Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мнемотехнические приемы улучшения памяти




 

В данной подглаве собраны воедино различные рекомендации по улучшению памяти. Некоторые из них нацелены на общее укрепление памяти, некоторые - на прицельное запоминание определенного текста или определенных данных. Одни связаны с интеллектуальной работой над запоминаемой информацией, другие - с ее механическим зазубриванием, третьи - со всем вышеперечисленным вместе. Общее у всех этих методов и приемов только одно: они позволяют значительно укрепить запоминание и усвоение какой бы то ни было информации.

Механическое запоминание

При всех мыслимых ухищрениях есть вещи, которые проще всего запомнить механически, зубрежкой. К ним ни в коем случае не относятся куски взаимосвязанной информации, и даже ряды не связанных друг с другом сведений (лучшим образцом которых является телефонная книга). К таким вещам относятся только одиночные элементы информации, которые невозможно увязать в систему с другими, вам уже известными (например, отдельный телефон или пароль). В этом случае остается зазубрить. Однако и это делать нужно с толком. Конечно, главное в зубрежке - повторение. Но какое? Ни в коем случае не надо вдумываться в смысл зазубриваемого. Надо повторять его как можно больше раз подряд (и потом несколькими циклами на протяжении нескольких дней) вслух, как заклинание на иностранном языке, пока оно не "впечатается" в ваш мозг чисто фонетически..

Зазубривание идет лучше, если вы подберете музыкальную фразу или аккорд, на которые хорошо ложатся запоминаемые словосочетание или предложение.

Улучшение запоминания при обычном чтении

"Повторение - мать учения" - вот квинтэссенция правил на этот счет. Повторять информацию надо сразу после ее прочтения (так как в противном случае именно на первое время после восприятия информации приходятся наибольшие ее потери). Пяти-шести повторений достаточно для того, чтобы материал засел в голове намертво (или хотя бы крепко). Промежутки между повторениями нужно с течением времени удлинять. Например, если вы повторяете раздел учебника перед экзаменом и на подготовку вам дана неделя, то образцово-показательный режим повторений будет таким. Первый день - два повторения, второй - одно, третий - пропуск, четвертый - одно, пятый - шестой - пропуск, седьмой - одно или два. Пропуски требуются для подсознательного, т.е. наиболее прочного, освоения и усвоения материала.

Четырехступенчатый метод

Этот метод запоминания и усвоения информации основан на обогащении обычного повторения внутренним и устным проговариванием и пересказом прочитанного.

Первая ступень - основные мысли.

При первом чтении главы учебника или другой книги необходимо нацеливаться на выделение основных мыслей текста и их взаимосвязей.

Вторая ступень - внимательное чтение.

Третья ступень - обзор.

Снова необходимо обращаться к учебнику и не читать, а просматривать его, причем в обратном направлении, от конца к началу. По ходу дела проверять и повторять связь основных мыслей друг с другом и подробно, мысленно задавая себе предваряющие вопросы об этих связях, тут же отвечать на них и по тексту проверять ответы.

Четвертая ступень - доводка. Отложив книгу, по памяти необходимо повторять весь материал, следуя от одной основной мысли к другой по усвоенной к этому времени схеме и припоминая всякий раз связанные с соответствующей мыслью подробности.

Повторять нужно не образами, а членораздельно проговаривая про себя, еще лучше - вслух, хотя бы и отрывками и обрывками речи, а не полными предложениями.

Метод ключевых слов

Связан с мнемотехникой, т.е. с приемами, нацеленными на запоминание информации вне зависимости от ее смысла, как если бы это были вещи или зрительные объекты. Метод работает только после тренировок, полного овладения им и доведения его использования до автоматизма (как и все мнемотехнические методы).

Метод основан на том, что в каждой фразе может быть выделено одно- два ключевых слова, припомнив которые немедленно вспоминаешь целиком и всю фразу, а для каждого абзаца - это ключевая фраза, по которой можно легко вспомнить раз прочитанный абзац. Фраза и абзац - здесь понятия условные, соответствующие не реальным фразам и абзацам текста, а примерно соответствующим по объему подразделам и единицам информации, которые вы хотели бы из него усвоить. То есть это как бы абзацы и фразы текста, который вы сами мысленно хотели бы создать и усвоить по материалам настоящего. Ключевые слова - это маркеры смысла всей фразы и в совокупности они должны образовывать логическую последовательность, что-то вроде рассказа в рассказе (или его скелета), несущего главный смысл всего текста. Этот внутренний, или свернутый, рассказ вы и должны запомнить накрепко; поскольку он куда короче, чем реальное изложение, сделать это легче. А при воспроизведении этого внутреннего рассказа (и минимальной, имеющейся почти у всех силе памяти) вы легко припомните и развернете все указанное изложение. Этапы работы по данному методу.

. При чтении текста необходимо систематизировать его содержание по разделам.

. Выбрать для каждого раздела главное ключевое слово, к нему пристегнуть отобранные аналогичным образом ключевые слова для подлежащих запоминанию (с вашей точки зрения) фраз.

. Очень важный этап! Немедленно несколько раз "прокрутить" связь: узел ключевых слов - весь соответствующий ему раздел - опять узел. Здесь можно даже заглядывать в учебник для автокорректировки.

Именно на этом этапе в мозгу укореняется прочная связь между ключевыми словами и материалом, который должен вытягиваться вслед за ними.

. Мысленно, а поначалу лучше письменно, необходимо составить всю последовательность ключевых слов. Скорректировать и осмыслить ее внутреннюю взаимосвязь (т.е. определить и усвоить взаимосвязь между каждыми соседними ключевыми словами и наращивать соответствующие взаимосвязанные сегменты за счет следующих ключевых слов, пока он не охватит всю последовательность). Повторять каждую отдельную взаимосвязь.

. Необходимо сформулировать вопрос к каждому ключевому слову, связывающий его с соответствующей фразой/разделом. Вновь повторять эту взаимосвязь несколько раз, сворачивая и разворачивая информацию, однако на этот раз - вместе со всей последовательностью, двигаться от ее начала к концу.

Через несколько часов, прогоняя цепочку, необходимо развернуть ее в текст и пересказать его. Для верности то же самое можно повторить на следующий день. Вот теперь, наконец, все.

Сам текст после этой работы можно полностью выкинуть из активной памяти.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...