есть вещи, которые проще всего запомнить механически, зубрежкой. К ним ни в коем случае не относятся куски взаимосвязанной информации, и даже ряды не связанных друг с другом сведений (лучшим образцом которых является телефонная книга). К таким вещам относятся только одиночные элементы информации, которые невозможно увязать в систему с другими, вам уже известными (например, отдельный телефон или пароль). В этом случае остается зазубрить. Однако и это делать нужно с толком. Конечно, главное в зубрежке - повторение. Но какое? Ни в коем случае не надо вдумываться в смысл зазубриваемого. Надо повторять его как можно больше раз подряд (и потом несколькими циклами на протяжении нескольких дней) вслух, как заклинание на иностранном языке, пока оно не "впечатается" в ваш мозг чисто фонетически.. Зазубривание идет лучше, если вы подберете музыкальную фразу или аккорд, на которые хорошо ложатся запоминаемые словосочетание или предложение. Улучшение запоминания при обычном чтении "Повторение - мать учения" - вот квинтэссенция правил на этот счет. Повторять информацию надо сразу после ее прочтения (так как в противном случае именно на первое время после восприятия информации приходятся наибольшие ее потери). Пяти-шести повторений достаточно для того, чтобы материал засел в голове намертво (или хотя бы крепко). Промежутки между повторениями нужно с течением времени удлинять. Например, если вы повторяете раздел учебника перед экзаменом и на подготовку вам дана неделя, то образцово-показательный режим повторений будет таким. Первый день - два повторения, второй - одно, третий - пропуск, четвертый - одно, пятый - шестой - пропуск, седьмой - одно или два. Пропуски требуются для подсознательного, т.е. наиболее прочного, освоения и усвоения материала.
Четырехступенчатый метод Этот метод запоминания и усвоения информации основан на обогащении обычного повторения внутренним и устным проговариванием и пересказом прочитанного. Первая ступень - основные мысли. При первом чтении главы учебника или другой книги необходимо нацеливаться на выделение основных мыслей текста и их взаимосвязей. Вторая ступень - внимательное чтение. Третья ступень - обзор. Снова необходимо обращаться к учебнику и не читать, а просматривать его, причем в обратном направлении, от конца к началу. По ходу дела проверять и повторять связь основных мыслей друг с другом и подробно, мысленно задавая себе предваряющие вопросы об этих связях, тут же отвечать на них и по тексту проверять ответы. Четвертая ступень - доводка. Отложив книгу, по памяти необходимо повторять весь материал, следуя от одной основной мысли к другой по усвоенной к этому времени схеме и припоминая всякий раз связанные с соответствующей мыслью подробности. Повторять нужно не образами, а членораздельно проговаривая про себя, еще лучше - вслух, хотя бы и отрывками и обрывками речи, а не полными предложениями. Метод ключевых слов
Связан с мнемотехникой, т.е. с приемами, нацеленными на запоминание информации вне зависимости от ее смысла, как если бы это были вещи или зрительные объекты. Метод работает только после тренировок, полного овладения им и доведения его использования до автоматизма (как и все мнемотехнические методы). Метод основан на том, что в каждой фразе может быть выделено одно- два ключевых слова, припомнив которые немедленно вспоминаешь целиком и всю фразу, а для каждого абзаца - это ключевая фраза, по которой можно легко вспомнить раз прочитанный абзац. Фраза и абзац - здесь понятия условные, соответствующие не реальным фразам и абзацам текста, а примерно соответствующим по объему подразделам и единицам информации, которые вы хотели бы из него усвоить. То есть это как бы абзацы и фразы текста, который вы сами мысленно хотели бы создать и усвоить по материалам настоящего. Ключевые слова - это маркеры смысла всей фразы и в совокупности они должны образовывать логическую последовательность, что-то вроде рассказа в рассказе (или его скелета), несущего главный смысл всего текста. Этот внутренний, или свернутый, рассказ вы и должны запомнить накрепко; поскольку он куда короче, чем реальное изложение, сделать это легче. А при воспроизведении этого внутреннего рассказа (и минимальной, имеющейся почти у всех силе памяти) вы легко припомните и развернете все указанное изложение. Этапы работы по данному методу. . При чтении текста необходимо систематизировать его содержание по разделам. . Выбрать для каждого раздела главное ключевое слово, к нему пристегнуть отобранные аналогичным образом ключевые слова для подлежащих запоминанию (с вашей точки зрения) фраз. . Очень важный этап! Немедленно несколько раз "прокрутить" связь: узел ключевых слов - весь соответствующий ему раздел - опять узел. Здесь можно даже заглядывать в учебник для автокорректировки. Именно на этом этапе в мозгу укореняется прочная связь между ключевыми словами и материалом, который должен вытягиваться вслед за ними. . Мысленно, а поначалу лучше письменно, необходимо составить всю последовательность ключевых слов. Скорректировать и осмыслить ее внутреннюю взаимосвязь (т.е. определить и усвоить взаимосвязь между каждыми соседними ключевыми словами и наращивать соответствующие взаимосвязанные сегменты за счет следующих ключевых слов, пока он не охватит всю последовательность). Повторять каждую отдельную взаимосвязь.
. Необходимо сформулировать вопрос к каждому ключевому слову, связывающий его с соответствующей фразой/разделом. Вновь повторять эту взаимосвязь несколько раз, сворачивая и разворачивая информацию, однако на этот раз - вместе со всей последовательностью, двигаться от ее начала к концу. Через несколько часов, прогоняя цепочку, необходимо развернуть ее в текст и пересказать его. Для верности то же самое можно повторить на следующий день. Вот теперь, наконец, все. Сам текст после этой работы можно полностью выкинуть из активной памяти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|