Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психотерапия при пограничных расстройствах и ЛР.




Начало работы – диагностика. Далее – обстоятельный анализ данных, анализ истории жизни. Псих-я пограничных всегда связана с обострением. Требуется длительная терапия, но такие пац-ты не всегда его выдерживают (т.к. большое напряжение). Могут возникнуть суицидальные попытки т.к. энергия возвращается в самую больную точку. Возможно привлечение психиатра как побочную фигуру, использование комбинированного медикаментозного лечения. Пограничные р-ва часто сопряжены с ЛР.

37. Структура личности и особенности самосознания пациента с пограничными личностными расстройствами.

Пограничные личностные расстройства (ПЛР)(круг Кернберга) - характеризуются диффузной идентичностью, наличием особых механизмов защиты (идеализация, расщепление, отрицание…), временным нарушением тестированием реальности (н\р в момент стресса).

Выделяют некоторые патогномонические признаки:

1. Специфические переживания пустоты и скуки (без депрессии, отсутствие интереса, пустота внутри)

2. Самоповреждающее поведение – любые способы нанесения себе ущерба (физич-го и морального). Это для того, чтобы почувствовать боль. Если в депрессии – чтобы наказать себя, пограничный – чтобы хоть что-то почувствовать, ощутить себя в этой реальности.

3. Суицидальное, парасуицидальное поведение – может повредить жизни на подсознательном уровне, отсутствие осторожности за свою жизнь, бессознательное стремление к смерти (н\р наркомания).

4. Интенсивная импульсивность во всех сферах жизни. Проявляется в эмоц-й неустойчивости, колебании настроения, в течении короткого времени.

5. Полное отсутствие контроля над гневом – гнев застигает врасплох, остается только подчиняться ему.

6. Бурные, неустойчивые межличностные отношения в которых есть постоянное колебание от обесценивания до идеализации партнера.

7. Непереносимость одиночества. Нет внутренней стабильности. Все чувства существуют только пока высказываются. Никого нет Þ никто не говорит Þ неизвестность.

8. Неустойчивость, диффузия идентичности (н\р нечетко осознает свой пол. Это можно видеть в проективных методиках рисунок человека)

9. Эпизодические, связанные со стрессом реакции диссоциации (переживание себя от самого себя) или параноидальные.

38. Возможности невербальных методов в психодиагностике и психотерапии.

Невербальный материал м.б. осмысленным (геометрич-я фигура, рисунки, фотографии, предметы и т.д.) и невербальным бессмысленным (необычные геометрические фигуры, чернильные пятна).

Невербальные тесты: это тип м-к, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений). Они включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкции, само же выполнение этих заданий опирается на перцептивные, психомоторные функции. Самым известным невербальным тестом являются Прогрессивные матрицы Равенна. НТ уменьшают влияние языковых и культурных различий на результат обследования. Они облегчают процедуру обследования испыт-го с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. НТ широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.

39. Синдромы мозговой несформированности у детей. Краткая х-ка. Пути коррекции.

40. Саноцентристское определение здоровья (устав ВОЗ).

З.- состояние полного телесного, псих. и социального благополучия, а б.- нарушение адаптационных возможностей. С этими терминами связанны норма и патология (виды: отклонения - в псих. ф-циях; девиации - в детстве и отрочестве; аномалии - для патологии отклонения отд. псих. функций).

ВОЗ определяет здоровье как «состояние полного благополучия — физического, душевного и социального».

Здоровье понимается прежде всего как отсутствие болезни, следовательно, отсутствие отклонений в биологических структурах или процессах в организме. Согласно Парсонсу (Parsons, 1976. S. 71), здоровье можно в конечном итоге «...определить как состояние оптимальной работоспособности индивида в смысле эффективного исполнения ролей и задач, соответствующих его социальному статусу». Таким образом, здоровым является работоспособный человек, который оптимально соответствует «нормальным» ролевым ожиданиям и который в состоянии справиться с повседневными требованиями (Becker, 1995), в результате чего нет нужды приписывать ему особую роль больного. Здоровье, следовательно, тоже можно рассматривать исходя из трех разных перспектив: здоровье, хорошее самочувствие, роль здорового. Понятие «болезнь» используется для характеристики только таких состояний, которые уже не выглядят нормальными, а потому нуждаются в особом объяснении. Это могут быть уже заметные или тревожные изменения в самочувствии (в первую очередь боли), в поведении и работоспособности какого-то человека, которые не характерны для него обычно. Используя понятие «болезнь», мы объясняем такие изменения: они являются следствием каких-либо (предполагаемых) изменений в самом человеке, как правило, в его организме. Это соответствует субъективному впечатлению человека, который и сам называет себя больным. Более точное обозначение этого субъективного состояния — плохое самочувствие; болезнью же можно назвать то, что индивид «имеет на самом деле», а именно конкретное изменение в нем самом. Кроме психологического («плохое самочувствие») и телесно-биологического аспектов («болезнь») существует еще социальный аспект: изменившееся поведение больного («больное поведение») становится очевидным для окружающих и тем самым оно превращается в социальное явление.

41. Ресурсы здоровья в профессиональной д-сти ч-ка.

42. Ресурсы здоровья в семейной ситуации ч-ка.

43. Ресурсы здоровья в сфере коммуникативной жизни ч-ка.

44. Психология телесности. Телесноориентированная терапия.

Согласно мнению сторонников телесной терапии, даже если вы намеренно и сознательно не боретесь со стрессовой ситуацией, на нее, тем не менее, отреагирует ваше тело. Переживания отражаются в том, как люди двигаются, дышат, управляют своими мышцами, а также в болезнях, которыми они страдают. Более того, септические язвы, высокое кровяное давление и другие соматические недуги, по крайней мере частично, обусловлены длительным стрессом.

Телесные терапевты пытаются преодолеть барьер между психическим и физическим, подчеркивая значение интеграции тела и разума. Телесные терапевты, делают акцент на знакомстве с телом, подразумевающем расширение сферы осознания индивидуумом глубоких организмических ощущений, исследование того, как потребности, желания и чувства кодируются в разных телесных состояниях, и обучение реалистичному разрешению конфликтов в этой области.
Такие разновидности телесной терапии, как биоэнергетика, метод Фельденкрайса, метод Александера, структурная интеграция (рольфинг) и первичная терапия, исторически связаны с терапевтическими методами Вильгельма Райха.(см.в.13)

Понятие энергии имеет решающее значение для телесной терапии. В биоэнергетике тело изучается через его энергетические процессы, и описывается "биоэлектрический океан" химического и электрического обмена. Для участников группы оптимальное отношение к телу означает развитие спонтанного течения энергии, охватывающего весь организм от кожной периферии до процессов метаболизма. Все, что нарушает течение энергии в любой части тела, воздействует на человеческое чувство удовольствия и целостности. Согласно Коуэну, невротики не могут управлять возбуждением и минимально толерантны к боли и удовольствию. Они расходуют большую часть своей энергии на включение механизмов психологической защиты, направленных на то, чтобы избавиться от травмирующих личность мыслей, чувств, внешних событий. Телесные терапевты утверждают, что свободно текущая естественная жизненная энергия (для ее обозначения Райх придумал термин "оргонная энергия") является основой функционирования здоровой личности. Эта энергия, накапливаемая в результате потребления пищи, жидкости и кислорода, непрерывно течет по телу здорового человека. Избыток энергии, согласно Райху, рассматривается как сексуальное напряжение, для снятия которого необходим телесный оргазм. Невротические индивидуумы направляют энергию на поддержание мышечного напряжения и этим подавляют свою сексуальность. Лоуэн в развитии понятия "энергия" не пошел дальше предположения о том, что некий вид жизненной энергии, называемый "биоэнергия", включен во все жизненные процессы, в том числе в движение, мышление и чувства Представляется, что некоторые люди, особенно депрессивные и замкнутые, обладают небольшим уровнем энергии. Стандартной процедурой при работе с депрессивными клиентами является попытка повысить их энергетический уровень, что предусматривает организацию режима питания и сна.
Биоэнергетические методы имеют целью облегчение самовыражения посредством мобилизации энергии тела и возвращения людей к их первичной природе. Первичная природа человека - это состояние искреннего удовольствия, которое возникает, например, при детском любопытстве и изумлении. Удовольствие - это свобода телодвижения и свобода от мышечного напряжения.. Практики телесной терапии утверждают, что межличностная отчужденность обусловлена именно отчуждением от собственного тела Наряду с понятием энергии основным понятием телесной терапии является мышечная броня. Под броней Райх подразумевал хроническое мышечное напряжение, изолирующее человека от неприятных эмоций. Когда мышцы напрягаются, чувства притупляются, другими словами, "мышечная броня" мешает течению оргонной энергии вверх и вниз по телу. Между хроническими энергетическими блокировками на физическом уровне и подавляемыми эмоциями на психологическом уровне существует сложное соединение физических и психических параметров Мышечное напряжение связано с различного рода ситуациями и травмами, переживаемыми индивидуумами в процессе их развития. Но так как ригидность характера заключена в теле, в "броне", эффективнее ослабить "броню", чем пытаться изменить невротические черты характера - например, с помощью психоаналитически ориентированной терапии. Общая биоэнергетическая модель предполагает, что чувства и импульсы, выражению которых препятствует страх, видоизменяются, подавляются или скрываются, приводя к телесной ригидности, энергетическому распаду и изменениям. Лоуэн описал пять типов характера, названия которых отражают психоаналитическую подоплеку его взглядов. В основу своей классификации Лоуэн положил принимаемые индивидуумами защитные позы тела, помогающие выявить проблемы подвижности. Обычно членам группы присущи различные комбинации типов характера: шизоидный, оральный, психопатический, мазохистический, ригидный.

Структура шизоидного характера предполагает наличие такой важной проблемы как признание своего существования самим человеком, невозможность разрешить себе просто быть.

Чертами орального характера являются слабое чувств о независимости, стремление держаться за других, пониженная агрессивность и внутренняя потребность в поддержке, помощи и заботе. Эта тенденция может быть скрыта за преувеличенной позой независимости.

Потребностью личности с психопатическим характером является желание доминировать и контролировать других. В этом контексте страх падения является страхом неудачи, страхом потерять контроль над положением дел, быть некомпетентным, незначимым и неуважаемым для окружающих (литературные прототипы - мачехи в разных сказках)

Структура мазохистского характера описывает человека, который страдает, жалуется, но ничего не делает из-за страха, что неизвестное будущее может быть хуже настоящего. Покорность является основной тенденцией этого типа. Страх падения в этом контексте тесно связан с желанием "быть хорошим". Человек готов оставаться в не выгодном положении, терпеть, лишь бы окружающие относились к нему доброжелательно (литературные прототипы - Старик из "Сказки о Рыбаке и Рыбке", Золушка).

Особенностью структуры ригидного характера является тенденция этих индивидов держать себя несгибаемо, с гордостью. Голова держится высоко, позвоночник прямой. Этот характер боится уступить, приравнивая это к подчинению или падению (литературные прототипы - Трусливый Лев из "Волшебника Изумрудного Города", Чудище из "Аленького цветочка")

Метод Фельденкрайса имеет целью формирование лучших телесных привычек, восстановление естественной грации и свободы движений, утверждение образа "Я", расширение самосознания и развитие возможностей человека. Фельденкрайс не занимается эмоциональными источниками наибольших физических напряжений. Утверждает, что деформированные паттерны мышечных движений приобретают застойный характер, становятся привычками, действующими вне сознания. При плохой позе мышцы берут на себя часть работы скелетной структуры. Внимательно относясь к мышечным движениям, включенным в произвольные действия, мы начинаем распознавать мышечные усилия, которые обычно скрыты от сознания.

Метод Александера - утверждал, что человеческий организм есть единое целое и деформация одного компонента негативно влияет на все тело. Привычка определяет функционирование. Привычка - характерный способ реагирования человека на все, что он делает. Привычки закрепляются их постоянным использованием, и привычные телесные позы человека не обязательно будут правильными. Метод Александера направлен на исследование привычных телесных поз и их улучшение, помогает участнику создать правильные взаимоотношения частей тела. Александер указывал, что при правильной телесной позе голова должна вести тело, спина - быть свободной от аномальных изгибов и давления, а поддерживающие скелетную основу мышцы должны находиться в динамическом равновесии.

Первичная терапия, (создание- психолог Артур Янов). По Янову, главной причиной невротического поведения являются заблокированные, болезненные эмоции, и единственным лечением может служить повторное переживание этих негативных чувств. Теория первичной терапии предполагает, что, когда не удовлетворяются такие потребности человека, как чувство голода, тепла, а также потребность в разрешении, стимулировании, поддержании и развитии его возможностей, накапливаются фрустрация и обида, которую скрывают пласты физического и психического напряжения. Эту психическую травму Янов назвал "первичной болью". Люди часто находят такой выход напряжению, при котором могут полностью не осознавать болезненных чувств. Этим выходом является неизменно симптоматичное, саморазрушающее поведение, которое служит средством сведения тревоги до минимума. Человек должен пережить всю полноту первоначальной боли и связать текущее переживание с ранними воспоминаниями. Первичная терапия объединяет ассоциативные цепи воспоминаний из далекого прошлого с мобилизацией метаболического энергетического потока в настоящем, используя словесную конфронтацию и дыхательные методики.

45. Возможности саморегуляции в поддержании собственного здоровья.

См.в47 + аутогенная тренировка, техники НЛП ит.д.

46. Психодиагностика в работе клинического психолога.

В Ψ не существует диагноз. Диагностика проводится если 1. если есть болезни, протекающие в сжатой форме (не все симптомы видны).2. не типичное заболевание. 3. больной в состоянии ремиссии. М.б. проведена 1) дифференциальная диагностика. 2) Топическая диагностика (неврология, нейропсихологическая – в клиниках).3) Функциональная диагностика: не выявляет поражений мозга при неврологич. И нейропсихич. диагностике. Только минимальные нарушения функций мозга, выявление сохранных ф-ций, описание их в анализе. 4)Индивидуально-личностная диагностика: при составлении Ψ портрета испытуемого сопоставляются результаты наблюдения до и во время работы с рез-ми по методикам.

1.Сначала собираются данные (анамнез), сюда входят пол, возраст, образование, семейное положение. 2. Данные о семье, где рос: кол-во детей в родит. семье, какой по счету ребенок, какие отношения были в семье, интересы, хобби, значимые события с момента рождения (и + и-), травмы, м.б. длительная госпитализация. 3. Выдвигается гипотеза: какие предполагается увидеть личностные хар-ки, самооценка, мотивация достижения, на сколько обучаем. 4. Поведенческий портрет: особенности внешнего вида, поза, раскован - зажат, мимика, позиция общения, поведение по отношению к себе и т.д.

Фиксация наблюдения ведется на протяжении всего исследования.

Психодиагностическое обследование (пдо) – деятельность психолога, конечным результатом которой является психологический диагноз. Выделяют три основных этапа: сбор данных в соответствии с задачей исследования; переработка и интерпретация полученных данных; вынесение решения (диагноз или прогноз).

Сбору данных с помощью психодиагност-их методик (тестов) должен предшествовать период ознакомления с нек-ым комплексом объективной и субъективной информации об обследуемом (н\р история болезни, заключения других специалистов и т.д). с этой целью м.б. использованы и опросники-анкеты. Важно предварительное изучение обследуемого. Этим создается основной фон пдо., намечаются элементы рабочей картины личности, необходимые для диагноза и прогноза. Пдо всегда система взаимодействия экспериментатор – обследуемый, необходимо учитывать влияние различных переменных, включенных в хту систему (ситуационные переменные, к которым в первую очередь относятся психодиагностические ситуации, переменные цели обследования и задания, переменные исследователя и обследуемого). При выборе психод-их методик следует руководствоваться сведениями об их надежности и валидности по отношению к диагностической задаче. Этап сбора данных завершается представлением полученных результатов в виде, который задан типом методики (построение профиля личности, перевод сырых баллов в стандартные величины, расчет коэффициента интеллекта.).

В процессе переработки и интерпретации диагностических данных традиционно выделяют два пути: клинический и статистический. Клинический ориентирован на опыт исследователя, интуицию, его особенность – доверие к субъективному суждению. Статистический подход предусматривает учет объективных (количественных) показателей, их статистическую обработку в виде, н\р уравнения регрессии. Вопрос об эффективности этих подходов не м.б. решен альтернативно. в полноценном пдо необходимо гармоничное сочетание клинического и статистического подходов, а не их противопоставление.

47. Эмоциональный стресс и психическая саморегуляция.

Стресс – это состояние психофизиологического напряжения, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики. Понятие "стресс" введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. Различается эустресс – нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. В обыденном сознании закрепилось в основном второе представление о стрессе. Таким образом, стресс – это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Стресс могут вызывать и личностные факторы.

Основное "тело" стресса составляют совокупность фрустрации, тревоги и их взаимосвязь с аллопсихической и интрапсихической адаптациями.

Среди признаков стрессового напряжения выделяются: невозможность сосредоточиться; частые ошибки в работе; ухудшение памяти; частое возникновение чувства усталости; быстрая речь; мысли часто улетучиваются; довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка); повышенная возбудимость; работа не доставляет прежней радости; потеря чувства юмора; резкое возрастание количества выкуриваемых сигарет; пристрастие к алкогольным напиткам; постоянное ощущение недоедания или пропадание аппетита; невозможность вовремя закончить работу.

Способность реагировать на интенсивные внешние раздражители определяется индивидуально-психологическими особенностями конкретной личности: психофизиологической конституцией, чувствительностью к воздействиям (сензитивностью), особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Чтобы внешние воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у личности таких качеств, как самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д.

Стресс – это эмоциональное напряжение. Нагрузка на психику, которые испытывает человек в результате внешних воздействий. Стресс не является причиной нашего болезненного состояния, это и есть само состояние, а причину, вызывающую стресс, психологи называют стрессор. Стресс – явление индивидуальное, и мы сами довольно легко приводим себя в это состояние. Возможные психологические последствия стресса

· ТРЕВОГА

· чувство, что должно произойти что-то плохое

· постоянное беспричинное беспокойство и нервозность

· неспособность расслабиться

· ДЕПРЕССИЯ

· чувство бессилия или беспомощности

· сонливость

· ослабление памяти и внимания

Механизмы преодоления этого состояния индивидуальны и зависят от конкретной ситуации: Во-первых, это методика, направленная непосредственно на устранения причин стресса. Имеется в виду проблемно-ориентированная стратегия длительного действия, изменяющая либо ситуацию, либо самого человека. Вы находите причину стресса и устраняете ее. Этот метод применим лишь в том случае, когда вы точно осознаете причины, вызвавшие стресс, хотите их устранить и вас не устраивает быстрое, но временное решение проблемы, или же вы чувствуете приближение стрессового состояния и хотите себя соответствующим образом подготовить.

Во-вторых, существуют так называемые быстрые методы, которые способны ненадолго облегчить сложившуюся ситуацию. В таком случае вы пытаетесь снизить уровень уже наступивших стрессовых реакций и стремитесь избежать усиления их. Эти методы применимы тогда, когда вы не можете (в силу тех или иных обстоятельств) устранить причину, вызвавшую стресс.

Работа по саморегуляции для психолога необходима, возможно, в гораздо большей степени, чем для многих других профессий. Она затрагивает четыре основные сферы:

1) Эмоциональные процессы

2) Интроцепцию – телесные процессы и ощущения.

3) Когнитивные процессы

4) Поведенческую сферу.

Психологу необходимо работать со всеми сферами. Существует большое количество техник в различных направлениях психологии и телесно - ориентированной терапии, с помощью которых возможно снятие напряжения, негативных эмоций и ощущений. Необходимы экстереоризация – вывод внутреннего во вне (эмоции, самооценка, телесные ощущения), децентрация – смещение внимания с себя на что-либо (например на животных), кроме того существуют многочисленные техники релаксации.

48. Основные подходы и психокоррекция в поведенческой психологии.

Поведенческая терапия – метод сложившийся в США. Основан на принципах бихевиоризма. Психические и эмоциональные расстройства рассматриваются при этом как нарушение адаптации индивида к существующим условиям. Задача П,Т,- формирование привычек, облегчающих конформное приспособление ч-ка к действительности. Разница м\у нормальным и ненормальным поведением определяется лишь степенью приспособленности индивида к среде. Поэтому любое несогласие с социальными условиями и любые действия протеста против них также трактуются как ненормальность, требующая, подобно неврозам, исправления методами терапии. П,Т, представляет собой реакционное по своей сущности направление. В настоящее время понятие П,Т, все чаще заменяется понятием модификация поведения.

Поведенческая терапия /behavior therapy/ (от греч. theraрeia – лечение) — поведенческая терапия, будучи видом специфического научения, опирается на принципы классического и оперантного обусловливания, при учете данных социальной психологии и психологии развития. В дальнейшем принципы поведенческой терапии разрабатывались Х. Айзенком, Дж. Вольпе, А. Бандурой и др. Невротическое поведение рассматривает как выученное поведение.
Невротическое поведение является псевдоадаптивным. Симптом основан на неправильном научении. Симптоматика связана с индивидуальным особенностями обусловливания, вегетативной лабильности, а также случайными условиями окружающей среды. Излечение опирается на актуальные привычки, и обращение к истории в большинстве случаев излишне. Исцеление наступает, когда устраняются симптомы, т.е. при погашении неадаптивных и формировании желательных условных реакций. исцеление симптома ведет к существенным улучшениям, т.к. на этой основе происходит также угашение вегетативных и двигательных рефлексов. Связи с личностью терапевта могут выступать дополнительным благоприятным фактором, но они не являются принципиальными.

49. Основные походы и психокоррекция в гуманистической психологии.

Гуманистическая психология. Основоположник гуманистической психологии Э.Фромм утверждал, что человек обладает особыми потребностями, которые отсутствуют у животных и которые должны быть удовлетворены, чтобы человек был душевно здоров.

Гуманистическая психология возникла как естественное развитие взглядов Адлера, Хорни и Салливана на роль социокультурных факторов в психической деятельности. К 1960-м годам среди представителей этой школы были такие влиятельные психологи, как К.Роджерс, Э.Маслоу и Г.Олпорт. Гуманистическая психология настаивает прежде всего на важности самоактуализации (т.е. удовлетворения присущей индивиду потребности в выявлении и развитии собственно человеческих личностных черт) как условия становления личности. Другой важный принцип – необходимость анализа личности как целого (холизм). Гуманистические психологи отрицают редукционизм, т.е. описание собственно человеческих свойств на языке естественных наук (используемый ими пример – сведение любви к «сексуальной химии» или к биологическим инстинктам).

Согласно Г.П., устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Олпорт), в особенности творческих (Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального Я (Роджерс). Центральная роль отводится при этом мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала чел-го Я, целостность и силу переживания к-го призвана поддержать особая форма психотерапии. Роджерс назвал ее терапией, центрированной на клиенте, что означало трактовку индивида, обращающегося за помощью к психотерапевту, не как пациента, а как клиента, к-й сам берет на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт же выполняет только функцию консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, в к-й клиенту легче организовать свой внутренний «феноменальный» мир и достигнуть целостности собственной личности. Понять смысл ее существования (экзистенции). Выражая протест против концепций, игнорирующих специфически чел-ое в личности, Г.П., неадекватно и односторонне представляет последнюю, поскольку не признает обусловленность ее социально-историческими факторами.

Терапия – это обретение клиентом свободы расти и развиваться. Опора на чувства, в меньшей степени – на интеллектуальное осознание ситуации; занимается непосредственно ситуацией, а не прошлым человека. Предпочтение отдается термину “клиент”, а не “пациент”, так как пациент – больной человек. Здесь есть равенство клиента и терапевта, которое исключается в случае пациент – врач. Психотерапия – реализация существующих у потенциального клиента способностей, а не искусная манипуляция более или мене пассивной личностью. Клиент здесь способен понимать свои собственные трудности и проблемы, продолжает направлять процесс. Формировать цели терапии, инициирует изменение поведения, которые хочет.

Ключи к исцелению находятся у клиента, терапевт должен обладать определенными личными качествами, чтобы оказать клиенту помощь в том, как научиться использовать эти ключи. Терапевт сам должен обрести личность, а не играть роль. Он предлагает клиенту отношения, в которых можно проверить и испытать собственную реальность. Для этого терапевт должен быть в состоянии все время видеть самоактуализирующуюся сущность клиента, а не его деструктивное, агрессивное или оскорбительное поведение. Необусловленное позитивное внимание должно включать “эмпатическое понимание” Необходимо, чтобы клиент воспринимал терапевта поверх своих искажений, защит и предчувствий угрозы.

50. Основные подходы к психокоррекции в психоанализе.

Психоанализ – совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий ч-ка, обусловленных неосознаваемыми мотивами. Основатель – Фрейд.

Психоаналитическая терапия — осво­бождение человека от его невротических симптомов, запре­тов и аномалий характера. Есть три фактора, которые, являются решающими для успеха или неудачи аналитического лечения — воздействия травм, конституциональные силы инстинктов и искажения Эго. Ин­стинкт приводится в полную гармонию с Эго, становится доступным для влияний со стороны других склонностей Эго и больше не ищет своего независимого пути к удовлетворе­нию. Ночные сновидения реагируют на установку ко сну, принятую Эго, пробуждением инстинктивных потреб­ностей.

Терапевтический результат зависит от осознания того, что вытеснено, в широком смысле слова, в Ид. Терапевтом подготавли­вается путь этому осознанию интерпретациями и конструкци­ями, но он интерпретирует только для себя, а не для па­циента, до тех пор, пока Эго держится за свои прежние защиты и не отказывается от сопротивлений. Аналитик узнает их более легко, чем спрятанный материал Ид. Но, тем не менее, идет отказ раскрытию сопротивле­ний. Во время работы над сопротивлением Эго уклоняется (с большей или меньшей серьезностью) от соблюдения соглашений, на которых осно­вана аналитическая ситуация. Эго перестает поддерживать усилия по раскрытию Ид; оно противостоит им, не подчиняется основному правилу анализа и препятствует вы­ходу дальнейших производных вытесненного на поверхность.. Если аналитик пытается объяснить пациенту одно из искажений, которые тот делает в защитных целях, и скорректировать его, он обнаруживает, что пациент не понимает его и не доступен словесной аргументации. Таким образом, мы видим, что существует сопро­тивление раскрытию сопротивлений, возникает “искажения Эго”, если под этим понимать искажения вымышленного нормаль­ного Эго, которое гарантирует неколебимую преданность аналитической работе. Исход ана­литического лечения в основном зависит от силы и глубины тех сопротивлений, которые создают искажения Эго, Среди факторов, которые влияют на перспективы ана­литического лечения и вносят вклад в его затруднения и сопротивления, следует упомянуть и индивидуальность аналитика. Аналитики — это люди, выучившиеся практиковать оп­ределенное искусство; наряду с этим они остаются такими же людьми, как и все. Кроме того, от аналитика ожидается достаточная степень психической нормаль­ности и упорядоченности как элемента его квалификации, он должен обладать каким-то превосход­ством, чтобы в определенных аналитических ситуациях вы­ступать как пример для пациента, а в других — как учитель. Психоаналитичес­кие взаимоотношения основаны на любви к истине — то есть на признании реальности — и это исключает любой вид при­творства или обмана.

Среди известных ученых, тех, кто развивал психоаналитически ориентированную групповую психотерапевтическую практику, можно назвать Самьюэля Славсона и Александра Вольфа. Славсон объединил групповой подход, прогрессивное обучение и психоанализ в так называемые "деятельные группы", где детей поощряли проигрывать свои конфликты в условиях группы. Вольф применял в групповых условиях такие традиционные психоаналитические методы, как интерпретация сновидений, свободные ассоциации. Однако психоаналитическая групповая модель не будет рассматриваться, так как она требует специальной подготовки в ортодоксальной психоаналитической теории и практике. Как мы увидим, психокоррекционные группы находят все более широкое применение и имеют иные цели, нежели традиционная фрейдистская групповая психотерапия.

 

51. Основные подходы к модификации поведения в отечественной психологической школе.

52. Основные теоретические подходы к групповой психотерапии.

В Соединенных Штатах Америки первоначально ориентация на групповую терапию называлась "репрессивно-вдохновляющей", и она доминировала в начале XX столетия Одним из первых специалистов, практиковавших этот подход, был Джозеф Пратт, бостонский врач-интерн, лечивший больных туберкулезом, которые не могли себе позволить пребывание в стационаре. Пратт собирал больных в группы, рассказывая им о гигиене, необходимости отдыха, свежего воздуха и хорошей пищи. Его пациенты вели дневники, свидетельствовавшие о положительных сдвигах в болезни, формировании способности к групповому сплочению и заботе друг о друге. В 1930 г. он пришел к убеждению, что в психотерапии главная роль принадлежит группе, ее воздействие сводится к эффективному влиянию одного человека на другого, и разработал методику групповой терапии для людей, не имевших соматических нарушений.

На развитие психологии и психотерапии в Соединенных Штатах оказали теория и практика психоанализа. Хотя Фрейд сам не особенно симпатизировал групповой психотерапии, его ближайший ученик Альфред Адлер попытался применить методы индивидуальной терапии для охвата большого количества людей. Адлер стремился к лечению людей из рабочего класса, основав центры групповых занятий. Вообще раннюю историю движения групповой психотерапии можно рассматривать как американское явление (Mullan & Rosenbaum, 1962). Последователи Фрейда Луис Уэндер (1929) и Пауль Шильдер (1934) первыми использовали психоаналитическое лечение в условиях группы. Тригант Барроу применил термин групповой анализ еще в 1925 г. После нескольких лет практической работы Барроу разочаровался в психоанализе, убедившись в том, что для понимания людей надо изучать те социальные группы, к которым они принадлежат. Среди известных ученых, тех, кто развивал психоаналитически ориентированную групповую психотерапевтическую практику, можно назвать Самьюэля Славсона и Александра Вольфа. Славсон объединил групповой подход, прогрессивное обучение и психоанализ в так называемые "деятельные группы", где детей поощряли проигрывать свои конфликты в условиях группы. Вольф применял в групповых условиях такие традиционные психоаналитические методы, как интерпретация сновидений, свободные ассоциации. Однако психокоррекционные группы находят все более широкое применение и имеют иные цели, нежели традиционная фрейдистская групповая психотерапия. Психоаналитически ориентированные практики, проводящие индивидуальную терапию в групповых условиях, в значительной мере не учитывают влияния группы и не принимают во внимание релевантность данных литературы по исследованиям групповой динамики. Они утверждают, что психотерапевтическая группа - это не лабораторная группа р

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...