Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практические Примеры. Комментарий. Дополнительная информация. Домашнее задание (вручите клиенту в начале второго сеанса)




Практические примеры

 

На первом сеансе мы часто приводим по очереди следующие примеры, пока наш клиент не начнет понимать эти принципы.

 

П р и м е р 1

А = Начальник Билла позвал его к себе и выразил свое недо­вольство тем, что тот поздно вернул ему отчет.

В = Билл подумал, что критика несправедлива, потому что это его секретарша вовремя не напечатала отчет. С = Билл разозлился.

Мы говорим клиенту: «Вы, возможно, полагаете, что гнев Билла был вызван критикой начальника, но на самом деле причина в том, что именно Билл подумал о критике. Если бы он считал ее обосно­ванной, он бы почувствовал вину или обеспокоенность, но гнев может испытываться, только когда в голове возникает мысль о ее несправедливости».

 

Пример 2

А = Барбара разглядывала себя в зеркале.

В = Она подумала о том, что выглядит толстой.

С = Она почувствовала себя подавленной.

Некоторые могут подумать, что всему виной визуальное воз­действие от созерцания полного тела. Кто бы не расстроился?

Многие расстраиваются. Барбара должна была признавать суще­ствование идеального женского веса (культурный стандарт, который постоянно меняется) и считать, что она обязана ему соответствовать. Происхождение этого чувства долженствования покрыто тайной.

Она должна была также прийти к выводу, что переступила вооб­ражаемую черту, за которой, по ее убеждению, непременно начина­ется неприемлемый вес, и она вынуждена сказать себе, что нахо­диться за этой чертой ужасно. Эффект от отражения в зеркале меркнет по сравнению с ее богатым воображением. Депрессию у нее вызывает не вес, а мозг.

 

Пример 3

А = Джон ощутил боль у себя в животе.

В = Он подумал, что это может быть рак желудка.

С = У Джона был приступ паники.

Даже такое первичное ощущение, как боль, интерпретируется нашим мозгом (Freeman & Eimer, 1998). Если ваши мышцы ноют после тяжелой тренировки, вы можете оценить эту боль как признак того, что тренировка была успешной. Боль при родах может быть гораздо сильнее, чем боль от какого-нибудь недомогания, однако последняя намного тягостнее, потому что мозг по-разному воспри­нимает эти две боли — одна приводит к продолжению жизни, дру­гая может ее уничтожить.

В этих трех примерах мы объясняем клиентам, что формула ABC •— ключ к причинам их эмоций. Когда они испытывают неприят­ные чувства и хотят узнать их причину, они могут воспользоваться этой формулой. В конце концов, с помощью этой формулы они смогут изменить эмоции, разрушающие их жизнь.

 

Комментарий

 

Существует множество альтернатив формуле Эллиса (ABC), и многие из них гораздо сложнее.

Например, интерактивные когнитивные субсистемы (ICS) Тиздейла и Барнарда преду­сматривают более расширенную концептуальную структуру (Teasdale, 1993, 1996; Teasdale & Barnard, 1993). Аарон Бек (Beck, 1996), Мэхони (Mahoney, 1993a) и даже сам Эллис (Ellis, 1988а, 1995, 1996) тоже усложняли эту формулу.

Я пробовал использовать в своей работе все варианты, но при­шел к выводу, что почти все клиенты понимают, запоминают и применяют простую формулу ABC чаще, чем любую более сложную.

Не важно, убедятся ли клиенты в эффективности теории ABC на начальном этапе консультирования. Фактически большая их часть будет скептически настроена. Более того, они могут не вполне в ней разобраться. В когнитивной реструктурирующей терапии стараются заранее избегать прямого вызова теориям клиента. Однако существенным является достижение согласия клиента относительно того, что подобный ABC-взгляд может иметь некоторые преимущества и что будет полезно учитывать его в дальнейшем. Для того чтобы было легче убеждать клиен­тов на первых сеансах, используйте примеры из жизни других людей, а не из их собственной. Так вы избавите их от необходи­мости защищать свои теории, и они молчаливо присоединятся к разыскиванию ошибок в образе мыслей других людей. Эти при­меры могут проложить дорогу к установлению истины за преде­лами их теорий.

По окончании первого сеанса мы даем нашим клиентам сле­дующее домашнее задание.

Дополнительная информация

Некоторые примеры и домашние задания взяты из более ранних моих работ (Casey & Me Mullin, 1976, 1985; Me Mullin & Casey, 1975).

Дональд Мейхенбаум — один из тех, кто сделал основной вклад в развитие когнитивной терапии. Он является основателем когнитивно-бихевиорального ее направления (Meichenbaum, 1977, 1993) и когни­тивного прививочно-стрессового тренинга (Meichenbaum, 1985), а в пос-

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (Вручите клиенту в начале второго сеанса)

 

Ф. И. О.

Задание 1. Изучите страницы 1-7 из книги «Мудрый разговор с собой» (Me Mullin & Casey, 1975).

Задание 2. Прочтите главы 1-2 из «Руководства к разумной жиз­ни» (Ellis & Harper, 1998).

Задание 3. В следующих примерах описаны ситуации ABC, но во всех отсутствует В. Вам нужно угадать, какие мысли (В) нужно вста­вить, чтобы связать ситуацию (А) и эмоции (С). Определите в каждом случае А и С и впишите В.

1. Начальник Альфреда отчитал его за опоздание. После этого Альфред чувствовал себя подавленным.

2. Мэри прошла два сеанса терапии и бросила ее, потому что по­считала, что она не действует.

3. У Сьюзи заболел живот. Ей стало страшно.

4. Джо оштрафовали за превышение скорости, и он сильно разоз­лился.

5. Джейн смутилась, когда ее друзья заметили, что она плачет на романтических сценах фильма.

6. Фриц был разъярен, когда служащий попросил его документы в то время, как он обналичивал чек.

Задание 4. Приведите пять примеров из своей жизни, в которых ваши мысли (В) вызывали болезненные эмоции (С). Опишите их в терминах ABC.

1. А. В. С.

2. А. В. С.

3. А. В. С.

4. А. В. С.

5.  А. В. С.

 

 

леднее время специализировался в посттравматических стрессовых рас­стройствах (Meichenbaum, 1994). Он подчеркивает важность того, что­бы как можно раньше и в самой ясной, четкой форме ознакомить кли­ента со структурой терапии. Он утверждает, что это играет важную роль в облегчении понимания клиентом процесса изменения и должно пред­шествовать любому специальному терапевтическому вмешательству (см. Meichenbaum, 1975, 1993; Meichenbaum and Deffenbacher, 1988; Meichenbaum and Genest, 1983; Meichenbaum and Turk, 1987).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...