Метод. Пример 1. История Марка. Возраст 2-6 лет. 3. Иногда вы можете счесть, что более подходящим будет заменить обобщенный список на более конкретный. 'В таком списке перечислены события, связанные с симптоматикой клиента. Например, если у вас
Метод
1. Клиент должен расслабиться. 2. Используйте составленный вами список критических событий его жизни (см. главу 3). 3. Иногда вы можете счесть, что более подходящим будет заменить обобщенный список на более конкретный. 'В таком списке перечислены события, связанные с симптоматикой клиента. Например, если у вас тревожный клиент, попросите его составить три списка основных приступов паники, которые у них были — один для детского периода, другой для подросткового и третий для взрослого. Или, работая с синдромом отсроченного стресса, задействуйте другие три списка: события до травматического события, во время него и после. 4. Предложите своему клиенту подробно описать эти события. 5. После разговора с клиентом вы должны удостовериться, что убеждения, которые сформировались благодаря травмирующему событию, все еще вызывают у него проблемы в настоящем. 6. Обсудите также с клиентом, как изменились его эмоции и поведение из-за сформированных во время критического события убеждений. 7. Помогите клиенту переинтерпретировать старые события, прибегнув к новым, более полезным убеждениям. Попросите его воспользоваться преимуществом отдаленности события во времени и пространстве и тщательно его исследовать, чтобы при помощи зрелых рассуждений можно было исправить прошлое ошибочное восприятие. 8. Прибегните к корректирующему воображению, чтобы клиент мог пересмотреть событие, представив, что он думал и вел себя разумно. 9. Пересмотрите все основные критические события, выявите убеждение и попросите клиента представить, что он исправляет ситуацию. Пример 1. История Марка
Марка направил ко мне другой когнитивный терапевт. Он страдал агорафобией, в течение пяти лет посещал нескольких терапевтов, и у него наблюдался некоторый прогресс. Он был способен ездить во многие места и обычно действовал без чрезмерного страха, но все еще не мог справиться с одним страхом — он не мог летать. У него было несколько практических сеансов in vivo с психиатром, у которого был собственный самолет, но все безуспешно. Он так и не мог летать.
Мы провели полный анализ мыслей, которые у него имелись относительно полетов, и нашли, что они вполне типичны для агора-фобиков. Марк не боялся разбиться, он боялся впасть в панику, находясь в воздухе. Он боялся, что во время паники он окажется запертым в самолете. Его центральным убеждением было не наше открытие: предыдущие когнитивные терапевты тоже его определяли, но прошлые попытки оспаривания не срабатывали. Никто из них прежде не идентифицировал и не работал с историческими корнями его убеждения, поэтому они все еще были целы. Мы решили потревожить эти корни, чтобы изменить его настоящие убеждения. Марк очень много работал и рьяно выискивал исторические предтечи своих иррациональных мыслей. Мы нашли внешний стимул, который запускает формирующие фобию иррациональности.
Возраст 2-6 лет Критическое событие: гиперопекающая мать. Иррациональная идея: «Жизнь опасна, я нуждаюсь в ком-то, кто бы меня защищал. Я не справлюсь в этом мире один». Исправленная идея: «Мама излишне опекала меня из-за собственных страхов, а не из-за моих предполагаемых слабостей. Жизнь для меня не более опасна, чем для кого-либо другого. Я могу жить в этом мире так же эффективно, как и другие».
Возраст 6-12 лет Критическое событие: избалованность. Иррациональная идея: «Жизнь должна быть такой же легкой, как и была когда-то». Иррациональная идея: «Я не должен чувствовать боль».
Исправленная идея: «Из-за неправильного воспитания у меня сложились ложные ожидания, что все мои желания должны исполняться без особых усилий с моей стороны. Это убеждение не только ложно, но и вредно для меня. Чтобы получить то, что они хотят, люди должны работать. Чем раньше я это усвою, тем счастливее буду».
Возраст 12-16 лет Критическое событие 1: отвержение сверстниками из-за избалованного поведения. Иррациональная идея: «Ужасно, когда тебя все не любят». Иррациональная идея: «Если я буду совершенным, меня полюбят». Иррациональная идея: «Чтобы быть совершенным, я должен все контролировать». Корректирующая идея: «Дети не любили меня, потому что я был избалован и требовал, чтобы они обращались со мной так же, как и моя гиперопекающая мать, но они не делали этого. Мой перфек-ционизм и попытки всех контролировать были одной из причин их отвержения, а не способом его исправить». Критическое событие 2: увидел, как товарища стошнило в классе, и наблюдал, как одноклассники начали его избегать. Иррациональная идея: «Люди не будут отвергать меня, пока я контролирую все физиологические процессы, протекающие в моем теле». Корректирующая идея: «Ни одно человеческое существо не может контролировать все свои физиологические симптомы, многие из которых инстинктивны. Попытки добиться этого могут привести к серьезным проблемам, я трачу все свое время и всю свою энергию, стараясь контролировать то, что не подвластно моему контролю. Люди, скорее всего, отвергают меня из-за этой странности». Критическое событие 3: паника относительно того, что ему станет плохо во время путешествия на машине. Начал бояться паники самой по себе. Иррациональная идея: «Сейчас я должен контролировать все психологические процессы, происходящие у меня внутри, чтобы люди не отвернулись от меня». Корректирующая идея: «Вместо того чтобы жить, я трачу свою жизнь на то, чтобы наблюдать, как функционирует моя психика». Критическое событие 4: каждый раз, когдаг он думал о путешествии в самолете, его охватывала паника. Иррациональная идея: «Я не смогу контролировать свой страх в самолете и не смогу сбежать, следовательно, окажусь в нестерпимой ситуации». Корректирующее убеждение: «Что из того, если я испугаюсь и мне будет стыдно? Будет лучше, если это произойдет, чем растрачивать жизнь на то, чтобы пытаться контролировать эти чувства».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|