Исследование праксиса позы руки
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Обследование моторных и сенсорных функций Для оценки состояний общих моторных функций и артикуляционной моторики в логопедической практике обычно используются тесты, разработанные Н.И. Озерецким (1930) и многократно модифицированные многими исследователями (Л.И. Белякова, И. Кумала, Н.А. Рычкова и др.) и подробно освещены в работах Л.В.Лопатиной (2002), Е.Ф. Архиповой (2006). Тесты направлены на определение следующих показателей: . статическая координация движений; . динамическая координация движений; . скорость движений; . возможность осуществления одновременных движений;. выполнение усложненной двигательной программы. Оценка выполнения тестов дается, обычно, описательно. Отмечаются следующие показатели: . повышение напряженности мышц, не участвующих в выполнении теста;. тремор и другие виды гиперкинезов;. синкинезии; . полнота и точность выполнения; . согласованность движений рук и ног; . двигательная память; . качество статической координации; . качество динамической координации.
При изучении организации движений и праксиса используется нейропсихологическая методика — батарея тестов, разработанная А.Р. Лурия и модифицированная Т.В.Ахутиной (1994). В рекомендуемой методике выделяются блоки программирования и контроля, приема, переработки и хранения информации, регуляции тонуса. 1. Блок программирования и контроля серийная организация движений и действий, динамический праксис, реципрокная координация. Программирование и контроль произвольных действий, реакция выбора, а также другие комплексные пробы (гностические и мнестические), которые требуют предварительной ориентировки, произвольного внимания и контроля.
2. Блок приема, переработки и хранения информации . обработка кинестетической информации, праксис позы пальцев рук, оральный праксис; . обработка слуховой информации, ритмы, понимание слов, похожих по звучанию, по значению, слуховая вербальная память; . обработка полимодальной информации, пробы Хэда, конструктивный праксис, зрительно-пространственная память, понимание предложений, письмо. 3. Блок регуляции тонуса Его состояние оценивалось во время предъявления всех проб батареи, при этом принимаются во внимание колебания внимания, истощение, микро- и макрография. Все эти пробы направлены на исследование динамического праксиса, реципрокной координации движений, выявление признаков скрытого левшества, ритмического чувства, межанализаторных связей: слухомоторных, слухозрительных координации. Обследование двигательной сферы начинается с изучения нарушения или сохранности общих характеристик движения испытуемых. Критериями оценки являются: общая подвижность, устойчивость — неустойчивость походки, координация движений, скорость, плавность, переключаемость, ритмичность. Тесты на выполнение предметных действий выполняются по показу и по подражанию. Дается вербальная словесная инструкция и демонстрируется нужное положение или действия рук. Праксис позы кисти руки — исследование направлено на изучение кинестетических ощущений, участвующих в движениях, которые обеспечиваются теменными зонами коры головного мозга. Динамический праксис — исследуется динамическая организация движений, их последовательность, способность к переключению с одного действия (или элемента) на другое. Это оставляющая движения обеспечивается заднелобными отделами коры левого полушария головного мозга. Динамическую организацию движения обеспечивают и глубинные отделы головного мозга, которые обеспечивают совместную работу обоих полушарий. Для исследования состояния этих зон головного мозга используется тест на реципрокную координацию движений.
Пространственный праксис — его исследование дает возможность судить о сохранности (или нарушенности) пространственной и соматопространственной организации предметных действий, выполнение их в пространстве. Эта составляющая двигательного акта обеспечивается работой теменных и теменнозатылочных зон коры головного мозга и совместной деятельностью пространственного, вестибулярного анализаторов. Исследование сохранности этого вида праксиса является очень важным, так как сохранность третичной зоны ТРО необходима для формирования и реализации целого ряда важнейших ВПФ. Конструктивный праксис — изучение направлено на исследование сформированности пространственного восприятия и оптико-пространственных действий. Оральный праксис — изучение направлено на исследование сформированности движений артикуляционного аппарата. Символический праксис — исследуется непроизвольный семантический уровень действий и действий ритуальных. А также исследуется подкорковый уровень двигательного анализатора. Наиболее сложный вид движений (действий) представляет собой движения по типу реакции выбора по речевой инструкции. Эти пробы направлены на исследование наиболее высоких уровней организации произвольных действий, регулирующей роли речи в двигательной системе.
Исследование динамического праксиса а) смена 3-х положений кисти. Испытуемому предлагается последовательно придавать своей руке положение кулака, распрямленной кисти, расположенной ребром и ладони, ударяющей по столу плашмя. Задание выполняется правой и левой руками; б) исследование реципрокной координации. Испытуемому предлагается положить перед собой руки, одна из которых сжата в кулак, а другая распрямлена. Затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей, расправляя одну и сжимая другую руку.
Исследование пространственного праксиса Данное обследование включает в себя пробы Хэда: а) одноручные: -кисть руки к подбородку, пальцами касаясь его; -кисть руки к подбородку, пальцами наружу.
б) двуручные: -кисть руки накладывается тыльной стороной на тыльную сторону руки; -к вертикально стоящей ладони одной руки приставить перпендикулярно ладонь другой руки. Поочередная смена рук.
Исследование конструктивного праксиса Осуществляется с помощью тестов на исследование пространственного гнозиса, восприятия пространства: -копирование фигур, в том же пространственном расположении; -копирование геометрических фигур, пространственно ориентированных.
Исследование праксиса позы руки Обследуемый должен запомнить серии поз пальцев руки в отсутствии зрительного контроля с последующим воспроизведением каждой позы противоположной рукой: а) позы запоминаются и воспроизводятся на правой руке: вытянуты 2 и 3 пальцы, остальные сжаты; 1 и 2 пальцы в кольце, а 3, 4, 5 пальцы вытянуты; 1, 3, 4 пальцы в кольце, вытянуты 2 и 5 пальцы; б) позы запоминаются и воспроизводятся на левой руке: 1, 2 пальцы в кольце, остальные вытянуты; 2 и 5 пальцы вытянуты, остальные сжаты; 3, 4, 5 пальцы вытянуты; 2, 3 пальцы вытянуты — 1, 4 в кольце; в) перенос позы с правой руки на левую руку; г) перенос позы с левой руки на правую руку. Перед обследуемым ставятся две задачи. Первая состоит в запоминании и воспроизведении положений пальцев руки, в которое их ставит обследующий. Вторая задача после выполнения первой заключается в воспроизведении той же позы «по памяти» на другой руке. Набор включает в себя пять положений пальцев руки: 2 и 3 пальцы выставляются вперед, остальные прижаты к ладони; пальцы выпрямлены, 1 и 2 соединены в кольцо; 3, 4, 5 пальцы выпрямлены 1 и 2 прижаты к ладони; пальцы выпрямлены, 1 и 4 в кольцо; 2 и 5 пальцы выставляются вперед, остальные прижаты к ладони. Тестирование проводится в отсутствии зрительного контроля. Экспериментатор ставит пальцы испытуемого в заданное положение, затем расправляет их и просит повторить положение пальцев той же рукой. После воспроизведения позы пальцы распрямляют и просят выполнить задание противоположной рукой. Субтест №1 состоит в запоминании положений пальцев на правой руке с переносом на левую руку. Субтест № 2 включает в себя запоминание позы, установленной на левой руке и ее перенос на правую руку. Фиксируется количество правильно воспроизведенных поз каждой рукой в условиях «прямого» припоминания и при переносе на другую руку. Протоколируется ошибочное припоминание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|