Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методическая разработка внеурочного занятия по основам смыслового чтения С. П. Алексеев «Трудный век»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Урская средняя общеобразовательная школа

 

Муниципальный конкурс педагогического мастерства «Профи года»

 

Лучшее внеурочное занятие для учащихся 5-9 классов

 

Методическая разработка внеурочного занятия по основам смыслового чтения С. П. Алексеев «Трудный век»

Казанцева Ольга Евгеньевна

Гурьевский МО

 

2021-2022

Тема: С. П. Алексеев «Трудный век» 8 класс

Цель урока: обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом С. П. Алексеева «Трудный век»

Задачи:

- развивать умение понимания текста, ставить вопросы к тексту;

- развивать умение работать с различными приёмами работы с текстом

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- знать, что такое текст;

- уметь: понимать текст за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Личностные:

- уважительное отношение к родному языку; самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего? );

- осознание эстетической ценности литературного чтения; уважительное отношение к родной литературе, гордость за неё;

- потребность сохранить чистоту русского литературного языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные:

- умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий;

- осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;

- оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других;

- формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения;

- использовать полученные на уроке знания в жизни.

Основные понятия темы: текст, приём, смысловое чтение.

Методы и формы обучения: создание проблемных ситуации; индивидуальная, фронтальная.


 

Технологическая карта внеурочного занятия по основам смыслового чтения по теме С. П. Алексеев «Трудный век»

Тип урока: изучение нового материала и формирования навыков и умения

Этап урока и цели

Деятельность

учеников, ответы

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные УУД
I этап. Работа с текстом до чтения. Цель: развитие читательской антиципации, умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора и иллюстрации.                        Готовятся к восприятию информации. Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя. Выявляют проблему.   Ивана Грозного Автор книги   О веке, когда правил Иван Грозный, трудный век, потому что Иван Грозный самый жестокий царь. Устанавливает контакт с детьми, направленный на восприятие информации, создает атмосферу сотрудничества. Создает проблемную ситуацию.   Тема нашего занятия будет связана с одним важным лицом государства.   Посмотрите на слайд, кого вы видите? Посмотрите на портрет, кто это? Предположите. Прочтите заголовок книги, о чем она, как думаете? Развитие умения выявлять проблему. Постановка задач чтения. Актуализация опыта.     Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя. Регулятивные УУД: уметь применять знания, полученные ранее,         уметь выявлять проблему.
II этап. Глоссарий (ключевые слова). Цель: устранение неопределенности в тексте, умение выбирать из текста важную информацию. Актуализация словаря. Работа на слух. Составление опорного конспекта по биографии автора. Составляют ассоциативный ряд, делают опорный конспект. Жестокий, кровожадный, царь, убийство, хитрость, победы Помогает выявить важную информацию     Составьте список слов, словосочетаний, связанных с темой. (в конце занятия: вернитесь к словам, отметьте только те, которые были связаны с текстом) Послушайте биографию С. П. Алексеева, составьте конспект. (Приложение 1)   Развитие умений видеть в тексте важную информацию. Развитие умений в постановке цели своей деятельности. Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные УУД: уметь планировать свою деятельность.
III этап. Текстовая деятельность. Цель: понимание текста и создание читательской интерпретации. Проводят работу с текстом и делают выводы.     Иван Грозный     Подружатся   Не оправдались     Жестокий. Не любит неподчинения даже со стороны животного   О том, как будет управлять страной Иван Грозный Дела государственные играть не дают Мал, не понимает взрослые разговоры, не вникает в политические дела, ему интереснее наблюдать за мухой Наблюдает за мухой, пролетит мимо Шуйского, не пролетит     О детских развлечениях   Нет   Слово карусель в значении, как делят власть, это бесконечное движение по кругу, одних свергают, на их место приходят другие, не всегда честным путем действуют.   Должность бедная, потому что выбирают на нее человека не по уму и способностям, а по тому, чья фамилия знатнее. Не простил непочтения Фёдор Воронцов Пытались убить, однако всё же сослали подальше от Москвы, в город Кострому Иван приказал забить до смерти князя Андрея Шуйского, а значит, смерти будут частые   Русскую девушку Анастасию Захарьину Патриот Организует совместное открытие нового знания. Организует работу в группах. Организует работу с текстом. Задаёт вопросы, стимулирующие деятельность учащихся. Организует правильное выполнение задания и контролирует проговаривание нового знания в речи.   1. Чтение вслух комментированное. 1 глава «Великий князь говорить будет». В каком году родился сын Ивана III. Как назвали? Какое прозвище получил? 2 глава «Подарок индийского царя». Чтение до определенного момента. Вопрос: предположите, чем закончится глава? Оправдались ли наши ожидания? Работа со словарем: Опахало-веер, приспособление, для обмахивания в жару. Стражники-в Царской Росии полицейский чин. Бердыш – топор на длинной веревке с лезвием полумесяца. Секира - оружие в виде топора на длинной рукояти. Как этот поступок характеризует Ивана Грозного? 3 глава «На троне». Посмотрите на начало 1 абзаца и последнего, предположите, о чем текст? Почему у Ивана детство было безрадостное? Почему не интересны дела посольские? Посол – полномочный дипломатический представитель.   Какое развлечение придумал Иван? 4 глава. Прочтите название главы («Карусель»), предположите, о чем будет идти речь? Прочитайте главу про себя, оправдались ли ожидания? Составьте вопросы для класса. Терем – жилое помещение в верхней части дома или дом в виде башни. Вона – вон В каком значении было употреблено слово «карусель»? 5 глава «Забавы». Чтение про себя с пометками. Инсерт (V-информация мне известна; + узнал что-то новое; - противоречит тому, что знаю, не согласен; ? хочу узнать подробнее). Перескажите кратко главу. 6 глава «Должность». Самостоятельное чтение по себя. Как понимаете последнее предложение? 7 глава «Молодой князь и бояре». Чтение вслух. Почему невзлюбил Иван князей Шуйских? Кто был другом Ивана? Какова его дальнейшая судьба?   Почему бояре поняли, что время приходит грозное? 8 глава «Сатана». Чтение про себя. Прием «Толстые-тонкие вопросы». 9 глава «Великий князь говорить будет». Чтение про себя с пометами +понял; - не понял; ? надо обсудить. 10 глава «Искать в России! »Чтение вслух. Кого выбрал Иван Грозный себе в жены? Как это характеризует его? Отметьте черты характера, которые присущи герою. Подтвердите эпизодами. -умный, упрямый, сильный, безрассудный, жестокий, послушный, не вызывает доверия, угрюмый, жадный, не терпит непокорности, своевольный, справедливый, выносливый. Ученики учатся понимать текст, ориентироваться в нем, находить нужную информацию, отвечать на вопросы Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы, слышать и понимать речь других,  уметь контролировать действия одноклассника. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в тексте, находить нужную информацию. уметь применять знания, полученные на уроке, делать выводы. Регулятивные УУД: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной целью, обобщать, систематизировать, уметь оценивать результаты, анализировать собственную деятельность, исправлять ошибки.

IVэтап.  Динамическая пауза.

V этап. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Участвуют в обсуждении домашнего задания, записывают его в дневник.   Комментирует задание на дом     Задание на выбор: Прочитать главы15-20, составить по главам викторину. Или пересказать 1 главу на выбор, проиллюстрировать ее.   Познавательные УУД: уметь при выборе вида работы, обосновывать решение.
VI этап. Подведение итогов, вывод. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: анализ своей деятельности: что получилось, что не получилось.   Выполняют синквейн, анализируют свою деятельность.     Царь. жестокий, грозный. Не любит непослушных, неверных. Трудный век.     Организует понимание ценности выполненной деятельности. Чтобы узнать, поняли мы текст или нет, составим синквейн (1 строка - 1 существительное или местоимение, по теме, 2 строка - 2 прилагательных, причастия, характеризующие предмет, 3 строка - 3 глагола, деепричастия, 4 строка - предложение из 4 слов, 5 строка – любое имя, вывод).     Умеют анализировать свою деятельность, выявляют трудности в достижении результатов своей деятельности.     Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы, слышать и понимать речь других Регулятивные УУД: оценивать и анализировать свою деятельность, делать выводы, подводить итоги. Личностные УУД: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...