Пример 2. История Рене. Метод 2. Рабочий бланк для ресинтеза
Пример 2. История Рене
К сожалению, у правила первостепенности есть и негативная сторона. Если ранний опыт позитивен, он может служить хорошей моделью для дальнейшей жизни. Но если он негативен, то может вызвать долговременные ошибки в мышлении. Раннее искаженное научение может слить их восприятие в бетонную плиту, которую не сможет сломать и более поздний опыт. История одного клиента показывает, как это происходит. Несколько лет назад Рене с неохотой пришел ко мне на прием. Он был из Франции, и компания недавно перевела его в Соединенные Штаты. Для него наступили ужасные времена: он сильно скучал по дому, не мог найти ни одного француза, с которым бы мог поболтать, и проводил вечера и выходные, уставившись в телевизор, в одиночестве. Его изоляция послужила причиной депрессии, ему было необходимо выбраться из дома и начать знакомиться с людьми. Я организовал серию мероприятий, тщательно спланированных таким образом, чтобы он мог постепенно обзаводиться друзьями в США. Когда я представил ему свой план, он раздраженно посмотрел на меня и спросил: «Там будет много янки? » В ответ я произнес: «Ну... э... да. Мы в Соединенных Штатах, и этой стране свойственно быть переполненной янки». «Тогда, — сказал он, — я не пойду». Любопытный ответ, учитывая, что сейчас он живет в Соединенных Штатах, поэтому мы начали исследовать, почему он так относился к американцам. Оказалось, что его первый опыт общения с американцами был крайне негативный. Рене вырос в небольшом городке на юге Франции, довольно изолированном и отдаленном от обычных туристских маршрутов. Он слышал американскую музыку, видел американские фильмы и телевизионные шоу, но никогда не встречал живого американца.
Однажды он отправился в город навестить отца и увидел там очень толстого мужчину, который остановился в местной гостинице. На нем были зеленые мешковатые шорты и оранжевая рубаха, испещренная маленькими желтыми рыбками. Он кричал на клерка, находившегося за своим рабочим местом. Он жаловался, что в комнате нет цветного телевизора, и требовал у него немедленно его найти. Он орал, что во Франции самый плохой сервис, который ему приходилось видеть, и что дома он бы не стал терпеть подобные вещи. Пока он укорял клерка, его двое толстых детей бегали по вестибюлю вверх и вниз, срывая листья с посаженных растений и залезая на мебель, а его тучная жена наблюдала за ними со скучным выражением лица. Отец Рене обернулся к нему и сказал: «Ох уж эти американцы! » Рене не забыл свое первое впечатление. Оно окрашивало все последующие контакты. Когда он видел других туристов-американцев, он запоминал только тех, которые выглядели и вели себя, как мужчина в вестибюле. Те, кто этому образу не соответствовал, по его предположениям, были из Канады или другой страны. Его селективное восприятие выбирало только тех американцев, которые были эгоистичными, толстыми, крикливыми и кто проводит свой отпуск, оскорбляя его страну. В результате он научился чувствовать отвращение ко всему американскому. Когда его начальник сказал ему, что он должен будет работать в США, он однозначно отказывался, однако, чтобы не быть уволенным, ему пришлось против воли согласиться. Я объяснил Рене правило первоочередности, но это его не убедило. Он все еще считал, что большинство американцев относятся к шумной, самонадеянной и уродливой разновидности людей. Чтобы переубедить его, я предложил ему посетить несколько мест и провести исследование. «Даже если вам не нравятся американцы, которые там находятся, по крайней мере, завершите свое исследование. Определите, сколько из них похожи на человека, которого вы встретили в вестибюле гостиницы, а сколько — нет».
Через несколько месяцев Рене пришел снова, с результатами. Он нашел несколько безобразных американцев, но в основном встречал людей, очень похожих на его друзей во Франции. Что удивило еще больше, так это то, что он сошелся с несколькими американцами и свое свободное время иногда проводил, посещая с ними бейсбольные матчи и вечеринки. Он избавился и от одиночества, и от депрессии. Я сказал: «Видите? Вы излишне обобщали свое впечатление об американцах». Его ответ поразил меня, «Нет, это не так, — сказал он, — просто я встретил тех немногих янки, которые являются исключениями». Его предрассудки остались, возможно, и по сей день. Это показывает, как человек может держаться за свое первое впечатление, несмотря на очевидные доказательства обратного. Но Рене обзавелся друзьями и не нуждался больше в моей помощи, поэтому мы терапию закончили. На прощание он сказал: «Знаете, для янки вы ничего». Может быть, с его точки зрения, это был величайший комплимент, но я не уверен. Метод 2. Рабочий бланк для ресинтеза
Следующий рабочий лист может вам пригодиться в процессе ресинтеза.
РАБОЧИЙ БЛАНК ДЛЯ РЕСИНТЕЗА
Ситуация в настоящем
Эмоциональная реакция_________________
Настоящее убеждение относительно настоящей ситуации_______________________
Раннее воспоминание (предшествовавшие ситуационные события)__________________
Эмоциональная реакция_____________________________
Ошибочное раннее убеждение_______________________
Исправленное раннее убеждение_____________________
Исправленное настоящее убеждение__________________
1. Используйте основной список убеждений клиента и попросите его связать убеждения с ситуациями, в которых они проявляются. Каждую из этих ситуаций нужно записать в строке «Ситуация в настоящем» рабочего бланка. Убеждения, связанные с каждой ситуацией, должны быть перечислены в строке «Настоящее убеждение». 2. Займитесь поисками критического опыта, который у клиента был до или во время раннего подросткового периода. Во-первых, идентифицируйте события. Очень ранние события ваши клиенты могут помнить лишь смутно, но даже если имеются только фрагментарные ощущения и впечатления, попросите клиента как можно ярче их визуализировать. Зафиксируйте их на рабочем бланке.
3. Сформулируйте одним предложением ошибочное убеждение, которое явилось результатом каждого из этих событий. Занесите эти предложения в рабочий бланк. 4. После детальной дискуссии с клиентом скорректируйте каждую из ранних мыслей. Запишите эту информацию в рабочий бланк. Прежние ошибочные интерпретации ранних событий должны быть вычеркнуты, когда клиент найдет им корректное толкование. Замените все прежние ошибочные когни-ции, связанные с событиями. 5. Как только прежние иррациональности были скорректированы, помогите клиенту исправить тот иррациональный образ мышления, который у него есть на текущий момент. 6. Попросите клиента регулярно использовать рабочий бланк — находить ошибочные убеждения, идентифицировать их первоисточник, корректировать прежнюю неверную интерпретацию и затем принимать более функциональное убеждение в качестве руководства в своем настоящем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|