Исключительные права как имущественные
Первоначально существовал ограниченный круг результатов интеллектуальной деятельности, "был создан пока еще достаточно простой правовой механизм, обладавший некоторыми общими чертами, необходимыми для экономического оборота. Он закреплял за правообладателем монополию, подобную праву собственности, без которой никакой товарный оборот невозможен". Данная категория пока не имела четкого, устоявшегося наименования, чаще всего этот механизм обозначался как "интеллектуальная собственность", однако при обозначении содержания правомочий правообладателя имелось в виду, что он имеет "исключительное право" использования объекта экономического оборота, на который закреплялось право. "Понятие интеллектуальной собственности было впервые введено в международные правовые документы в 1967 г. Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности" и было заимствовано из Французского права. Так появился новый термин. Практически все в то время полагали, что он отражает абсолютное право, подобное праву собственности, и единственное отличие заключается в его специфическом - нематериальном объекте. Однако, очевидно, что подобные суждения следует считать ошибочными, так как исключительные права изначально имеют свои видовые признаки, специфическое юридическое содержание, обусловленное свойствами этого объекта. В настоящее время во всем мире термин "интеллектуальная собственность" выступает "как общая понятийная категория, охватывая авторское и патентное право, правовой режим дизайна и товарных знаков, а также многочисленные смежные права". Уже на первой стадии появления исключительных прав можно увидеть особенности в содержании правомочий. Основной спецификой интеллектуального продукта является его неограниченность в пространстве и, как следствие, возможность одновременного использования неограниченным кругом лиц.
Следует отметить, что в ст.1285 ГК РФ закреплена возможность отчуждения исключительного права на произведение, однако учитывая, что произведение является результатом интеллектуальной деятельности определенной личности и всегда сохраняет связь с личностью автора, некоторые элементы имущественных прав автора сохраняются и после заключения такого договора. Однако существуют и другие точки зрения, например, "европейская доктрина и европейское законодательство (прежде всего законодательство Германии) твердо и последовательно исходят из невозможности отчуждения исключительных авторских прав". Того же мнения придерживается и Гаврилов Э.П., считающий включение данных норм в ГК РФ ошибочным. В настоящее время в соответствии со ст.1270 ГК РФ под исключительным правом на произведение понимается право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Более того, данное право распространяется как на целое произведение, так и на любую отделимую его часть, которая является оригинальным результатом творческой деятельности, будь-то название произведения, фрагмент картины или даже отдельная строка стихотворения. Однако существуют и некоторые ограничения. Так, например, по отношению к авторскому праву действует общепризнанный международными нормами принцип территориальности права. Это означает, что законодательство любой страны действует только на ее территории и не может иметь силы за ее пределами. Кроме того, существуют ограничения и по срокам: исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (за исключением отдельных особо оговоренных случаев). По прошествии этого срока произведение становится общественным достоянием.
Как мы уже говорили, исключительное право подразумевает возможность использования автором произведения любым не запрещенным законом способом. Содержание данного понятия охватывает ряд правомочий. В п.2 ст.1270 перечислены одиннадцать способов использования произведения, которые "в частности" являются способами использования исключительного авторского права: · воспроизведение произведения; · распространение произведения; · публичный показ произведения; · импорт оригинала и экземпляров произведения в целях распространения; · прокат оригинала и экземпляра произведения; · публичное исполнение произведения; · сообщение в эфир; · сообщение по кабелю; · перевод или другая переработка произведения; · практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта; · доведение произведения до всеобщего сведения. "Указание "в частности" означает, что если определенное действие не подпадает под определение какого-либо из одиннадцати перечисленных далее способов использования исключительного права, то это не значит, что оно не является использованием исключительного права". Право на воспроизведение Возможность воспроизведения объектов интеллектуальной собственности послужила одной из главных причин возникновения авторского права, это было исторически первое и на начальном этапе развития авторского права единственное имущественное авторское правомочие. Изначально авторское право зародилось в Англии и именно как право на изготовление копий книг, об этом свидетельствует и само название этого права - "Copyright", то есть право копирования. Первоначально Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. закрепляла за авторами именно это правомочие (reproduction, Verfilfaltigung). Лишь со временем, благодаря развитию технических средств и расширению понимания авторского права начали появляться и другие авторские правомочия, "которые на первых порах пытались втиснуть в прокрустово ложе права на воспроизведение".
В настоящее время право на воспроизведение можно определить, как "право на повторное придание произведению объективной формы, допускающей его восприятие третьими лицами", "это исключительное право на воплощение объекта авторского права или смежных прав в исходной или любой иной форме, в том числе в цифровой, в товаре любым возможным способом". Важно отметить, что воспроизведением считается не только придание произведению той же объективной формы, в которой оно было первоначально выражено, но и воплощение произведения в иную объективную форму. Например, воспроизведением музыкального произведения будет считаться не только переиздание, но запись на какой-либо носитель, если оно первоначально было обнародовано в виде нотного издания. Однако творческий повтор нельзя считать воспроизведением, поэтому копирование картины от руки, перевод плоскостного изображения в объемное или наоборот, если он включают в себя элементы творчества, не могут рассматриваться как воспроизведение. Особым видом воспроизведения является репродуцирование - это факсимильное воспроизведение в любых размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание. Выделение в законодательстве вида воспроизведения обусловлено тем, что в современном мире с постоянным развитием технических средств заинтересованные лица имеют возможность быстро получать такие копии произведения, которые по своему качеству не уступают оригиналу или даже превосходят его. Право на распространение Еще одним способом использования произведения является его распространение. Под распространением большинство российских ученых понимало запуск в гражданский оборот тех материальных носителей произведения, которые размножены на основе принадлежащего автору права на воспроизведение. По мнению Э.П. Гаврилова, объектом распространения мог быть и сам оригинал произведения, однако эти выводы подтверждались ссылкой не на российское законодательство, а на законодательство тех стран, которым было известно так называемое право следования. Позже некоторые специалисты стали включать в понятие распространения и "такие способы использования произведений, которые вообще не связаны с воспроизведением их материальных носителей, например публичное исполнение или публичный показ произведения изобразительного искусства, что явно не согласовывалось с законодательством".
Руководствуясь современным законодательством можно с уверенность сказать, что данное правомочие всегда связано с произведением, воплощенным в материальном носителе: это право отчуждать материальный носитель (оригинал его или экземпляр, копию) путем продажи или иным путем, например посредством мены и дарения. Иными словами, это "исключительное право на введение в гражданский оборот товара, в котором воплощены объекты авторского права или смежных прав". В гражданском законодательстве также закреплено, что согласие автора необходимо лишь для первой продажи экземпляров произведения; далее они циркулируют в гражданском обороте свободно, не нарушая авторских прав. Этот механизм отражает широко известный принцип исчерпания права на распространение, заключающийся в том, что "если какое-либо произведение: ) опубликовано; ) воплощено в каком-либо материальном носителе (оригинал, экземпляр) и 3) этот материальный носитель "распространен", т.е. продан или отчужден какому-либо лицу, то дальнейшее распространение этого материального носителя осуществляется без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения - исключительное право распространения такого материального носителя "исчерпано"". В том, что касается международной практики, по Договору ВОИС по авторскому праву страны вправе определять или не определять условия прекращения или исчерпания права на распространение. В большинстве стран с переходной экономикой такие условия установлены, однако сам термин "исчерпание права на распространение" не используется. При распространении оригиналов произведений изобразительного искусства или рукописей данный принцип также признается, однако автор обычно имеет право на авторское вознаграждение от перепродажи оригинала произведения. Распространение произведения, безусловно, составляет отдельный способ использования произведения, так как по времени и по территории совершения может не совпадать с воспроизведением произведения. Это свидетельствует о целесообразности выделения его в законодательстве.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|