Комментарий. Дополнительная информация. Скрытое знание. Принципы
Комментарий
Откуда берутся внутренние учителя у клиентов? Как они их подбирают? Многие могут определить источник. Часто клиенты узнают тон учителя и могут представить того, кто с ними говорит. Иногда они слышат родителей или кого-нибудь из родственников, представляют школьного учителя, врача или тренера, которых они знали когда-то. Иногда воображают историческую фигуру, такую, как Линкольн, или литературного героя, например Гектора. Дети младшего школьного возраста выбирают фантазийные персонажи, такие, как Джонни Квест, или супердрузей: волшебницу, супермена или человека-амфибию (Me Mullin, 1999). Почему люди предпочитают одного учителя другому, до сих пор не ясно. Внутренний наставник обычно выбирается на ранних стадиях жизни, предположительно в младшем школьном возрасте. Это настолько травматичный для многих людей период, что у них возникает потребность в руководителе, и если такового не находится во внешнем окружении, они создают его внутри. Мальчик, чувствующий себя слабым, придумывает себе учителя типа Рембо, чтобы он сделал его сильным. Это его мысленный способ научиться тому, что, как он думает, ему необходимо, чтобы стать крутым. Мальчик, желающий угодить отцу, но ощущающий, что это не получается, может поместить его в свою голову, чтобы тот давал ему секретные инструкции. Девочка-подросток, чувствуя себя одиноко, создает себе добрую бабушку-наставницу, чтобы та кормила ее эмоциональным бульоном. Нет ничего плохого в том, что люди в юности придумывают себе учителей, которые бы им помогали. Проблемы возникают, когда клиент не понимает, что нужно уволить старого преподавателя и нанять нового. Для наркомана его мягкий учитель мог быть полезен в детстве, потому что он рос в неблагополучной семье и нуждался в заботливом человеке, чтобы выжить в жестоком, нелюбящем мире, и подпитывающий его внутренний голос ему тогда помог. Но когда Джордж пристрастился к героину, ему необходим был другой голос — строгий и опытный руководитель, вместе с которым он боролся бы со своей серьезной наркотической зависимостью. Его добрая бабушка-наставница была неспособна на это, но он не расставался с ней, и она оставалась на месте.
При помощи терапевта клиенты могут сместить своих учителей. Один из признаков успешной терапии — сообщение клиента о том, что он слышит другого советчика. В большинстве случаев плохие голоса заменяются хорошими. Новые учителя начинают говорить, например: «Ты не добился успеха, но это была неплохая попытка». «Я знаю, тебе плохо, но ты держись, и это пройдет». «Продолжай работать, и ты этого добьешься». Один клиент заменил учителя типа Чингисхана мудрыми старцами. Первый был буддистским монахом, другой — Альбертом Швейцером, а третий — его добрым дедушкой, которого он едва помнил. Каждый раз, когда ему было тоскливо, он закрывал глаза, расслаблялся и воображал, что эти люди сидят рядом с ним и дают советы. Иногда они спорили о том, что ему надо делать, иногда он им возражал, но чувствовал, что они заботятся о нем, и находил полезными их указания. У клиентов на самом деле нет никакого учителя внутри, а голос, который они слышат, — их собственный или, по крайней мере, является другой частью их мозга. Если голос кажется противным, им лучше избавиться от него, а если это хороший учитель, дающий мудрые советы, они должны к нему прислушиваться. Дополнительная информация
Прослеживание автоматических мыслей обрело известность благодаря Аарону Беку. Он разработал обширные процедуры для их учета, для осознания и изменения их клиентами (A. Beck, 1975, 1993; Alford & Beck, 1997; J. Beck, 1995).
Главный вклад в формирование понятия о самоинструктировании внес Дональд Мейхенбаум из университета в Ватерлоу в Канаде (Meichen-baum, 1975, 1985, 1993). СКРЫТОЕ ЗНАНИЕ
Принципы
Между эмоцией и поведением находится еще одна — третья — когниция, которую я называю скрытым знанием. Скрытое — потому что большинство клиентов не знает о его существовании. Это В появляется после того, как клиент испытает эмоцию, но на мгновение раньше, чем он совершит какое-нибудь действие (между Се и Сь). Оно так стремительно, что многие клиенты не замечают его. Они испытывают смутное ощущение, неосознанное понимание, которое часто происходит до того, как они смогут выразить все словами. Оно хоть и краткое, но может быть чрезвычайно влиятельным. Что представляет собой это В? Это молниеносное решение, которое переводит эмоцию в действие, словно неслышимый язык, на котором клиент говорит себе: «Да, я должен» или: «Нет, я не должен». Многие клиенты отрицают, что они обладают этой когници-ей. Они убеждены, что нет промежутка между чувством и действием, и, как только они ощутят что-либо, эмоция мгновенно заставляет их вести себя определенным образом. Они полагают, что им ничего не остается, как действовать. Согласно формуле ABC, это подобно утверждению, что эмоции (Се) вызывают поведение (Сь). Клиенты часто произносят что-то вроде: «Я так испугалась, что пришлось убежать». «Я чувствовала себя настолько подавленной, что не могла выбраться из постели». «Я был так взбешен, что не мог не ударить его».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|