Политико-правовые основы деятельности Правительства Республики Беларусь
Стр 1 из 2Следующая ⇒
Legalitas regnōrum fundamentum - что в переводе с латыни означает: законность - основа государства, поэтому обратимся к основному закону страны - Конституции, а также закону о Совете Министров Республики Беларусь. глава, статья 106 Конституции гласит, что: «Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.» Именно таким образом, в максимально короткой и недусмысленной фор-ме, определен главный орган исполнительной власти Республики Беларусь, а также его взаимоотношения (подчиненность и равноправие) по отношению к остальным ключевым элементам структуры власти нашей страны. Первая статья «Закона о Совете Министров Республики Беларусь» гласит: «Совет Министров Республики Беларусь - Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.» Также, в каждой статье, определяющей полномочия Правительства по отношению к каждой из областей жизни и деятельности граждан Республики Беларусь, первым пунктом установлена функция: «обеспечение проведения единой государственной политики». С учетом вышеприведенных фрагментов законов, которые, на мой взгляд, обязательны для включения в данную контрольную работу, будет более детально рассмотрена политико-правовая основа деятельности Правительства Республики Беларусь.
Правительство занимает важное место в системе органов государственной власти. Оно является основным, центральным институтом управления государственными делами, поэтому ни одно государство не может обойтись без правительства. Совет Министров вступает в тесные взаимоотношения с другими органами власти, прежде всего, с Президентом и Парламентом. Следует учитывать особенности взаимоотношений Правительства и Президента. Президент определяет структуру Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства и его членов. Он обладает правом руководить Правительством, председательствуя на его заседаниях, отменять акты Правительства, его декреты и указы обязательны для исполнения Правительством. Правительство в своей деятельности подотчётно Президенту. В ряде случаев Правительство может строить отношения с Национальным собранием только с разрешения или согласия Президента. Так же Президент определяет идеологию во всех сферах деятельности Правительства. Всё вышесказанное свидетельствует о том, что белорусская модель конституционно-правового статуса Правительства тесно связана с конституционно-правовым статусом Президента. Правительство состоит из премьер-министра, его заместителей, министров, иногда и руководителей иных органов государственного управления. Правительство подотчетно президенту и ответственно перед парламентом. Руководит работой Совета Министров премьер-министр, назначаемый президентом с согласия Палаты представителей Национального собрания. Совет Министров наделен значительными полномочиями. В Законе полномочия разделены по областям и сферам деятельности Совета Министров. Такими областями и сферами являются: экономика, социально-культурная сфера, охрана окружающей среды, обеспечение законности и правопорядка, обеспечение национальной безопасности и обороноспособности государства, внешнеэкономическая деятельность, кадровая политика и иные направления полномочий.
Наиболее широкие полномочия предоставлены Совету Министров по вопросам экономики. Он имеет право и обязан обеспечивать проведение единой экономической, финансовой, денежно-кредитной политики, создание необходимых государственных резервов и их сохранение, развитие общегосударственной инфраструктуры (автомобильные дороги, сети связи, воздушные и железнодорожные линии, системообразующие линии электропередачи и т.д.), создание и функционирование системы стандартизации, метрологии и сертификации, формирование и проведение государственной политики в области охраны права промышленной собственности и т.д. Совет Министров наделен правом регулировать деятельность всех отраслей экономики республики, принимать меры по их развитию, разрабатывать прогнозы, концепции, государственные программы экономического и социального развития республики, другие программы и обеспечивать их реализацию, выступать от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью республики, организовывать управление государственной собственностью, устанавливать экономическую ответственность субъектов хозяйствования за нарушение порядка осуществления хозяйственной деятельности и т.п. В социально-культурной сфере Совет Министров уполномочен обеспечивать проведение единой государственной политики в области науки, здравоохранения, социальной защиты, создавать условия для поддержания установленного законодательством республики уровня социального обеспечения, принимать меры по обеспечению социальной защиты граждан, совершенствовать систему социальной защиты, принимать меры по развитию и укреплению сети государственных общеобразовательных, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, содействовать развитию физической культуры и спорта, осуществлять меры по развитию и улучшению работы учреждений культуры, архивных учреждений, обеспечивать охрану историко-культурного наследия и другое.
Под функциями Правительства понимается его деятельность как центрального органа государственного управления, которая детально обозначена в статье 106 Конституции Республики Беларусь, его системное взаимодействие с другими субъектами государственной власти и управления с целью активного воздействия на материальное и духовное развитие общества. Правительство разрабатывает основные направления внешней и внутренней политики, готовит законопроекты, руководит системой органов государственного управления, обеспечивает соблюдение законов и защиту конституционного строя, организует управление государственной собственностью и т.д. Таким образом Правительство и подчиненные ему органы исполнительной власти, являясь в современный период внепартийными, выступают посредниками между социальными интересами и действуют ради общего блага граждан в соответствии с функциями, возложенными на них Конституцией и другими законодательными актами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|