Комментарий. Дополнительная информация. Глава 3 группы убеждений. Центральные убеждения. Принципы
Комментарий
Убеждение хронически душевнобольных клиентов и аддик-тов разных типов в том, что их проблемы обусловлены внешними причинами, что они узкие и временные, может вызвать у них непрогнозируемое ухудшение, так как подталкивает их укорениться в своем отрицании болезни. Чтобы консультации помогли, этим людям необходимо признать, что у них есть настоящая проблема, которая заключается скорее в них, чем в окружающей среде, и что их проблема не уйдет сама по себе в течение пары недель (см. разделы по лечению психически больных и когнитивной реструктурирующей терапии для аддиктивных клиентов в 12 главе). В этом заключается очень важный урок относительно всех когнитивных техник. Когниции похожи на картины, которые наш мозг срисовывает с мира. Это наши интерпретации той реальности, с которой мы сталкиваемся. Но образы не равнозначны по своей ценности и пользе. Все на свете не может быть полностью субъективно. Мы должны признать, что существует внешний мир, проецирующий себя на канву нашего ума. Чем ближе наш мысленно нарисованный образ к образу внешнему, тем более мы адаптивны и лучше можем справляться с жизнью. Прежние наши попытки создать одинаковые для всех клиентов когнитивные утверждения оказались несостоятельными, потому что реальности, с которыми сталкивается каждый из них, различны. То, что работает с одним клиентом, не обязательно сработает и с другим. Ничто не заменит личного знакомства и индивидуальной работы с каждым клиентом. Итак, какой тип объяснительного стиля лучше: вера в то, что проблемы временны, специфичны и экстернальны, как у депрессивных клиентов, или в то, что они стабильные, глобальные и интернальные, как у аддиктов и психически больных? Ответ так же ясен, как эта древняя молитва:
«Боже, дай мне терпение, чтобы смириться с тем, что я не могу изменить, силу, чтобы изменить то, что я могу, и мудрость, чтобы отличить одно от другого». Дополнительная информация
Мартин Селигман создал понятие объяснительного стиля и развил его в концепцию терапевтического вмешательства (Buchanan & Seligman, 1995; Petersen, Maier, & Seligman, 1995; Seligman, 1975, 1994, 1996; Seligman & Johnson, 1973). Боббит иллюстрирует, что объяснительный стиль зависит скорее от состояния, чем от личностных черт (Bobbit, 1989). Глава 3 ГРУППЫ УБЕЖДЕНИЙ
С самого своего зарождения когнитивная терапия называлась когнитивно-бихевиоральной, а под В понимались индивидуальные скрытые стимулы, вызывающие эмоциональные и поведенческие реакции. Опираясь на бихевиоральные корни терапии, ее теоретики рассматривали когниции либо как условные стимулы, связанные с эмоциональными реакциями (как в классической парадигме), либо как стимулы различительные, связанные с поведением и подкреплением (как в оперант- ной теории). Сегодня мало слышно об этой теории, когниции представляются больше как группы, гештальт-паттерны, схемы и способы организации мыслей, чем как индивидуальные пусковые механизмы. В центре современной когнитивной терапии — общая организация когниции клиента, а не просто сумма не связанных между собой данных. Акцент теперь делается на творческом преобразовании клиентами данных, на том, как они собирают сырую перцептивную и мнемическую информацию, вылепляют из нее замысловатые паттерны, рассказы и истории и как они создают свой собственный понятийный мир. Существует множество методов исследования когнитивных паттернов, но в этой главе обсуждаются те, которые мы нашли наиболее полезными.
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ
Принципы
В основе большей части эмоциональных проблем лежит зачастую одна центральная идея. Это тот краеугольный камень, который держит все остальные убеждения. Эти центральные установки могут касаться многих психологических проблем клиента. Всего лишь несколько ключевых установок могут стать причиной всех его неприятностей. Терапевты уже знают, что убеждения клиентов образуют множество слоев. Существуют поверхностные убеждения и убеждения, лежащие под ними. Эти когниции связаны между собой психологически. Терапевт может пояснить это клиенту, нарисовав перевернутую пирамиду, изображенную на рис. 3. 1. Рис. 3. 1. Перевернутая пирамида
Наверху у пирамиды находятся поверхностные мысли — убеждения, которые клиенты осознают и открывают другим. Если спросить клиентов, о чем они сейчас думают, то обычно они выбирают одну из этих поверхностных идей. Внизу у пирамиды — центральные принципы, или центральные убеждения. Они не видны с первого взгляда ни клиенту, ни другим, и для того чтобы их обнаружить, необходима терапевтическая работа. Эти убеждения не обязательно бессознательные, и не всегда верно то, что клиенты боятся открыть их (это справедливо лишь для малой доли представлений клиентов, хотя терапевты психодинамической ориентации оспорили бы это). Однако центральные идеи клиентов настолько фундаментальны и основополага-ющи, что клиенты могут просто не иметь представления об обладании ими. Это аналогично рыбе, которая не знает о воде, так как прожила в ней всю свою жизнь и никогда не выбиралась из нее. Она не знает, что вода существует. Так же и клиенты, которые всегда жили со своим коренным, центральным убеждением и не осознавали его присутствия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|