Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комментарий. Дополнительная информация. Глава 12 дополнительные техники. Кризисная когнитивная терапия. Принципы. Быстрый перцептивный сдвиг




Комментарий

 

Техника управляемой практики — чрезвычайно ценный те­рапевтический подход. Почти все клиенты практикуют ее в про­цессе терапии. Многие исследования, которые помогли устано­вить ключевые принципы когнитивной реструктурирующей терапии, были извлечены из этой техники. Без управляемой тех­ники терапевт никогда не сможет убедиться, что клиент знает, как опровергать дезадаптивные убеждения. С ее помощью тера­певт может выявить и скорректировать, массу основных про­блемных слов.

Дополнительная информация

 

Вариации управляемого оспаривания были описаны в пяти преды­дущих работах (Casey & Me Mullin, 1976; Me Mullin, 1986; Me Mullin, Assafi, & Chapman, 1978; Me Mullin & Casey, 1975; Me Mullin & Giles, 1981). Было разработано целое направление психотерапии, основанное на управлении воображением (Leuner, 1969).

Глава 12 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ

 

В предыдущих одиннадцати главах мы рассмотрели когни­тивно-реструктурирующие техники, которые терапевт может использовать практически со всеми клиентами, попадающими­ся в его практике. В этой главе мы бы хотели уделить внимание специализированным техникам, которые терапевт может использовать лишь на ограниченном круге клиентов.

«Кризисные когнитивные техники» — раздел, посвященный методам помощи клиентам, находящимся в кризисной ситуа­ции и не имеющим времени на изучение многих основных про­цедур. «Лечение пациентов с тяжелыми психическими заболе­ваниями» — раздел, в котором показаны специализированные техники, использующиеся с хронически психически больными пациентами. В разделе «Как справиться с саботажем клиента» описывается работа с сопротивляющимися клиентами, которые стараются ущемить свое собственное терапевтическое развитие. В разделе «Когнитивно-реструктурирующая терапия с аддик-тивными клиентами» предложена новая точка зрения на кон­сультирование клиентов с наркотической или алкогольной за­висимостью.

И, наконец, мы заканчиваем главу двумя разделами, наце­ленными на помощь терапевту. В первом, который называется «Когнитивный фокусинг», обсуждаются ключевые принципы, лежащие в основе всех эффективных когнитивных техник. Во втором, «Центральные компоненты КРТ», терапевту предлага­ется контрольный список необходимых и достаточных условий терапевтической эффективности.

Практикум по когнитивной терапии

 

 

КРИЗИСНАЯ КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ

Принципы

 

Немедленной реакцией любого специалиста в области психи­ческого здоровья на кризисную ситуацию обратившегося к нему человека будут любые действия, которые кажутся подходящи­ми для обеспечения физического и психического благополучия клиента до тех пор, пока его или ее состояние не стабилизирует­ся. Тогда, и только тогда, могут рассматриваться иные формы помощи. Мы придерживаемся когнитивного подхода и в работе с кризисными клиентами. Целью этого подхода является рас­познание мыслей, которые спровоцировали критическое состоя­ние. Если находящийся в кризисе клиент осведомлен в области когнитивных техник, для стабилизации его состояния до более комфортного уровня может использоваться ускоренная форма когнитивной терапии. Если когнитивная терапия нова для клиен­та, консультант может попробовать марафонный сеанс или для начала прибегнуть к традиционным подходам кризисного вме­шательства и, когда стабильность будет достигнута, дать пред­ставление об основах и техниках когнитивной терапии.

Ниже представлены четыре когнитивных метода оказания помощи клиентам в кризисном состоянии.

 

Метод 1.

Быстрый перцептивный сдвиг

 

Чтобы помочь своему клиенту осуществить резкий перцеп­тивный сдвиг, организуйте все для этого необходимое.

1. Четко идентифицируйте центральное представление, вызы­вающее кризис. Убедитесь, что клиент его хорошо понимает.

2. Укажите на то представление, которое, в случае, если клиент его примет, устранит кризисное состояние.

3. Не снижайте всевозможными успокаивающими процедура­ми уровень напряжения клиента до нулевого. Некоторое его снижение может быть необходимо, однако отдельные нега­тивные эмоции могут мотивировать клиента на реализацию сдвига.

4. Определите ключевое связующее представление, которое мо­жет помочь переключить клиента от старого восприятия к новому (см. главу 9). Таким мостиком должен быть образ, ценность или убеждение, прочно вживленный в опыт клиен­та. У них должна быть сильная позитивная валентность. Мо­стики должны строиться из опыта клиента, поскольку время не позволяет создавать абсолютно новые.

5. Противодействуйте любого рода уходам в сторону, которые может предпринять клиент, дабы избежать перцептивных изменений. Обратите особое внимание на отрицания, оправ­дания, отговорки, увертки и саботажи, настаивайте на изме­нениях. Возможно, в качестве руководства вам пригодится рабочий бланк «Перцептивный сдвиг» (табл. 7. 1).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...