Образовательный и художественный импульс, данный Р. Штайнером
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Ганс Рудольф Ниедерхаузер, Маргарет Фролих Рисование форм Рисование форм - термин, который используется для названия упражнений с динамической линией практикуемых в вальдорфских школах. Эти упражнения, прежде всего, помогают вырабатывать ловкость детских рук в написании букв и чисел. Подготовка начинается постепенно, на много раньше, чем начнется само письмо: учась всматриваться во взаимоотношения между всеми частями своего рисунка, а так же в отношения между своим рисунком и листом бумаги в целом, ребенок развивает в себе чувство композиции. В то же время, совершенно бессознательно, начинает закладываться основа того, что в дальнейшем станет геометрией. Давая детям возможность переживать линию, как остановившееся движение, как жест способный к описанию не только самих вещей, но и настроений, длительная работа с упражнениями с динамической линией пробуждает в детях художественные способности. Давая классу гармонизирующие упражнения или упражнения, которые работают над мыслительными или волевыми процессами, учитель помогает детям строить их собственную индивидуальность. Большинство учебных предметов включают в себя рисование форм, так как оно первостепенно полезно в педагогическом смысле, для развития воображения и гибкого мышления.
БЛАГОДАРНОСТЬ
Многие люди оказали мне помощь при работе над этой публикацией. Я бы хотел выразить особую благодарность Гансу Нидерхаузеру (Hans Niederhauser), классному учителю школы Рудольфа Штайнера в Цюрихе (Zurich) и фрау Хильдергард Вертхольд Андреа (Frau Hildergard Berthold Andrae), учителю Вальдорфской школы в Штутгарде, за то, что они поделились со мной своим огромным опытом в преподавании рисования форм, Арне Брейдвик (Arne Breidvik) и Герману Кирчнер (Hermann Kirchner) за позволение использовать некоторые их рисунки, Гладис Хан (Gladys Hahn) и Руф Истмен (Ruth Eastman) за их помощь в издательстве моей рукописи, а так же Кристоферу Франкесчелли (Christopher Francescelli) за советы и помощь в печати.
Часть 1 Рисование форм Образовательный и художественный импульс данный Р. Штайнером Автор Ганс Рудольф Ниедерхаузер (Hans Rudolf Niederhauser)
Часть 2 Практическое руководство По рисованию форм В Вальдорфских школах Автор Маргарет Фролих (Margaret Frohlich)
ПРЕДИСЛОВИЕ
Намерение данной публикации помочь учителям вальдорфских школ увидеть и оценить широкую сферу образовательных возможностей присущих рисованию форм. Указания Р. Штайнера относительно этого предмета являются стимулирующими во многих отношениях, так как круг их влияния распространяется очень далеко. Ганс Нидерхаузер, например, использует их как подход к геометрии. Он так же указывает на отношение рисования форм к другим предметам. Anke Usche Clausen в своей книге ZEICHNEN, SEHEN LERNEN (Mellinger Verlag, Stuttgard, 1968) использует их как подход к искусству. Намерение Herman Kirchner использование их в лечебной работе, помощи умственно отсталым детям. Все эти применения полностью оправданы; они являются важными частями целого. В рисовании форм мы имеем дело с основными средствами посредствам которых учитель может помогать детям становиться полноценными человеческими существами. Ганс Нидерхаузер в своей замечательной брошюре, перевод которой содержится в части I данной публикации, показывает как будучи классным учителем он сам год за годом успешно использовал указания Р.Штайнера относительно рисования форм. Зная потребности Англо-говорящего мира я добавила его статью большими примерами и комментариями. Рисование форм, если оно осмысленно в его разнообразных элементах так же поможет классному учителю в преподавании других прелметов. Однако, его величайшая сила будет исходить из постоянного осознания учителем трех ведущих вопросов и его усилий претворять в жизнь то к чему они обращены: Что я должен делать? Как я должен это делать? Почему я должен это делать? Эта внутренняя позиция даст ему возможность помогать доверенным ему детям.
ВВЕДЕНИЕ
Эвритмией и рисованием форм Рудольф Штайнер представил нечто новое для современного школьного образования, то, чего не существовало ранее даже в качестве намека или предположения. Когда обращаются к основам (основным принципам) характера эвритмии и рисования форм, в них находят художественное предназначение для осуществления укрепляющего исцеляющего воздействия на детей,придачи им внутренних сил,необходимых для встречи с требованиями,которые современная жизнь навязывает человеку. Дети занимаются эвритмией один- два раза в неделю на протяжение всей школьной жизни. Рисование форм сопровождает их с 1 по 5 класс. Обычно это эпоха 2-3 недели два-три раза и год на основном уроке или как отдельный урок раз в неделю в течение всего года. Дети всегда радуются, когда им говорят, что должна начаться эпоха рисования форм. Очевидно, это внутренняя потребность ребенка, так как в активном творении и формировании форм он так же формирует самого себя, он полностью отдается творчеству и делу, не истощая себя душевно. В процессе творчества, он, совершенно не подозревая об этом, наоборот, активизирует и развивает те силы, которые позднее расцветут в нем как мышление. В настоящей работе мы бы хотели, прежде всего, обратиться к указаниям Р.Штайнера относительно рисования форм, данным в различных местах и в разное время. Затем мы рассмотрим практические предложения, рисование форм как подход к изучению геометрии и в конце мы бы хотели обратить внимание на многие, зачастую скрытые, взаимоотношения рисования форм с другими предметами. В данной работе мы вынуждены представлять предмет рисования форм изолированно, с односторонней точки зрения, хотя в действительности он тесно связан с другими импульсами. С другой стороны, очень трудно избежать повторений, если хочешь показать изобилие и вариативность этих взаимоотношений и способ их совместной работы.
ЧАСТЬ I
РИСОВАНИЕ ФОРМ
Образовательный и художественный импульс, данный Р. Штайнером
Автор Ганс Рудольф Нидерхаузер (пересмотрено и расширено)
УКАЗАНИЯ РУДОЛЬФА ШТАЙНЕРА На сколько нам известно относительно рисования форм Р.Штайнер дал указания в трех направлениях. Каждый раз он знакомил с новыми элементами, исходя из которых при помощи собственного воображения можно выстроить структуру учебного материала для первых пяти классов - до момента начала преподавания геометрии как таковой. Его указания отображают совершенно разнообразные аспекты рисования форм, которые необходимо изучать совместно, так как они не взаимоисключают друг друга. Первые элементы рисования форм были представлены Р. Штайнером в 1919 году в Штутгарде, в основном курсе лекций для учителей (PRACTICAL COURSE FORE TEACHERS - не издано и DISCUSSIONS WITH TEACHTRS Rudolf Steiner Press, London, 1967). В третьей и четвертой беседах с учителями 23 и 25 августа он впервые говорил о рисовании форм, описывая его в аспекте работы с темпераментами. Вместе с участниками этих обсуждений, людьми, которые в последствие должны были стать учителями первой вальдорфской школы, он работал над формами и цветом для различных темпераментов, приводя каждый из них к его противоположности. В ПРАКТИЧЕСКОМ КУРСЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ Р. Штайнер настоятельно рекомендует учителям с самых первых школьных дней выполнять с детьми определенные упражнения с цветом, изображать прямую и кривую линии на доске. В этих лекциях он подчеркивает ценность и педагогическую важность этих упражнений. Простое, на первый взгляд, рисование линии и возвращение к ней на следующий день, производит на ребенка глубокое впечатление. С точки зрения рисования форм замечательно, что Р. Штайнер рекомендует с самого начала дать детям возможность создавать и переживать два полярных принципа формы: прямая, лучащаяся линия и кривая линия - первая как выражение мышления, вторая как выражение воли, рассматриваемые с точки зрения души (все это еще не имеет никакого отношения к упражнениям симметрии). Работая с упражнениями мы избежим жесткой односторонности работая попеременно с полярностями окружности и прямой.
Йоханес Кеплер (Johannes Kepler) пишет об этой креативной космической полярности в своей книге HAMONICUS MUNDI, это полярность, которая с самых первых школьных дней привносится через деятельность в опыт первоклассников: “...вначале Бог, в неоспоримом решении избрал прямизну (Прямую) и кривизну (Кривую), чтобы с их помощью запечатлеть в мире божество Творца”. А так же: “...таким образом Всемогущий Бог сотворил физический мир, вся природа, которого состоит из полярности прямой и кривой линий”. В своих лекциях Р. Штайнер неоднократно упоминал о рисовании форм в связи с обучением письму и подготовкой к изучению геометрии. Во второй лекции по Учебному плану (6 сентября,1919) он высказывает пожелания относительно рисования форм в первом классе: рисование всех видов линий: прямой, кривой, угловатой, спиралей, тупых и острых углов. Все это способствует развитию ловкости рук. Подобный вид рисования должен предшествовать обучению письму. Исходя из этих линий и форм мы должны развивать в ребенке навыки, которые потребуются позже при обучении письму. Р. Штайнер неоднократно указывает на то, что необходимо работать таким образом, чтобы развивать в ребенке способность переживать формы: пробудить чувство формы окружности, элептической формы и так далее. В своей лекции от 21 августа он говорил, что необходимо даже привести ребенка к осознанию того факта, что в рисовании окружности задействован весь человек, что даже глаза осуществляют круговые движения. Чувство формы: изгибов, прямизны, ритма и движения - это новый художественный опыт, переживание, которое хотел пробудить Р. Штайнер всякий раз говоря о первом Гетеануме (см. Rudolf Steiner, DER BAUGEDANRE DES GOETHEANUM, Verlag Ereies Geistesleben, Stuttgart,1958). Формы здания не только должны были быть видимы внешне, но наше активное, пристальное рассмотрение должно быловоссоздавать формы внутренне. Чувство формы - суть нового художественного опыта, а так же орган для более живого понимания природы форм. Таким образом, можно оценить, осознать многозначительную важность рисования форм. В младших классах следует рисовать прямоугольники, окружности, треугольники и т.д. “...все то, что в последствие станет геометрией важно в самом начале сохранять в области рисования свободной рукой”. “ Со всем тем, что позже проявится как геометрия, где мы ищем взаимоотношения между формами мы начинаем работу с около девятого года”. Так Р.Штайнер завершает 10-ю лекцию своего ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ (1 сентября, 1919).
Р.Штайнер снова говорит о рисовании форм в Англии,в Илклей (СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ОБРАЗОВАНИЯ 14 лекций, с 5 по17 августа 1923., R. Steiner Press, London,1972). Здесь он описывает рисование форм в связи с деятельностью эфирного тела. Он объясняет как все впечатления, особенно живописные, которые получает эфирное тело в течение дня, имеют тенденцию продолжать свою активность в течение сна и совершенствовать себя. Мы можем помогать этой деятельности посредствам рисования форм. В этом случае мы работаем над эфирным телом гармонизирующим, стимулирующим и усиливающим образом, а посредством этого прямо над физическим организмом. В Илклей Р. Штайнер впервые обращается к принципу симметрии. Он изобразил простую фигуру (см. Фигуру 1). Учитель рисует левую половину на доске и просит ребенка завершить рисунок. “ Этим вы пробуждает в ребенке сильное внутреннее стремление завершать незавершенные вещи и, посредствам этого, способствуете развитию в нем настоящего чувства реальности ”. На основании этого утверждения учителю следует, использовать собственное воображение и живое мышление, выполнять подобные упражнения симметрии с детьми в течение определенного времени, постепенно переходя от простых упражнений к более сложным. Далее Р.Штайнер переходит к рассмотрению следующей фигуры (фигура 2) и поясняет, что в дальнейшем нужно пытаться вызвать в ребенке внутреннее пространственное представление этой фигуры. Он придает огромное значение пространственному представлению. Относительно данной фигуры Р. Штайнер замечал, что в геометрии не следует начинать с треугольников и прочего того, что уже слишком сильно укрепилось в интеллектуальном элементе. Лучше начинать с пространственных изображений (образов) таких, как описано в предыдущем примере. Далее он предлагает изменить внешнюю форму, как например, в фигуре 3 и задает вопрос: “ Как изменить внутреннюю форму соответственно внешней?» И сам же продолжает: “ Вы должны сделать для ребенка очевидным то, что теперь для того, чтобы возникла внутренняя симметрия, внутреннюю форму необходимо сделать вогнутой соответственно выпуклой внешней форме. Таким образом, в фигуре 2 простая выгнутая линия соотносится с простой выгнутой линией, а в фигуре 3 выгнутая линия для возникновения взаимоотношений нуждается в вогнутой линии.” Выше описанные фигуры иллюстрируют основной принцип. Р.Штайнер оставляет на свободу и воображение учителя: начинать может быть даже с более простых упражнений, если необходимо, изобретать новые в том же ключе. Он делает следующее заключение: “ Таким образом, вы действуете так, что даете ребенку возможность наглядно представлять асимметричные симметрии. Вы обращаетесь в течение дня с эфирным телом так, что оно продолжает свою деятельность в течение сна, завершая, совершенствуя то, что осталось незавершенным в часы бодрствования. Утром ребенок просыпается с глубоко, органически оживленным эфирным телом, а так же физическим, что привносит огромную оживленность во все человеческое существо”. В той же лекции Р.Штайнер предлагает новую тему и следующие преобразования: спокойный внешний мотив балансирует внутренний, который выступает во вне. Далее он преобразует мотивы, производит их инверсию скорее исходя из динамического, чем математического аспекта.. Внешняя форма уходит в бесконечность в виде гиперболы, в то время как, соответствуюя динамическому принципу инверсии, внутренняя форма сжимается подобно зерну и мы видим, как снова устанавливается гармония. Р. Штайнер возвращается к вопросу о рисовании форм в Торквау Англия 15 августа 1924 года (Р. Штайнер “ Королевство детства” курс лекций, данный в Торквау 12-20 августа, 1924, Р.Штайнерпресс, Лондон,1972). Здесь он снова упоминает об упражнениях симметрии. В добавление к вертикальной оси симметрии с более сложными формами в качестве нового элемента для 8-9 летних детей он представил отражение водной поверхности (фигура 6). Р.Штайнер делает следующее замечание: “Вначале у ребенка будут возникать трудности в выполнении этой работы, но постепенно он приспособится, будет развивать большую вдумчивость в своих наблюдениях и образность мышления. Мышление будет полностью оставаться в области образов”. В курсе лекций Р. Штайнер подчеркивает это в связи со множеством других примеров, как мышление развивается из образности. Он говорил: “Это значит, что интеллект, разумность, которые работают в душе изолированно, особенно в маленьких детях (здесь он имеет ввиду детей 1-2 классов) еще не следует развивать, мышление должно вырастать из зрительного, живописного. В Торквау Р.Штайнер дал другое упражнение для восьмилетних детей, подобное упражнению данному в Илклей, но более простое (фигура 7). Он снова изменил внешнюю форму, рисуя ее теперь в угловой манере, дети должны сами найти соответствующую ей внутреннюю форму так, чтобы установить новую гармонию (фигура 8). “Таким образом вы подводите ребенка к настоящему чувству формы, к чувству гармонии, симметрии, взаимоотношений”. “Вы можете вести детей к гармонии, которая существует в мире вокруг нас”. Когда вы полностью изучите все предложения Р. Штайнера, вы получите долгосрочный стимул для выработки нового пути в образовании и обучении в целом. Учитель, вносящий эти идеи в практику, прежде всего на себе самом ощущает их обновляющую силу, стимулирующее оживляющее воздействие. Он начинает больше осознавать их положительное воздействие даже на уровне своего дыхания, расслабляется, его мышление становится более гибким, фантазия окрыляется. Все эти на первый взгляд простые упражнения исходят из нового импульса, который Р.Штайнер внес в искусство в целом и в скульптурное искусство в частности. Исходя из этого нового художественного импульса, данные упражнения должны быть хорошо осознаны учителем и использованы на практике – импульса, который был видим и глубоко переживаем в формах первого Гетеанума. Без этого живого источника, без нового художественного переживания формы, без идейного и созерцательного изучения метаморфоз, рисование форм будет ожесточено в пустую формулу, даже при самых лучших методах преподавания. Деятельный, творческий учитель должен обратится к книге DER BAU, которую опубликовали друзья Карла Кемпера (Verlag Freies Geistesleben, Stuttgard, 1966 – не переведена). Вы найдете там изобилие вдохновляющих идей, а так же практическую помощь для самостоятельного воплощения в жизнь форм первого Гетеанума. Наброски Кемпера метаморфоз заглавных букв и их преобразование в установившиеся знаки – это лишь одна ценность, в качестве примера.
II
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|