Самостоятельная работа студента
Стр 1 из 2Следующая ⇒ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РАНХиГС) Факультет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Линейная алгебра
Автор: кандидат физико-математических наук, доцент, Поленова Т.М.
Направление: 080100.62«Экономика» Профиль: «Финансовый контроль и государственный аудит» Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР Форма обучения: очная
Москва 2013 г. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Учебная дисциплина «Линейная алгебра» относится к естественнонаучному и математическому циклу дисциплин Б2 подготовки студентов по направлению 080100.62 «Экономика». Изучение разделов дисциплины опираются на знания, полученные студентами в общеобразовательной школе по дисциплинам «Алгебра», «Геометрия». Дисциплина «Линейная алгебра» является базовой для последующего изучения учебных дисциплин: «Математический анализ», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Методы оптимальных решений», «Моделирование экономических процессов», «Количественные методы в экономике», «Исследование операций».
2. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основной целью учебной дисциплины «Линейная алгебра» являются формирование математической культуры, основных знаний, навыков и компетенций в области математики, необходимых для изучения последующих дисциплин образовательной программы и успешного осуществления профессиональной деятельности. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины студент должен: - знать определения, теоремы, подходы к решению задач из основных разделов высшей математики; - уметь применять методы линейной алгебры и моделирования экономических процессов; - владеть навыками научного анализа экономических проблем и процессов, навыками практического использования базовых знаний и методов математики и естественных наук.
Должны быть сформированы следующие компетенции: - Общекультурные: (ОК-1) - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
- Общепрофессиональные: (ПК-5) – способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-6) – способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Организационно-методичекие данные дисциплины
4.2. Тематический план дисциплины
Содержание тем дисциплины с указанием лабораторных и/или практических занятий при наличии Тема 1. Матрицы и определители. Определение и виды матриц. Векторы. Операции над матрицами. Определитель квадратной матрицы. Минор. Алгебраическое дополнение. Вычисление и свойства определителей. Элементарные преобразования строк и столбцов матрицы. Обратная матрица. Ранг матрицы. Практическое занятие 1. 1. Повторение определений основных понятий темы. 2. Даны матрицы A и B. а) Указать, какие из нижеприведенных операций выполнимы, и выполнить их. а) A + B; б) AT + B; в) A + B T; г) AT + B T. д) AB; е) ATB; ж) AB T; з) BAT. 3. Решить задачи [Л1[1], с.60, 64]: 1.17, 1.20, 1.23; 1.40, 1.43 4. Найти определитель матрицы Практическое занятие 2. 1. Повторение определений основных понятий темы. 2. Решить задачи [Л1, с.65, 68]: 1.51; 1.62 3. Найти матрицу, обратную матрице С, если она существует (см. п. 4 занятия 1). 4. Найти ранг матриц
5. Решить задачи [Л1, с.70-71]: 1.71; 1.73; 1.79 Практическое занятие 3. 1. Повторение определений основных понятий темы. 2. Найти значение многочлена f(x) от матрицы А [Л1, с.61]: 1.35 3. Решить задачи с экономическим содержанием [Л1, с.72-77]: 1.88; 1.89; 1.90;1.91 Тема 2.Системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ). Запись и решение СЛАУ в матричном виде. Формулы Крамера. Теорема Кронекера-Капелли о разрешимости системы. Решение СЛАУ и вычисление обратной матрицы методом Гаусса. Системы линейных однородных уравнений; свойства, фундаментальное решение. Общее решение системы линейных алгебраических уравнений; свободные неизвестные, базисные решения. Модель Леонтьева - модель многоотраслевой экономики.
Практическое занятие 1. 1. Повторение определений основных понятий темы. 2. Решить задачи [Л1, с. 108]: 2.14, 2.19, 2.22 3. Решить системы уравнений методом Гаусса а) 4. Решить задачу 2.46 [Л1, с. 115]: Практическое занятие 2. 1. Повторение определений основных понятий темы. 2. Решить задачи [Л1, с. 108, 115]: 2.26, 2.47; 3. Найти базисные и общее решения системы уравнений из задач [Л1, с. 115-116]. 2.52, 2.54. Практическое занятие 3. 1. Повторение определений основных понятий темы. 2. Решить системы уравнений, найти все базисные решения [Л1, с.116]: 2.56; 2.58 3. Найти фундаментальные системы решений систем линейных уравнений [Л1, с.116-117]: 2.60; 2.62; 2.64 4. Решить задачи[Л1, с.117-119]: 2.67; 2.69. Тема 3. Линейные пространства и преобразования. Векторы на плоскости и в трехмерном пространстве. Определение и примеры линейного пространства. Линейная зависимость и независимость векторов. Базис. Координаты. Размерность. Скалярное произведение. Ортонормированный базис. Евклидовы пространства. Линейные преобразования (операторы). Способы нахождения матрицы линейного преобразования.Ранг и дефект линейного преобразования. Практическое занятие 1. 1. Повторение определений основных понятий темы. 2. Доказать, что множество двухмерных геометрических векторов с заданными на нем операциями сложения и умножения на число образует линейное пространство. 3. Решить задачи [Л1, с. 165-166]: 3.50, 3.53, 3.56, 3.58, 3.61 4. Найти косинус угла между векторами x и y, принадлежащими трехмерному евклидову пространству с ортонормированным базисом. а) 5. Решить задачи [Л1, с. 158-159]: 3.20, 3.26 Практическое занятие 2. 1. Повторение определений основных понятий темы. 2. Решить задачи [Л1,с.158,с.159,с.166, с. 168-169]:
3.20, 3.26, 3.65, 3.71, 3.73, 3.78
вектор
Практическое занятие 3. 1. Повторение определений основных понятий темы. 2. Найти матрицу линейного преобразования, переводящего каждый вектор x двухмерного векторного пространства в вектор y по следующему алгоритму. а) симметричное отображение относительно прямой x1 = x2; б) поворот на 45° по часовой стрелке; в) симметричное отображение относительно прямой x1 = 0, а затем симметричное отображение относительно начала координат. 3. Решить задачи [Л1, с. 169]: 3.80; 3.82.
Тема 4 Комплексные числа. Собственные значения и векторы. Определение, геометрическая интерпретация и формы записи комплексных чисел. Операции над комплексными числами и их свойства. Возведение в степень и извлечение корня из комплексного числа. Собственные значения и собственные векторы матриц, свойства собственных векторов. Линейная модель обмена.
Практическое занятие 1. 1. Повторение определений основных понятий темы. 2. Решить задачи [Л1, с. 805-806]: 15.7, 15.8в, 15.12, 15.22 3. Даны комплексные числа Практическое занятие 2. 1. Повторение определений основных понятий темы. 2. Решить задачи [Л1, с. 172-173]: 3.87, 3.91. 3.96. 3.102 Тема 5. Квадратичные формы. Понятие квадратичной формы. Матричная запись. Канонический вид квадратичной формы. Положительно и отрицательно определенные квадратичные формы. Критерий Сильвестра. Практическое занятие 1. 1. Повторение определений основных понятий темы. 2. Решить задачи [Л1, с. 176, 177]: 3.111, 3.117, 3.120, 3.124 Практическое занятие 2. 1. Повторение определений основных понятий темы. 2. Решить задачи [Л1, с. 177]: 3.131, 3.133, 3.135
Тема 6. Элементы аналитической геометрии. Уравнение линий на плоскости. Различные формы уравнения прямой на плоскости. Угол между прямыми. Расстояние от точки до прямой. Кривые второго порядка Уравнения плоскости и прямой в пространстве. Углы между плоскостями и прямыми. Условия параллельности и перпендикулярности. Поверхности второго порядка, их геометрические свойства. Элементы аналитической геометрии в n-мерном пространстве. Подпространства. Прямые и гиперплоскости в линейном пространстве. Практическое занятие 1. 1. Повторение определений основных понятий темы. 2. Решить задачи [Л1, с. 217, 218]: 4.21, 4.35, 4.37, 4.38, 4.47;
Практическое занятие 2. 1. Повторение определений основных понятий темы. 2. Решить задачи [Л1, с. 217, 225–227, 235]: 4.69, 4.79, 4.93, 4.119
Практическое занятие 3. 1. Повторение определений основных понятий темы.
2. Решить задачи [Л1, с. 229–236]: 4.108, 4.114, 4.116, 4.119
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА На самостоятельную работу студента выделяется 80 часов (раздел 4.2.). Студенту рекомендуется использовать время, отведённое на самостоятельную работу, для просмотра конспектов лекций и ознакомления с литературой по теме лекций - 20 часов, подготовки к выполнению текущих домашних заданий -30 часов, домашнего контрольного задания – 12 часов, подготовки к экзамену -18 часов. Текущие домашние задания выполняются студентом к каждому практическому занятию. Для выполнения этих заданий студент обязан проработать лекции по соответствующим темам, присутствовать и работать на практических занятиях, где разбираются и решаются задачи определенные в темах занятий. Домашние контрольные задания выполняются студентами по индивидуальным вариантам, которые они получают у преподавателя ведущего практические занятия, и предоставляются к определенным срокам.По данной дисциплине предусмотрено выполнение двух домашних контрольных задания. Каждое домашнее контрольное задание состоит из 6 задач. Таблица вариантов и задачи к вариантам представлены в разделе «Задания для самостоятельной работы студентов». Сроки представления и оценка домашних контрольных заданий описана в разделе 6 данной программы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|