Нравственность в отношениях и общении.
Справедливость. Понятно, что мы не достигнем взаимопонимания при изучении коммуникативных умений, если не согласимся с тем, что все отношения людей должны строиться на принципах справедливости. Справедливость — это равенство прав и обязанностей, равенство возможностей, эквивалентный обмен (без обмана) продуктами своего труда в соответствии с договором и т.д. Коллективизм. Необходимое условие успеха любого члена общества в любом сообществе — его коллективистские установки, т.е. направленность действий на благо общества в целом, отдельных общественных групп, на благо других людей, а не индивидуалистская установка только на достижение собственных целей и соблюдение собственных интересов. Конечно, индивидуализм в сочетании с высокоразвитыми коммуникативными умениями — сильное и опасное оружие, а носитель этих качеств может даже довольно долго преуспевать в обществе, но ветвь эта всегда оказывается тупиковой и рано или поздно такая жизненная стратегия окажется непродуктивной. Субъект-субъектные отношения. Этот психологический термин означает, что, вступая в отношения с другими людьми, каждый человек должен считать субъектом, т.е. самостоятельной, свободной, активной личностью не только себя, но и своего партнера по общению или отношениям. Субъект-субъектные отношения — это взаимоотношения равных, в отличие от отношений субъект-объектных, т.е. таких, когда один человек считает субъектом (т.е. личностью свободной и самостоятельной) только себя, а других — объектами, т.е. существами, которых можно использовать без учета их интересов и потребностей как неодушевленные предметы для достижения своих и только своих целей. Если у человека субъект-объектное отношение к другим людям, то тогда, — решает такой субъект, — я могу выжимать выгоду из любого человека любым способом: воровством, грабежом, угрозами, шантажом, скрытым психологическим принуждением. В психологии такое скрытое психологическое воздействие с целью извлечения выгоды называется манипуляцией. Манипуляция другим человеком, который расценивается не более как вещь, свойственна людям с субъект-объектными установками.
Кстати, одно из важнейших коммуникативных умений — умение различать психологические манипуляции, затем, чтобы, с одной стороны, противостоять им, когда их применяет наш партнер по общению (это — из сферы вторичного коммуникативного поведения), а, с другой стороны, отказаться от них самому (а вот это уже — из сферы первичного коммуникативного поведения) как от не соответствующих общим принципам нравственности. По своей сущности манипуляция — это тот же шантаж, т.е. использование каких-то знаний о человеке для того, чтобы сделать его орудием для достижения своих собственных целей. Но в отличие от шантажа, который является действием открытым, манипуляция — это скрытый шантаж, т.е. такой, когда жертва его не осознает себя жертвой. Если один из деловых партнеров наедине с другим требует от него подписания нереальных обязательств или заведомо невыполнимых договоров, грозя тому разглашением в случае отказа каких-то известных ему противозаконных действий партнера, то это — типичный пример шантажа. Если же, зная такую, например, слабость партнера, как желание покрасоваться, он приглашает на подписание слишком крупных для другого обязательств множество их коллег в качестве "зрителей", обставляя все это как "широкий жест" другого, как демонстрацию его "крупного масштаба", чем и вынуждает его к поступку, который не был бы совершен, будь они наедине, то это уже пример психологической манипуляции, так как здесь человек действует вопреки своим интересам как бы не, но принуждению, а по своей воле.
Кроме манипулирования другими людьми, субъект-объектная позиция проявляется еще и в стремлении такого человека "переделывать" окружающих по своему образу и подобию, не сообразуясь с их особенностями и потребностями, игнорируя их личностную самостоятельность. Такое "переделывание" других редко удается, но доставляет массу неприятностей всем, с кем подобная личность вступает в отношения. Все эти нравственные принципы и многие другие регулируют и сферу общения, которая входит в более широкую сферу отношений. Ведь общение как бы обслуживает деловые отношения, а также составляет главное содержание отношений неделовых. Когда мы будем разбираться в психотехнических подробностях, мы будем неоднократно обсуждать, как тот или иной нравственный принцип соблюдается или нарушается в конкретных ситуациях общения. ПРИРОДА КОНФЛИКТА. Итак, желая совершенствовать свои коммуникативные умения, мы делаем это с целью создания оптимальной для делового сотрудничества и личностных взаимоотношений обстановки — комфортного психологического климата, избегания конфликтов. Для того чтобы научиться избегать конфликтов, попробуем сначала понять причины, их порождающие. Повторимся, что речь идет не о конфликтах принципиальных, а о конфликтах, возникающих именно в сфере общения.Также как конфликты принципиальные возникают из-за противоречия интересов партнеров, из-за несовпадения их потребностей, так и конфликты в сфере общения возникают из-за противоречия в общенческих потребностях партнера. Если деловые партнеры заинтересованы каждый со своей стороны в заключение договоров с прямо противоположными условиями, то это конфликт "деловой", а не общенческий. Мы же рассматриваем случай, когда в противоречие входят именно общенческие потребности при общих принципиальных целях. Приведем самый общий пример. Один из партнеров испытывает потребность в общении, тогда как другой в данный момент не склонен вступать в контакт. В таком случае именно противоречие в потребности в общении может вызвать конфликт между партнерами, несмотря на то, что их интересы принципиально не расходятся — просто инициатор контакта выбрал для этого неудобное другому время.
Таких общенческих потребностей можно перечислить очень много, что и будет сделано дальше. Понятно, что если один из партнеров действует вопреки общенческим потребностям другого, то это приводит к конфликту в сфере общения. И такое действие мы будем называть КОНФЛИКТОГЕНОМ, т.е. порождающим конфликты, ведь оно вызывает агрессивность партнера, потребность которого не удовлетворяется. На эту агрессию первый партнер, теперь уже в свою очередь, реагирует агрессией. Агрессия порождает агрессию, что все дальше и дальше ведет к эскалации конфликта. Конфликтогенное поведение одного человека может наносить другому моральный ущерб. Например, оскорбление нецензурными словами, нелестные слова о национальности партнера. Все это аморально. Однако ущерб может быть не только моральным, но и психологическим. Это более широкое понятие, включающее в себя моральный ущерб, но не исчерпывающееся им. Допустим, над вами не без оснований посмеялись. Аморально ли это? Скорее всего, нет. Ведь "смеяться право, не грешно над тем, что кажется смешно". Но психологически человек чувствует себя неуютно. Это и есть психологический ущерб. Психологический и моральный ущерб, наносимый конфликтогеном, может быть большим или меньшим. А если брать тонко-психологический план, то конфликтогены можно делить по тонкости. "Вас не отягощает груз интеллекта", — грубо, язвительно... "Вы же умный человек, вы должны знать такие вещи" — это потоньше, но тоже все ясно. Более острый конфликтоген может сразу обусловить конфликт. Если один из партнеров нелестно высказывается об умственных способностях другого, то почти всегда следует быстрая и чаще всего запрограммированная по принципу "сам дурак" реакция. Агрессивность нарастает очень быстро. Более тонкие же конфликтогены, не вызывающие столь мгновенной ответной реакции, поступают как бы в "копилку" напряженности, с тем, чтобы вылиться тогда, когда будет достаточно уже только одной небольшой капли, переполняющей сосуд агрессии. Часто такой взрыв может выглядеть как "беспричинный" и виновником его стороннему наблюдателю может показаться сам пострадавший.
Для лучшей ориентации в сфере коммуникативных действий не следует забывать, что конфликтоген может быть как преднамеренным, поданным осознанию и даже зло умышленно, так и случайным, ненарочным, зачастую появившимся просто от непонимания ситуации. Еще одно важное для коммуникативной психотехники уточнение. Нельзя считать конфликтогеном даже грубый промах, повлекший для вас значительный ущерб, если он не просто был не нарочным, а даже более того — партнер старался сделать нам добро, но по каким-то причинам это не получилось, а получилась так называемая "медвежья услуга". Конечно, это неприятно, но здесь не должно быть места возникновению стихийного конфликта.
Итак, конфликтоген — это действие общения, препятствующее удовлетворению законных и обоснованных общенческих - потребностей партнера, и, соответственно, порождающее конфликт. Аналогично можно определить и понятие СИНТОН — это действие общения, способствующее удовлетворению законных и обоснованных потребностей партнера по общению, способствующее созданию комфортного микроклимата.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|