Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные результаты и проблемы бюджетной политики РФ




 

В 2012 году и в начале 2013 года бюджетная политика была направлена на решение общественно-экономических задач, в первую очередь поставленных в указах Президента РФ от 7 мая 2012 г., на обеспечение долгосрочной стабильности бюджетной системы и возрастание результативности управления общественными финансами.

Консолидированный бюджет РФ и внебюджетных фондов в 2012 году был выполнен с профицитом в 260,4 млрд. рублей (0,42 процента ВВП), недобор федерального бюджета составил 39,4 млрд. рублей (0,06 процента ВВП). Комплексный объем Резервного фонда и Фонда национального благосостояния увеличился в 2012 году на 970,4 млрд. рублей и добился уровня 4576,3 млрд. рублей (7,3 процента ВВП). На финансово безвредном уровне сохранялся объем государственного и муниципального долга. Государственная задолженность РФ составляет 6519,9 млрд. рублей (10,4 процента ВВП).

К большому сожалению, русские власти не учатся на своих ошибках. Взамен развития финансирования научно-технического потенциала, приоритетной поддержки отечественных товаропроизводителей и обрабатывающей промышленности высоких переделов русские сановники продолжают судорожно вливать средства в весьма коррупциогенные "олимпийские стройки" и повышать пенсии, тяготясь задобрить особенно патерналистскую часть населения.

При этом сегодня русская бюджетная система находится в кризисном состоянии и без радикального изменения финансово-экономической политики это рискует спровоцировать большой и масштабный общественно-экономический кризис. Невозможно снижать оплачивание порушенной системы образования, здравоохранения и экономики, а также урезать общественные выплаты гражданам России в условиях, когда 60% населения являются нищими и получают менее 17 тыс. рублей в месяц.

Это обусловлено тем, что возврат к ультралиберальным тезисам бюджетной политики 1990-х годов При этом наращивать бюджетные обязательства в условиях тотальной коррупции, затухания экономического роста, ценового беспредела монополий и скептической зависимости бюджета от падающих цен на нефть также не получается. В другом случае это спровоцирует втягивание России в долговую кабалу, которая сегодня обходится стране в 262 млрд. рублей, а к 2015 г. будет обходиться в 510-550 млрд. рублей. [5,39]

 

Таблица 1

Структура расходов федерального бюджета на 2013-2015 гг.

Структура расходов федерального бюджета на 2013-2015 гг. (млрд. руб.) 2011 г. (справочно)

Проект бюджета на 2013-2015 гг.

Изменение за период 2013-2015 гг. (в %) Изменение за период 2013 - 2015 гг. с учетом официальной инфляции (в %)
    2013 2014 2015    
1 2 3 4 5 6 7
Расходы, всего 10935,0 11612,0 11696,0 12127,9 4,44 -11,87
Общегосударственные вопросы 787,4 824,8 791,6 818,5 -0,76 -17,07
Национальная оборона 1516,0 1007,4 1025,4 1066,80 5,89 -10,42
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1259,8 1591,30 1657,4 1668,6 4,86 -11,45
Национальная экономика 1790,2 1687,0 1661,9 1658,8 -1,67 -17,98
ЖКХ 279,8 139,9 132, 20 101,3 -27,57 -43,88
Охрана окружающей среды 17,6 24,9 26,2 26,4 6,11 -10, 20
Образование 553,3 605,6 547,7 572,6 -5,45 -21,77
Культура 83,8 91,3 90,5 94,2 3,21 -13,10
Здравоохранение 499,5 494,3 445,0 361,0 -26,96 -43,28
Общественная политика 3128,5 3962,9 4112,7 4559,3 15,05 -1,26
Физическая культура и спорт 44,2 51,2 30,8 32,9 -35,77 -52,08
СМИ 61,1 70,4 65,4 50,7 -27,97 -44,28
Обслуживание государственного и муниципального долга 262,7 426,6 484,1 513,7 20,42 4,10
Межбюджетные трансферты 651,3 634,3 626,0 603,1 -4,920 -21,23
Инфляция (в% к предыдущему году) 6,1 5,5 5,0 5,0    

 

Основным по своему значению и объемам предоставляемых средств является Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР). Средства ФФПР обеспечивают выравнивание бюджетной обеспеченности и создание равных условий для субъектов РФ в части реализации основных общественных гарантий. Размер дотаций из ФФПР зависит от налогового потенциала регионов (возможных налоговых вероятностей территории), климатических, общественно-экономических, демографических и других особенностей, отражающихся на стоимости предоставления бюджетных служб. [6]

 

Таблица 2

Темп роста затрат бюджета, %

Темпы роста 2008 к 2007 2009 к 2008 2010 к 2009 2011 к 2010 2012 к 2011 2013 к 2012
Расходы бюджета - ИТОГО, млрд. руб. 112,41 143,54 86,16 112,36 100,47 101,27
Общегосударственные вопросы 95,27 109,77 86,22 105,72 159,39 104,87
Национальная оборона 67,66 211,09 79,91 83,52 98,74 100,38
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 86,06 175,00 88,06 92,68 97,29 98,79
Национальная экономика 146,40 162,80 50,80 202,99 100,58 93,57
Жилищно-коммунальное хозяйство 40,98 125,45 120,73 107,32 40,32 78,24
Охрана окружающей среды 124,06 128, 19 83,81 153,94 103,50 95,75
Образование 117,13 121,13 79,91 148,44 100,63 100,45
Культура, кинематография и средства массовой информации 124,93 125,93 91,43 80,22 171,97 93,52
Здравоохранение и спорт 136,76 131,11 68,23 188,75 109,74 90,21
Общественная политика 137,18 110,16 88,82 1027,38 107,93 107,90
Межбюджетные трансферты 140,76 134,35 104,56 1,13 1046,51 99,40

 

Последовательно выполнялись обязательства государства, в первую очередь общественные, обеспечена макроэкономическая устойчивость.

В Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2013-2015 годах были обозначены определенные цели, достижение которых призвано повысить качество управления общественными финансами.

Федеральный бюджет на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов сформирован в соответствии с законодательно утвержденными правилами применения нефтегазовых прибылей. Соблюдение этих правил обеспечивает возрастание стабильности федерального бюджета и бюджетной системы в совокупности, снижение их зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры, исполнение общественных обязательств государства в условиях нестабильной внешней конъюнктуры.

Правительством РФ проводится работа по созданию системы управления рисками изменения экономической обстановки.

В Бюджетный кодекс РФ внесены поправки, обеспечивающие создание законодательной базы для образования и исполнения бюджетов всех уровней на основе государственных и муниципальных программ. На федеральном уровне впервой утверждены фактически все государственные программы РФ.

В 2012 году продолжилась реализация комплексной преобразования государственных и муниципальных учреждений, направленной на возрастание доступности и качества государственных служб, производительности и прозрачности деятельности государственных учреждений. Расширилась практика образования государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных служб и предоставления субсидий на их выполнение.

Был реализован ряд предусмотренных налоговой политикой мер, направленных на совершенствование качества инвестиционного микроклимата.

Движимое собственность, принятое на равновесие с 1 января 2013 г. в качестве основного средства, не сознается объектом налогообложения. Реализуется план мероприятий по улучшению нормативно-правового регулирования в целях противодействия уклонению от уплаты налогов. Проведены мероприятия по облегчению бухгалтерской (финансовой) отчетности для отдельных категорий субъектов экономической деятельности.

Приняты решения по поэтапной отмене особенно больших налоговых льгот для натуральных монополий по налогу на собственность организаций.

В рейтинге Глобального банка Россия поднялась с 105-го на 64-е место по удобству уплаты налогов. Комитет по налоговым вопросам ОЭСР признал русскую фискальную систему соответствующей требованиям ОЭСР.

Россия вошла в десятку наилучших стран по индексу открытости бюджета Интернационального бюджетного партнерства. Сделан цельный портал бюджетной системы РФ, работающий в тестовом режиме.

В то же время проектирование мер общественно-экономического становления и бюджетное проектирование по бывшему остаются неудовлетворительно скоординированными. Не удалось в полной мере обеспечить приоритетизацию конструкции затрат бюджетной системы и увеличить долю средств, направленных на становление человеческого капитала и инфраструктуры.

Задачи общественно-экономической политики и выводы их реализации все еще рассматриваются отдельно от вопросов бюджетной политики. Отсутствует отчетливая система оценки производительности бюджетных затрат.

Государственные программы пока не стали инструментом выработки и реализации государственной политики на долгосрочную перспективу. Многие программы рассчитаны на увеличение бюджетного финансирования, источники которого не обозначены.

Отдельные программы приняты в нескольких вариантах, значительно отличающихся как по планируемым итогам, так и по объемам финансирования.

Не решена задача перехода к долгосрочному бюджетному планированию, не утверждена долгосрочная бюджетная тактика, в границах которой обязаны быть определены предельные объемы затрат на реализацию всей из государственных программ в увязке с прогнозом основных бюджетных параметров.

В сфере пенсионного преобразования до сего времени нет основного - параметров пенсионной формулы. Без решения этого вопроса нет определенности в объеме трансферта из федерального бюджета и роли Фонда национального благосостояния в обеспечении стабильности пенсионной системы.

Медлительно решается задача возрастания качества предоставления государственных и муниципальных служб. Во многом формальным остается применение государственных заданий на оказание государственных служб, отсутствует цельная методика образования нормативных расходов. Финансовое обеспечение государственных заданий в основном осуществляется способом "от достигнутого".

Для управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния предлагалось сотворить финансовое агентство. Впрочем, попытка реализация этой идеи выявила присутствие многих нерешенных задач. Нужно разглядеть альтернативные механизмы возрастания производительности управления средствами указанных фондов.

Усилилась нагрузка на территориальные и местные бюджеты. По результатам 2012 года в 26 субъектах РФ, то есть фактически во всем третьем субъекте, соотношение государственного долга и собственных прибылей превысило 50 процентов. Также наметилась склонность отрицательных изменений конструкции бюджетных затрат регионов - падение объемов и доли затрат инвестиционного нрава.

Следственно все ранее поставленные цели не утратили своей актуальности и обязаны быть достигнуты с учетом новых вызовов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...