Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

16)Методы определения ведущей руки




16)Методы определения ведущей руки

Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:

§ Ребенку предлагается несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.

§ Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырек.

§ Ребенку предлагается развязать несколько узлов из шнурка средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).

§ Ребенок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т. д. ) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.

§ Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.

§ Раздавать карты (ведущая рука та, что раскладывает карты).

§ Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху). Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).

§ Рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой.

§ Неведущая рука держит часы, ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы.

§ Переплетение пальцев рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки.

§ Скрещивание рук — «поза Наполеона». Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.

§ Детям старше 11 лет предлагается провести вертикальные линии на расстоянии 1—1, 5 см друг от друга сначала правой, а затем левой рукой за определенное время. Большее количество линий проводится ведущей рукой.

17)Методы определения ведущей ноги

§ Подпрыгивание на одной ноге, шаг вперед и шаг назад, вставание на стуле на колени — нога, выполняющая движение первой, считается ведущей.

§ При прыжке в длину ведущая нога является толчковой.

§ При закидывании ноги на ногу, сверху оказывается функционально преобладающая нога.

§ Испытуемому предлагается сделать несколько скачков через скакалку. Ведущая нога поднимается первой и становится впереди неведущей.

§ Измерение длины шага. Измерить длину 5— 10 шагов каждой ноги, вычислить среднеарифметическую величину для каждой ноги. Шаги ведущей ноги длиннее, чем неведущей.

18)Методы определения ведущего уха

§ Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом. При этом отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одинаково ли слышит тиканье разными ушами.

§ Испытуемому что-то говорится шепотом. Испытуемый подставляет ведущее ухо, которым легче и быстрее осознается услышанное.

 

19.

Методы определения ведущего глаза

 

  1. Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Закрывается обычно неведущий глаз.
  2. Рассматривание предмета в «подзорную трубу» осуществляется ведущим глазом.
  3. В листе плотной бумаги размером 5х10 см в центре вырезается отверстие 1х1 см; держа лист на расстоянии 30-40 см, испытуемый фиксирует через отверстие предмет, находящийся в 2-3 см от него. При закрывании ведущего глаза предмет смещается.
  4. В темной комнате испытуемого просят зафиксировать взглядом зажженную свечу, а затем прикрыть язычок пламени указательным пальцем вытянутой руки. Находясь сбоку, экспериментатор видит глаза испытуемого и определяет, на какой из них падает тень от пальца (она падает на ведущий глаз). Тестом можно пользоваться при определении ведущего глаза у детей дошкольного возраста.

Амбидекстри́ я (от лат. ambo — «оба» и лат. dextera — «правая рука») — врождённое или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук без выделения ведущей руки и способность человека выполнять двигательные действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью. [1] Обратное явление, когда человеку сложно использовать обе руки, называют амбисинистрией.

Левша́ (леворукий) — человек, предпочтительно пользующийся левой рукой. Антоним к термину «левша» — «правша». Среди людей левши составляют примерно 15 %[1], то есть левшой является каждый седьмой.

Человек, являющийся левшой, в основном использует левую руку намного чаще, чем правую; левша преимущественно будет пользоваться левой рукой для личных нужд, приготовления еды и подобных дел. Рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево-(право-)рукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других задач.

21.

Асимметрия мозга тесно связана с полом. Среди детей леворуких, заик, косоглазых, дислектиков, невротиков, страдающих недержанием мочи и кала на каждую девочку приходится около пяти мальчиков. Известно, что существует определенная зависимость между этими явлениями, и все они тесно связаны с асимметрией мозга. Например, при насильственном переучивании леворуких детей письму правой рукой у них часто появляются перечисленные аномалии, умственная отсталость, психозы, дефекты речи. Представления о половых различиях в работе мозга основаны, прежде всего, на результатах клинических и поведенческих исследований. При повреждениях левого полушария в результате кровоизлияния, опухоли или при оперативном удалении части височной доли по поводу эпилепсии, дефицит вербальных функций у мужчин бывает гораздо больше, чем у женщин. Аналогичные повреждения правого полушария также приводят к большему дефициту функций невербального характера у мужчин, по сравнению с женщинами. [12][13] Афазия вследствие повреждения левого полушария возникает у мужчин в три раза чаще, чем у женщин, и имеет более тяжелый характер. Поэтому был сделан вывод, что у женщин языковые и пространственные способности представлены более симметрично, чем у мужчин. [13][14]

Психологический половой диморфизм — разные способности и склонности мужчин и женщин, разная профессиональная пригодность и предпочтение, разная обучаемость и сообразительность — может быть связан как с половыми различиями в латерализации мозга, так и с социальными факторами. Например, по вербальным способностям: речи в целом, скорости и беглости речи, правописанию, навыкам чтения, кратковременной памяти, конформности мышления во всех возрастных группах выше уровень у женщин. [15][16][17][12][13] У женщин гораздо лучше развито и с возрастом меньше атрофируется обоняние. У мужчин сильнее развиты пространственно-зрительные способности. У мужчин значительно чаще, чем у женщин, обнаруживается также преимущество правого уха при дихотическом прослушивании и левой руки у праворуких при тактильном узнавании предметов дигаптическим методом. [14] Обнаружен половой диморфизм по соотношению длин левой и правой височных плоскостей. [18] Половые различия отмечаются в анатомических, клинических, дихотических, тахистоскопических, электрофизиологических и психологических исследованиях полушарий.

В настоящее время, подавляющее большинство авторов поддерживает точку зрения, что асимметрия мозга четче выражена у мужчин. Например, Леви считает, что женский мозг подобен мозгу мужчины-левши, то есть отличается пониженной асимметрией полушарий. [19] В большом критическом обзоре, специально посвященном половым различиям по асимметрии мозга, Мак-Глон пришла к выводу, что «существует впечатляющее скопление данных, позволяющее допустить, что мужской мозг может быть организован более асимметрично, чем женский, как по вербальным, так и невербальным функциям. Эти тенденции редко наблюдаются в детстве, но часто существенны для взрослого организма». [13] Вительсон исследовала тактильное узнавание предметов левой и правой рукой у 200 праворуких детей и пришла к выводу, что мальчики уже в шесть лет имеют правополушарную специализацию, а девочки показывают билатеральное представительство до 13 лет. [20] Это и ряд других исследований позволяют заключить, что в онтогенезе асимметрия мозга усиливается. Споры, в основном, — о возрасте завершения латерализации. Одни считают, что она завершается в период полового созревания, когда утрачивается способность, находясь в соответствующей среде, овладеть новым языком и говорить на нём без акцента. [21] Другие — что это происходит примерно к пяти годам, а третьи считают, что асимметрия закладывается ещё раньше, что мозг новорожденного по степени асимметрии не отличается от мозга взрослого. [14] Последнюю точку зрения можно отбросить, так как нельзя говорить об

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...