Индивидуализация и дифференциация обучения.
«Дифференциация» (от лат. разница) – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся. «Индивидуализация» - это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах. Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а, следовательно, понятия «внутренняя дифференциация» и «индивидуализация» по существу тождественны. Использование дифференциации в процессе обучения создает возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения; формирует прогрессивные педагогические мышления. Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся. Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность. Реализуя индивидуализированный и дифференцированный подход в обучении, учитель должен видеть динамику роста ученика и учитывать его; наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся; представлять возможность выбрать систему работы с каждой из групп учащихся.
Дифференцированное обучение - это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. Дифференциация обучения (дифференцированный подход) - это: 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов групп с целью учета особенностей их контингента; 2)комплекс методических, психологических организационно-управленческих мероприятий. Виды и формы дифференцированного обучения. В современной образовательной практике используется следующая классификация видов и форм дифференциации. Принято выделять два основных вида дифференцированного обучения. 1.Внешняя дифференциация. Она предполагает создание особых типов школ и классов: - школы, ориентированные на учащихся, имеющих специальные способности. Это школы-гимназии, лицеи, коррекционные школы разных типов. Внешняя дифференциация проявляется и в создании особых классов (ККО, КРО, профильных). 2. Внутренняя дифференциация. Она предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми особенностями. Необходимость внешней дифференциации до сих пор остается дискуссионным вопросом. Тогда как внутреннюю дифференциацию считают важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения. Процесс организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов: 1. Проведение диагностики. 2. Распределение учащихся по группам с учетом диагностики. 3. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий. 4. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока. 5. Диагностический контроль за результатами.
Содержание образования. Содержание образования – это определенный объем умений, знаний и навыков по конкретной дисциплине, который отобран из соответствующих областей на основании тех дидактических принципов, которые имеются. При помощи определенных источников информации и средств (технические и наглядные, учебные пособия) обучающимся передается отобранная информация. В компоненты содержания образования входят эмоционально-ценностные отношения, умения и навыки, накопленный творческий потенциал, знания. Существуют такие принципы, по которым формируется школьное образование: - доступность, которая определяется структурой учебных программ и планов, способом изложения в учебных книгах научных знаний, а также оптимальным количеством и порядком введения терминов и научных понятий; - соответствие уровню и возрастным возможностям школьников, которым предлагается для освоения та или иная система умений; - связь с жизнью, что является способом проверки действительности формируемых умений и изучаемых знание и как универсальное средство, которое подкрепляет школьное образование реальной практикой; - систематичность, которая предполагает рассмотрение формируемых умений и изучаемых знаний в системе и построении всех курсов обучения как систем, которые входят в общую систему человеческой культуры и друг в друга; - историзм, который означает в школьных курсах развитие одной или другой отрасли науки, освещение деятельности гениальных ученых в связи с изучаемыми темами; - последовательность, которая заключается в планировании содержания, оно развивается по восходящей линии, все новые знания здесь способны опираться на предыдущее и вытекать из него; - научность, которая проявляется в соответствии с предлагаемыми для обучения в школе знаниями последних достижений культурного, социального и научного процесса; - гуманистичность, которая обеспечивает приоритет здоровья человека, общечеловеческих ценностей и свободного развития личности. Структура содержания образования сводится к следующему. Перенос знаний в новые ситуации, видение проблемы, определение новых способов решения, комбинирование новейшего из элементов известного – это опыт творческой деятельности. Эмоционально-ценностные отношения являются личностными и коммуникативными ориентирами. Умения и навыки – практические и интеллектуальные. Знания представляют собой информацию об окружающем мире, к ним относят факты, понятия и категории. Содержание образования представляет собой педагогически и социально ориентированные системы знаний, накопленного опыта эмоционально-ценностных отношений, накопленных знаний творческой деятельности, опыта деятельности.
При формировании содержания образования используют ряд документов: учебная программа, учебный план, учебник. Учебным планом называют государственный документ, который устанавливает для конкретных школ перечень изучаемых предметов, распределяет их по годам, указывает годовое и недельное количество времени, которое отводится на изучение каждого предмета. Тот план, по которому будет работать школа (содержание образования), выбирает совет школы. Учебная программа является государственным документом, который по каждому предмету определяет содержание ЗУН и обязательный объем, определяет содержание и структуру отдельных тем и разделов, распределяя их по годам обучения. Общеобразовательные программы направляют на то, чтобы сформировать общую культуру личности, адаптировать ее в обществе, создать основу для освоения и выбора профессиональных общеобразовательных программ. Содержание образования состоит из программам полного (среднего) общего образования, основного, начального, дошкольного, их относят к общеобразовательным
14. Государственный стандарт общего образования. Его содержание и структура. Образовательная программа. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения. Новая структура Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) утверждена Федеральным законом. Теперь ФГОС должны включать 3 вида требований: 1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; учебно-методическому и информационному обеспечению, нормативно-методическому обеспечению системы оценки качества освоения обучающимися OПОП (фонд оценочных средств для проведения промежуточной и итоговой аттестации) 3) требования к результатам освоения основных образовательных программ, в том числе требования к результатам обучающихся: • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. • метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Стандартом устанавливаются взаимосвязанные требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Это позволяет: одновременно предусмотреть как результаты общего образования, так и наиболее общие (рамочные) черты современного образовательного процесса, а также условия его осуществления; обозначить условия эффективного нормативного правового регулирования общего образования; превратить стандарт в важнейшее средство обеспечения системного развития общего образования.
15. Учебный план, учебные программы, учебники, учебно-методические комплексы. Учебно-методический комплекс (УМК) –это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех обучающихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности. Учебно-методический комплекс следует рассматривать как систему, части которой находятся во взаимосвязи.
Таким образом, УМК – это система, все компоненты которой образуют единое целое и взаимодействуют для достижения цели образовательной программы. Всю совокупность компонентов УМК можно разбить на четыре составляющих: 1. Образовательную программу как ключевой документ, на основе которого разрабатывается УМК. 2. Учебные и методические пособия для педагога и обучающихся. Реализация дополнительной образовательной программы невозможна без использования раздаточного материала, дидактических, информационных и справочных материалов, тематических методических пособий, конспектов занятий, научной, специальной и методической литературы, задач и заданий, решаемых по образцу, задач и заданий творческого характера, и т.п. Все перечисленные материалы могут быть записаны: · на современных носителях информации (магнитные и лазерные диски, видеоплёнки и т.п.; · на традиционных (печатные материалы). 3. Систему средств обучения. Данный компонент составляют пособия, ориентированные на поддержку освоения содержания дополнительной образовательной программы. Средства, предназначенные для поддержки изучения теоретического материала, условно можно разбить традиционные и современные. К традиционным относят печатные пособия – таблицы, плакаты, картины, фотографии, а также раздаточный материал – дидактические карточки, диафильмы, кинофильмы, звукозаписи. К современным относят видеофильмы, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства. 4. Систему средств научной организации труда педагога и обучающихся, можно представить в виде материалов по следующим направлениям: · материалы по индивидуальному сопровождению развития обучающихся (методика психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей); · материалы по работе с детским коллективом (методики педагогической диагностики коллектива, игровые методики, сценарии коллективных мероприятий и дел). Проектирование УМК – это трудоёмкое и творческое дело, которое занимает довольно много времени. На первом этапе разработки УМК педагог анализирует конкретные задачи обучения, воспитания и развития обучающихся, характер и объём информации, подлежащей усвоению, исходный уровень подготовки обучающихся. Важно также проанализировать содержание учебного материала, разделить его на логические порции (информационные компоненты) и обосновать логику разработки для каждого компонента соответствующей методики. На втором этапе педагог приступает к разработке и созданию методических рекомендаций, подборке материалов по индивидуальному сопровождению развития обучающихся, разработке анкет, опросников, памяток для обучающихся и родителей, разработке сценариев массовых мероприятий и дел, игровых методик. На третьем этапе совершенствования и развития УМК педагог создаёт учебные и методические пособия, пакет материалов, обеспечивающих индивидуальную поддержку обучающемуся в освоении образовательной программы, его социальном и профессиональном определении. Каждый педагог вправе подойти к составлению УМК творчески, разработать его содержание по своему усмотрению, в соответствии с уровнем подготовки обучающихся и их образовательных потребностей. УМК может быть разработан отдельным педагогом или коллективом педагогов в зависимости от специфики структурного подразделения (студия, клуб) и вида дополнительной образовательной программы. УМК предназначен для решения полного круга задач, которые возникают в рамках образовательного процесса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|