Комментарий. Дополнительная информация. Управляемая практика. Принципы. Пример. История Мартина
Комментарий
Этот клиент нашел ведение дневника очень ценным, хотя стоит упомянуть, что он был хорошо осведомлен в психологии и много читал по вопросам когнитивно-бихевиоральнои терапии в течение года, когда он посещал консультации. Обычно клиентам необходимо больше помощи от своего терапевта. Дополнительная информация
Прогофф (Ira Progoff, 1977, 1992) разработал исчерпывающий комплекс методов, называющийся интенсивной журнальной терапией и предполагающий использование дневников и журналов в психотерапевтических целях. В противоположность нашим процедурам его подход имеет психодинамическую основу. УПРАВЛЯЕМАЯ ПРАКТИКА
Принципы
Управляемая практика объединяет несколько когнитивных техник в одном упражнении. Так как многие клиенты пропускают мимо себя тонкости, которые содержатся в когнитивной терапии, они нуждаются в пошаговом управлении от процедуры к процедуре и исправлении ошибок, если таковые случаются. После нескольких практических сеансов клиенты обычно осваивают технику достаточно хорошо, чтобы применять унифицированные процедуры в ситуациях реальной жизни. Метод 1. Подсоедините к своему клиенту датчики биологической обратной связи (ЭКГ, ЭМГ, КГР). Снимите данные за пятиминутный период, чтобы получить фоновое считывание. 2. Внушите расслабленность. Уместны будут стандартная релаксация, гипноз, глубокое дыхание, розовый или белый шум, образы природы или снижение показателей биологической обратной связи. Дайте клиенту возможность установить свое внимание на выбранном измерении биологической обратной связи, перед тем как продолжать дальше.
3. Подготовьте иерархию сцен, вызывающих расстройство, попросите клиента представить первую из иерархии сцену. 4. Попросите клиента сказать вам, какое убеждение вызывает у него боль. Предоставьте ему время на этом шаге, чтобы он смог артикулировать убеждение в одном-двух ключевых предложениях. 5. Помогите клиенту определить философию, лежащую в основе каждой мысли. Зондирующие вопросы типа «И что из того, если?.. Что такого ужасного, если?.. » могут использоваться для того, чтобы докопаться до центральных убеждений. 6. Проанализируйте каждое ключевое убеждение и помогите клиенту решить, полезно ли оно или нет. 7. Если ключевое убеждение не полезно, помогите клиенту его опровергнуть и оспорить настолько глубоко, насколько это возможно, используя все доступные доказательства для выявления его ложности. Продолжайте «атаку» до тех пор, пока датчики биологической обратной связи не покажут снижение болезненных эмоций. 8. Повторяйте упражнение, ускоряя процедуру, до тех пор, пока во время представления сцены клиентом данные его биологической обратной связи будут оставаться на одном уровне. - 9. Попросите клиента говорить вслух на протяжении всей процедуры. Это даст вам возможность оценить способность клиента к опровержению и оспариванию. 10. Запишите сеанс на кассету и попросите. клиента работать с ней 4-5 раз в неделю в течение нескольких недель. Пример. История Мартина
Следующая запись представляет собой выдержку из сеанса управляемой практики с Мартином, 35-летним образованным мужчиной со множеством проблем. Мартин колебался между периодами тревоги и депрессии, в прошлом злоупотреблял наркотиками и алкоголем и избегал любой деятельности, связанной с риском. После нескольких сеансов мы нашли ядро философии Мартина: он считал, что все должны его уважать, в любой ситуации, которую только можно себе представить. Он паниковал от самой мысли об отвержении и чувствовал себя глубоко подавленным, если это случалось. Вероятно, он усвоил эту навязанную извне философию от отца-перфекциониста, который ожидал от него невероятных достижений. Как и у других клиентов с подобным окружением, он ощущал, что никогда не сможет завоевать уважение отца.
Мартин постоянно искал уважения. Он ощущал напряженность каждый раз, когда предвидел неприятие, и компенсировал это увеличением своих перфекционистских требований к себе, создавая сильное внутреннее давление. Его тревога затем перерастала в панику, что только приводило к еще большему неуспеху. Загнанный в замкнутый круг, он удваивал требования к себе, пока не остался лишь один выход — обратиться к наркотикам и алкоголю, чтобы унять боль. Для обучения Мартина релаксации использовалась биологическая обратная связь. Снимались показатели его кожного сопротивления. Аппарат имел диапазон кожного сопротивления от 5000 до 3 000 000 Ом и измерительной чувствительностью < 0, 2% от основного сопротивления O. sF(. OSC). Сигналы поступали от наружных электродов, установленных на кончиках пальцев. Выходные данные предоставлялись измерительным прибором двойной чувствительности, имевшим 40 делений, которые можно было заменять сдвигом на порядок выше или ниже еще 40 добавочных делений и получать диапазон в 80 единиц. В течение первых 15 минут сеанса Мартин отрабатывал релаксацию, контролируя кожную проводимость, которая снизилась на 35 единиц. Он удерживал этот уровень в течение пятиминутного периода контрольного считывания, после которого измерительный прибор был установлен на уровне оси нулевого отклонения. Ниже следует запись инструкций, которые я давал Мартину. Цифры в скобках обозначают количество затраченного времени и снижение (-) или повышение (+) показателей кожно-гальваничес-кой реакции (КГР). Закройте, пожалуйста, глаза и представьте следующую в вашей иерархии сцену, которая вызывает у вас тревогу. Представьте ее себе как можно отчетливее при помощи всех видов ощущений. Когда вы ее увидите, дайте мне знать легким поднятием пальца (43 секунды; + 12). (Мартин представил себя на работе. После очередного повышения он стал возглавлять коллектив из 20 человек, с которыми проработал как с коллегами несколько лет. )
Очень хорошо. Теперь продолжайте представлять ситуацию, но сосредоточьтесь на том, что вы себе говорите. Потратьте на это времени столько, сколько необходимо, но обращайте внимание только на первые возникшие в уме мысли, связанные с тревогой. Попытайтесь их ухватить и сформулировать в одном предложении. Укажите мне, когда будете готовы (23 секунды; +16). Теперь, как мы говорили об этом раньше, посмотрите, что находится под поверхностью. Представьте, что ваши мысли образуют перевернутую пирамиду. На вершине находятся поверхностные убеждения, но на той одной, что лежит в основании, держатся все остальные. Двигайтесь книзу пирамиды, пока вы не дойдете до ее вершины. Взгляните на первое убеждение и задайте себе вопрос: «И что из того, если?.. » (Его первой мыслью было то, что все будут рассержены из-за того, что его поставили над ними. ) Я попросил его опровергнуть эту мысль вопросом: «И что из того, если они рассердятся? » Я сказал: «Вы не ограничены во времени, подождите, пока появится ответ» (12 секунд). «Они тогда не будут уважать и любить меня». Продолжайте задавать себе вопрос: «Что из того, если?.. » или «Почему? » Подождите, пока у вас возникнет ответ, и переходите к следующему утверждению. Продолжайте до тех пор, пока вы не сможете найти дальнейших убеждений (1 минута; +8). (Основной мыслью, которую смог выявить Мартин, была: «Будет просто ужасно, если кто-то не будет меня уважать». ) Продолжайте представлять ту же ситуацию и повторяйте про себя мысли, пока не будете уверены, что запомнили их. Покажите, когда закончите (55 секунд; +8). Сейчас просто расслабьтесь. Пусть ваши мышцы станут мягкими, слабыми и безвольными (30 секунд; -8). Продолжайте расслабляться, однако отстранитесь от себя и начинайте поочередно просматривать каждую мысль. Хладнокровно, объективно и бесстрастно решите, истинна или ложна каждая мысль, используя все техники, которым я вас учил раньше. Во времени вы не ограничены, однако вы должны убедиться, что вынесли самое объективное, на какое способны, решение (1, 5 минуты; +6). (Он решил, что первая его мысль была верной, а следующие две — неверными. )
Вообразите себе ситуацию снова и представьте, что у вас возникла первая мысль, которую вы оценили как ложную. Подождите, пока она не станет отчетливой у вас в уме (54 секунды; +10). Теперь опровергайте, оспаривайте и нападайте на эту мысль всеми доступными способами. Убедите себя, что она ложна, используя все доказательства, какие вы только сможете найти. Покажите, когда будете готовы (4 минуты; +2). Возьмите следующее убеждение, которое, как вы знаете, но не вполне еще в этом убедились, логически ложно, и проделайте с ним то же самое. Оспаривайте его, как это только возможно, до тех пор, пока не почувствуете себя более уверенным в обратном (2, 5; -3). Хорошо, теперь снова расслабьтесь (45 секунд, -20). Теперь просто ради проверки представьте эту сцену так же, как и в первый раз (98 секунд; -12). Мы повторяли упражнение еще дважды, каждый раз увеличивая скорость. Когда контрольная сцена представлялась в последний раз, показания КГР Мартина были -27 от осевой линии состояния релаксации, где они и оставались на протяжении сеанса. На последующих сеансах мы использовали ту же технику для снижения тревоги относительно других элементов его иерархии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|