Конфликт или контакт.
Стр 1 из 12Следующая ⇒ ПСИХОТЕХНИКА СИНТОННОГО ОБЩЕНИЯ ЕГИДЕС А.П. Содержание
Часть 1. Конфликт или контакт? Деловые контакты и проблема общения Конфликт или контакт Нравственность в отношениях и общении Природа конфликта Холодный или теплый мир Резюме
Часть 2. Конфликтогены и синтоны Выполнение договоров Потребность в равенстве и демонстрация превосходства Отрицательные и положительные оценки Потребность в защищенности и обвинения Потребность в признании компетентности и назидательность Категоричность Потребность в благодарности и неблагодарность Потребность высказаться и перебивание Потребность в демократичности и авторитарность Потребность в смехе и осмеяние Еще о некоторых конфликтогенах
Часть I КОНФЛИКТ ИЛИ КОНТАКТ ДЕЛОВЫЕ КОНТАКТЫ И ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ. Умеете ли Вы выделять именно проблемы общения, общенческие задачи, когда вступаете в деловые контакты? О чем Вы думаете в первую очередь, когда Вас вызывает начальник? Думаете ли Вы о том, в каком он настроении, какого расположение его духа, какая манера разговора с ним, судя по Вашему прежнему опыту, оказывается более эффективной? Или Вы думаете только о деловой стороне вопроса, о том, какими объективными данными для доклада начальству Вы располагаете? Какую манеру разговора с подчиненными выбираете Вы сами, когда вызываете его к себе? Исходите ли из его человеческих, личностных качеств, строите ли беседу таким образом, чтобы добиться своего, не вызывая его сопротивления и заинтересовывая его самого в поручаемом ему деле? Или Вы исходите только из производственной необходимости, не принимая во внимание никакой "лирики"?
Наконец, подумайте, что беспокоит вас перед встречей с деловым партнером? Стараетесь ли Вы продумать тактику общения с ним, учитывающую собранную Вами о нем информацию, психологические законы восприятия человеком человека, стараетесь ли произвести на него приятное впечатление? Или Вы думаете только о силе доказательств, заставляющих его выполнить Ваши требования, удовлетворить Ваши нужды? Умеете ли Вы выделять проблему общения в деловых контактах или Ваше видение этих контактов ограничивается только чисто "деловой" их стороной, без учета психологии партнера? Умение выделять задачу общения как в деловых, так и в личных контактах, умение строить тактику разговора, тактику общения, учет психологии партнера по общенью, умение располагать к себе людей — вот необходимые слагаемые Вашей успешности в деловых контактах и личных взаимоотношениях. Научить Вас этому — задача предлагаемого Вам пособия по психотехнике общения. Безусловно, перечисленные умения сами по себе, без опоры на Ваши чисто деловые качества и организацию Вашего дела не спасут заведомо бессмысленного или экономически нецелесообразного начинания, но это уже задачи других областей знания. Мы же ограничиваемся знакомством с психотехникой, причем, с той ее частью, которая изучает так называемое первичное коммуникативное поведение. Весь процесс общения, или, что то же самое, коммуникативного поведения, можно условно разделить на две части. Первичное коммуникативное поведение — эта та часть общения, которая зависит от партнера, первым вступающего в контакт, т.е. в данном случае от Вас. Эта та часть общения, за которую полностью ответственны Вы, только Вы сами, и никто кроме Вас. От того, каким будет начало общения, какой тон с самого начала Вы зададите Вашему партнеру, сумеете ли Вы своей манерой общения расположить его к себе, заложить основы дальнейшего бесконфликтного с ним общения, зависит и исход Ваших контактов, переговоров, встреч.
Вторичное коммуникативное поведение — это уже Ваша реакция на действия партнера по общению. Естественно, что она будет различной, в зависимости от его поступков, которые, если он не изучал и не применяет психотехнику общения, могут быть весьма далекими от совершенства. Но не будем сразу же перекладывать вину за все возникающие конфликты на других. "Оборотимся" сначала на себя и попробуем сделать все от нас самих зависящее для создания благоприятного и бесконфликтного общения. Таким образом, первичное коммуникативное поведение — это Ваш личный вклад в атмосферу общения с партнерами, от которого во многом и зависит, какова она будет. КОНФЛИКТ ИЛИ КОНТАКТ. Прежде чем приступить к подробному разбору психотехнических умений, давайте определим, каким же именно хотели бы мы видеть наше общение? Ну, прежде всего, конечно, бесконфликтным. И все? Да нет, на интуитивном уровне каждый понимает, что этого мало, что необходимо еще что-то, еще какое-то настроение, состояние, к которому мы стремимся, но для которого трудно подобрать подходящее слово. Как же назвать это состояние, эту атмосферу, столь всем желанную, но столь нечасто возникающую в процессе общения? Согласие? Но противоположность понятию "согласие" — противоречие, несогласие, спор. Конечно, они включаются в конфликт, но не исчерпывают его содержания. Конфликт — более широкое понятие. А как же найти противоположное ему? Мир? Но противоположное ему понятие — ссора, вражда тоже входят в конфликт, но тоже уже его. Контакт? Но противоположность ему — вообще отсутствие общения, контактов. Здесь мы с вами впервые сталкиваемся с проблемой, постоянно возникающей в процессе знакомства с психотехникой общения. Мы еще столкнемся с ней, и не раз. Заключается она в том, что весь фон нашего постоянного общения, весь стиль нашей повседневной жизни, вся паша жизнь в целом привели к тому, что в языке у нас гораздо легче отыскать слова для обозначения чего-то плохого, чем для обозначения чего-то хорошего; Конечно, виной тому не сам язык, а наша неграмотность в вопросах общения и психологии в целом, приводящая к тому, что все плохое у нас как бы "лежит на поверхности" и актуализировать его совсем не трудно, а все "хорошее" спрятано гораздо глубже, и, чтобы актуализировать его, нужно приложить определенные усилия. Не раз еще мы с Вами столкнемся с этой проблемой. А сейчас вернемся к тому частному ее определению, на котором мы остановились.
Ссора, несогласие, вражда, спор, обиды, отсутствие контактов и т.д. и т.п. — все это вместе называется КОНФЛИКТ. Мир, дружба, согласие, контактность — каким понятием, противоположным понятию конфликт, обозначим мы эту атмосферу в обычной, разговорной речи? К сожалению, никаким! Она слишком редко встречается, так что мы не очень страдаем от отсутствия в привычной нам речи соответствующего слова. Но ведь это состояние, эта атмосфера — и есть цель, которую мы ставим перед собой, приступая к изучению психотехники общения, желая совершенствовать свое первичное коммуникативное поведение. Поэтому, за неимением обычных и привычных нам терминов, придется ввести психологические и пользоваться ими. Итак, противоположность конфликту — это комфортный психологический климат. Именно его создание и поддержание и является нашей целью. Приведем и еще один термин. Противоположность конфликтному поведению мы называем в психологии — СИНТОННЫМ, т.е. в тон партнеру, сообразуясь с его потребностями и желаниями, в тон его настроению. Напомним еще раз, что, изучая психотехнику общения, мы касаемся только той части Вашего взаимодействия, которая является собственно общением, сосредотачиваемся именно на совершенствовании коммуникативных умений. Хотя, конечно, совместная деятельность людей не ограничивается общением, общение — лишь часть взаимодействия, да и в самом общении кроме коммуникативных элементов есть еще и элемент передачи информации и восприятия человека человеком. Понятно, что для того, чтобы взаимодействие было оптимальным, необходимо чтобы и сообщения были переданы оптимально, и восприятие чтобы было адекватным, но нас будет интересовать именно та сторона общения, которая регулирует совместную деятельность — коммуникативное взаимодействие. Поэтому, если мы и коснемся других вопросов, то только тогда, когда это будет необходимо для разрешения интересующих нас проблем. Для лучшего понимания законов общения, необходимо обратиться к законам, регулирующим всю широту человеческих отношений. Эти законы определяются нравственностью. Мы не сможем достигнуть согласия в вопросах, касающихся принципов коммуникативных умений, если не обозначим хотя бы основные нравственные принципы, которые должны соблюдаться в отношениях в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|