Глава III . Система интеллектуальных прав на авторское произведение
Более 200 лет назад, до вхождения в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, в нем участвовали только материальные объекты, правовую основу которых составляло право собственности, на последующем же этапе появился принципиально новый - нематериальный объект рыночных отношений. Что касается категории "интеллектуальный прав", она является новой для российского права, а именно была введена в части четвертой ГК РФ. Однако, по мнению некоторых юристов, во включении данной категории не было необходимости. Например, специалист в области интеллектуальной собственности Пирогова В.В. считает, что это "излишне усложняет и так непростую систему исключительных прав". Более того, термин "интеллектуальные права" был впервые применен Э. Пикаром еще в XIX веке, однако "с тех пор данная терминология не была востребована ни в одной стране мира". В настоящее время в силу все возрастающей значимости результатов интеллектуальной деятельности для экономического товарного оборота значительно расширился объектный состав интеллектуальных прав. Так, например, новым для российского законодательства является право на доведение произведения до всеобщего сведения, также известное как Интернет право, которое действует в России с 1 сентября 2006 года в связи с внесенными изменениями в Закон "Об авторском праве и смежных правах", под влиянием Договора ВОИС по авторскому праву. Кроме того, в современном "информационном" обществе, где экономика и культура основаны на постоянном информационном обмене, все большую актуальность получают проблемы защиты авторских прав на программы для ЭВМ и базы данных. В частности, охрана компьютерных программ на международном уровне была впервые введена в 1991г Директивой Европейского союза "О правовой охране компьютерных программ". Позднее данный подход был подтвержден в Соглашении ТРИПС и Договоре ВОИС по авторскому праву, которые закрепляют, что программы для ЭВМ охраняются как литературные произведения, это обусловлено спецификой творческой деятельности по их созданию.
Базы данных в соответствии с Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений и Договором о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) пользуются авторско-правовой охраной как сборники, а сборник в свою очередь является произведением, что позволяет определить сферу охраны таких объектов. Однако, "отсутствие в указанных международных актах легальной дефиниции произведения (подразумевается лишь необходимость наличия творческого вклада) обусловило появление на национальном уровне разночтений в истолковании критериев охраноспособности произведения применительно к базам данных". В российском законодательстве с введением в действие четвертой части ГК РФ базам данных предоставлена двойная охрана: как объектам авторского права и как объектам смежного права. Кроме того, говоря о новеллах, привнесенных в российское законодательство в связи с введением части четвертой ГК РФ, следует сказать, что теперь защите подлежат и права публикатора произведений, не являющихся объектом авторского права. Согласно ст.1337 "публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние (статья 1282) либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом". По мнению Маковского А.Л. появление описанных выше нововведений в ГК РФ "связано либо с ориентацией на европейское право, директивы ЕС, либо с более точным и правильным прочтением Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. в отношении коммерческих обозначений".
Следует заметить, что в современном законодательстве права на результаты творческой деятельности неоднородны, только в данной сфере существует зависимость имущественных прав от неимущественных. То есть, "с одной стороны, это право использования - имущественное право, ради которого введена гражданско-правовая охрана. Другая группа прав, которой нет больше ни в одной сфере, связана со статусом автора, творческий труд которого является единственным источником произведений, поступающих в экономический оборот". Таким образом, право авторства, являясь неимущественным правом, неразрывно связано с интеллектуальными творческими правами. Однако в то же время эти два вида отделимы друг от друга. В данном случае имеется в виду принцип дуализма интеллектуальной собственности. Дело в том, что результаты интеллектуальной деятельности, которые создаются человеком и хранятся в его памяти, являются нематериальными объектами. Очевидно, что человеческая память не может хранить информацию неизменной вечно. В связи с этим возникает необходимость выражения результатов творческой деятельности в материальных объектах. Первым таким примером были примитивные рисунки, давшие начало живописи как форме выражения человеком его восприятия действительности. Позднее зародилась письменность, с помощью которой человек выражал свои мысли и представления. "Впоследствии материальные предметы, произведенные человеком, представлявшие благо другим людям, стали товарами". В настоящее время данный принцип закреплен в ГК РФ ст.1227 следующим образом: . Интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. . Переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Таким образом, владелец любого товара является его собственником, но не собственником объекта интеллектуальной собственности, которая в нем воплощена. Интересно, что отделимый характер имущественных интеллектуальных творческих прав от неимущественных проявился только в ходе процесса перехода от системы феодальных привилегий к праву. В рамках этой системы имущественные права не опирались на объективные основания, так как возникали вследствие "пожалования" по основаниям, произвольно определяемым властью, независимо от личности создателя творческого результата. Именно поэтому до сих пор некоторым подходам к соотношению права авторства и имущественных прав (в том числе и российскому законодательству) свойственна изоляция их друг от друга. Первоначально такая система была закреплена в английском праве, затем она распространилась на бывшие английские колонии, теперь можно говорить уже об англо-американской правовой системе. Наиболее четкое выражение эта система получила в конструкции, известной в авторском праве как система "копирайта", права на воспроизведение произведения, сосредоточенной на имущественных правах и изолированной от прав личности. В первых появившихся законах об интеллектуальных правах (Авторском и Патентном) данный принцип сохранили, более того, основное внимание было сконцентрировано лишь на имущественных правах. Континентальные же системы, которые появились позже в результате Великой французской революции, проводя в жизнь идею прав и свобод личности, отказались от этой консервативной традиции и признали объективные основания возникновения имущественных прав, связав их с личным правом авторства. В связи с развитием прав человека, система производного от права авторства имущественного права все больше завоевывает правовое пространство не только в национальном законодательстве, но и в международном праве. "На ней твердо стоит российское законодательство, которое последовательно проводит личностные основания возникновения интеллектуальных творческих прав".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|