Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные теории происхождения государства: сравнительная характеристика




Теория Представители Содержание
Теологическая Фома Аквинский ХIII в.), идеологи ислама и современной католической церкви (неотимисты, Жак Маритен) является одной из самых древних, она отражала теократические черты первичных государственных образований (узаконивание культовых обрядов, признание роли жрецов, компромисс религиозной и светской властей и др.). Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства,—Бог. Проникнуть в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Эта теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка. Теория отстаивает идеи незыблемости вечности государства, необходимости подчинения государственной воле, как власти от Бога, но вместе с тем, и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации. Суждение о законности происхождения и использования власти правителя принадлежит церкви. Высказывая такое суждение, даже и ведущее к низложению правителя, церковь не посягает на божественный принцип власти, необходимый для общежития. Подданные не только не должны исполнять приказания правителя, противоречащие божественным законам, но и вообще не обязаны повиноваться узурпаторам и тиранам.
Патриархальная Основатель—Аристотель(III век до н.э.), Фильмер, Михайловский и др. была широко распространена в древней Греции и рабовладельческом Риме, в период средневекового абсолютизма и дошла до наших дней. У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные, люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Видный историк М. Н. Покровский считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех. Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства—монархом. Его власть—это продолжение власти отца, монарх же отец всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической), естественно возникает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти.
Договорная Г. Гроцкий, Г. Гоббс, Д. Лонк, Б. Спиноза, Ж-Ж Руссо, А.Н. Радищев и др. также возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, правители—это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.
Учение о государстве Гегеля. Г. В. Гегель Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а, следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало—«абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»). По мысли Гегеля, государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не подчиняется чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней—быть достойным членом государства. Гегель отвергает народный суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже того, чего он хочет сам.
Насилия К.Каутский, Е.Дюринг, А. Гумплович Сторонники опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Мать государства—война и завоевание. Так теория не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения. Возникновение государства рассматривается, как реализация закономерности подчинения слабого сильному. Многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого (раннегерманские или венгерские государства).
Ирригационная теория К. Виттфогель связывает возникновение государства с необходимостью строительства и эксплуатации гигантских по тем временам ирригационных сооружений в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других аграрных областях. Эти процессы повлекли за собой образование класса чиновников-управленцев, различных бюрократических формирований обслуживающих жизненно важные объекты хозяйствования, своим положением и постепенно порабощающих общество. «Восточный деспотизм» называет этот исторический период «гидравлической» или «агроменеджериальной» цивилизацией.
Органическая (Г. Спенсер, Р. Вормс и др.) теория объясняет происхождение государства как результат естественного развития. Ее представители полагали, что государство появляется вместе с людьми, и, как сами люди, оно—творение сил природы.
Марксистская теория Ф.Энгельс, В.И. Ленин Для марксистской теории характерен последовательный подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Государство—аппарат для систематического применения насилия, как машину для поддержания господства одного класса над другим. Суть марксистской теории выражена в формуле «государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий».
Психологическая Г. Гард, Л.И. Петражицкий Появлениегосударства и права объясняется проявлением свойств человеческой психики, потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты общества, осознанием справедливости, определенных вариантов действия и отношения и пр. В основе его лежат особые эмоции, которые переживаются как внутренняя помеха свободе и которые побуждают человека к какому-либо действию. Нормы как авторитарные запреты и веления есть лишь отражение этих переживаний. Психологическая теория различает этический долг как правовую обязанность и этический долг как нравственную обязанность.
Естественно-правовая Работы Локка, Руссо, Монтескье, Гольбаха, Радищева и других мыслителей. Суть данной теории состоит в том, что, кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Последнее основывается именно на требованиях естественного права (права на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства. Еще римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jusnaturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей.
Нормативизм К. Бергбом—в Германии, Г.Ф. Шершеневич—в России, Д. Остин—в Англии, Р.Штаммлер С точки зрения этой теории право творится государством—это нормы государства, направленные на удовлетворение интересов человека. Главный тезис юридического позитивизма—признание правом только норм, создаваемых государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека. При этом не отрицается и то, что в праве воплощаются идеи справедливости, и то, что право становится обязательным для самого государства. Однако только та справедливость, которая получает защиту государства, есть право.
Социологическая Эрлих, С.М. Муромцев и Г.Ф. Шершеневич. Социальная норма—это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она источник человеческого благополучия и стоит выше государства. В отличие от правового позитивизма, сводившего задачи юридической науки к формально-логическому изучению действующего права,социологическая школа перемещает центр тяжести на изучение «живого права», то есть системы правоотношений, поведения людей в сфере права.

Вывод. В эпоху производящей экономики под воздействием разделения труда, возникновения новых орудий и средств производства, появления прибавочного продукта, новых форм собственности происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, и на смену ей приходит новая организационная форма общества—государственность, а для управления и регулирования новыми экономическими и политическими процессами на смену социальным нормам первобытного общества приходят правовые нормы, подкрепленные государственным принуждением.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...