Психология и педагогика: Методические указания для студентов заочной формы обучения всех специальностей / Авт.- сост. к.ф.н. Станкевич А.Р. – г. Калининград: МФЮА, 2012. – _ 19 __ с. | |
Рассмотрена и одобрена в качестве рабочей программы Кафедрой общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин Калининградского филиала МФЮА, протокол от «__ 08 _» _ ноября _ 2012 г. № _ 3 _ | |
Автор: Станкевич А.Р. | |
© Станкевич А.Р., 2012 © Кафедра общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин, 2012 © Калининградский филиал МФЮА, 2012 | |
Пояснительная записка.
Учебная программа по дисциплине «Психология и педагогика» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначена для подготовки бакалавров по направлению 030900.62 «Юриспруденция», по направлению 080100.62 «Экономика» и 080200.62 «Менеджмент» заочной формы обучения на первом курсе. В данном курсе рассматриваются вопросы, касающиеся жизнедеятельности личности, семьи, профессиональных коллективов и общества в целом, следовательно, знание этих наук должно войти в мировоззрение, мышление, в практическую деятельность будущих специалистов, помочь им обоснованно организовать взаимоотношения в обществе, коллективе, семье.
Особую значимость эти знания приобретают в современных условиях. Построение цивилизованного гуманного государства – сложная проблема, решение которой зависит не только от государственных и общественных деятелей, но и от каждого человека, что обуславливает потребность в высоком профессионализме, базирующемся на глубоких познаниях в области психологии и педагогики. Общий процесс гуманитаризации высшего образования в России также определяет важную роль дисциплины «Психология и педагогика» в становлении будущего специалиста.
|
|
Цель курса – усвоение будущими специалистами психолого-педагогических знаний в интересах их эффективного использования в учебной и профессиональной деятельности.
Задачи курса:
- формирование у студентов мировоззренческих установок о роли и значении курса в их профессиональном становлении и развитии;
- вооружение обучаемых системой психолого-педагогических знаний и умений, необходимых им для успешной учебной и профессиональной деятельности;
- формирование у студентов профессионально ориентированного мышления на основе усвоенных знаний и умений;
- ориентация обучаемых на заинтересованное самостоятельное овладение материалом учебной дисциплины.
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по дисциплине «Педагогика и психология» студенты должны
иметь представление:
- о роли и месте психологии и педагогики в системе других учебных дисциплин;
- об истории становления и развития психолого-педагогических идей;
- о природе психики человека;
- об основных научных направлениях в мировой психологии и педагогике;
структуре психологической и педагогической науки;
- об основных методах психолого-педагогического изучения личности и коллектива и способах представления научных результатов;
- о целях и задачах современного образовательного и воспитательного процессов, о роли и значении национальных, культурно-исторических, семейно-бытовых факторов в образовании и воспитании.
Знать:
- основополагающие положения психологии и педагогики, их объект, предмет, функции, закономерности, методы исследования;
|
|
- природные и социальные основы психики, ее структуру, развитие психики, психические свойства, состояния, процессы, соотношение психики, поведения и деятельности, психологию личности;
- особенности групповой психологии, межличностных отношений и общения;
- основные категории педагогики, специфику педагогического процесса, содержание и методы обучения и воспитания, формы организации образовательного процесса, управление им;
- возможности самообразования и самовоспитания;
сферы применения психолого-педагогических знаний в различных областях жизни.
Уметь:
- дать психологическую характеристику личности, ее направленности, темперамента, характера, способностей;
- использовать результаты психологического анализа подчиненных, сотрудников и трудового коллектива в интересах повышения эффективности работы;
- анализировать социально-психологические явления в группах, закономерности межличностных отношений в быту и коллективе;
- интерпретировать собственное психологическое состояние, владеть приемами психологической саморегуляции;
- анализировать учебно-воспитательные ситуации; решать педагогические задачи в семье, в учебной и профессиональной деятельности;
- работать с психолого-педагогической литературой;
- практически использовать полученные знания по психологии и педагогике в различных условиях деятельности;
- проектировать использование психолого-педагогических знаний в своей профессиональной деятельности.
В результате обучения у студента-юриста формируются следующие общекультурные компетенции (ОК):
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7).
Профессиональные компетенции (ПК):
- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
|
|
- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9).
В результате обучения у студента-экономиста формируются следующие общекультурные компетенции (ОК):
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
- способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10).
Профессиональные компетенции (ПК):
- организационно-управленческая деятельность способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);
- педагогическая деятельность способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);
- способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).
В результате обучения у студента-менеджера формируются следующие общекультурные компетенции (ОК):
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);
- умением критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11).
Профессиональные компетенции (ПК):
- способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК- 4);
- владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);
- способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7).
|
|
Учебная программа рассчитана на подготовку студентов юридической и экономико-управленческих специальностей в течение одного семестра обучения. Курс включает в себя 12 тем.
Изучение учебной дисциплины осуществляется на научной основе, с использованием современных достижений психологической и педагогических наук, в тесной связи со всем комплексом гуманитарных дисциплин, и прежде всего с философией, социологией и культурологией, с практической деятельностью. Формирование знаний, навыков и умений базируется на принципах развивающего обучения, положениях современных концепций усвоения научного знания и профессионального опыта.
Преподавание дисциплины студентам заочной формы обучения осуществляется в форме лекций, а также самостоятельной работы студентов. На лекциях, как правило, излагаются наиболее сложные и наиболее значимые в структуре дисциплины учебные вопросы и положения, они имеют целью: дать систематизированные основы научных знаний по учебной дисциплине; сконцентрировать внимание обучаемых на наиболее сложных и узловых проблемах психологии и педагогики.
Форма итогового контроля – экзамен.
Содержание дисциплины
|
|