Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование праксиса позы руки




Обследование моторных и сенсорных функций

Для оценки состояний общих моторных функций и арти­куляционной моторики в логопедической практике обычно используются тесты, разработанные Н.И. Озерецким (1930) и многократно модифицированные многими исследователя­ми (Л.И. Белякова, И. Кумала, Н.А. Рычкова и др.) и под­робно освещены в работах Л.В.Лопатиной (2002), Е.Ф. Архи­повой (2006). Тесты направлены на определение следующих показателей:

. статическая координация движений;

. динамическая координация движений;

. скорость движений;

. возможность осуществления одновременных движений;. выполнение усложненной двигательной программы. Оценка выполнения тестов дается, обычно, описательно. Отмечаются следующие показатели:

. повышение напряженности мышц, не участвующих

в выполнении теста;. тремор и другие виды гиперкинезов;. синкинезии;

. полнота и точность выполнения;

. согласованность движений рук и ног;

. двигательная память;

. качество статической координации;

. качество динамической координации.

 

При изучении организации движений и праксиса использу­ется нейропсихологическая методика — батарея тестов, раз­работанная А.Р. Лурия и модифицированная Т.В.Ахутиной (1994). В рекомендуемой методике выделяются блоки про­граммирования и контроля, приема, переработки и хранения информации, регуляции тонуса.

1. Блок программирования и контроля серийная организация движений и действий, дина­мический праксис, реципрокная координация. Про­граммирование и контроль произвольных действий, реакция выбора, а также другие комплексные пробы (гностические и мнестические), которые требуют пред­варительной ориентировки, произвольного внимания и контроля.

2. Блок приема, переработки и хранения информации

. обработка кинестетической информации, праксис позы пальцев рук, оральный праксис;

. обработка слуховой информации, ритмы, понимание слов, похожих по звучанию, по значению, слуховая вербальная память;

. обработка полимодальной информации, пробы Хэда, конструктивный праксис, зрительно-пространствен­ная память, понимание предложений, письмо.

3. Блок регуляции тонуса

Его состояние оценивалось во время предъявления всех проб батареи, при этом принимаются во внимание колебания внимания, истощение, микро- и макрография.

Все эти пробы направлены на исследование динамического праксиса, реципрокной координации движений, выявление признаков скрытого левшества, ритмического чувства, меж­анализаторных связей: слухомоторных, слухозрительных координации.

Обследование двигательной сферы начинается с изучения нарушения или сохранности общих характеристик движе­ния испытуемых. Критериями оценки являются: общая под­вижность, устойчивость — неустойчивость походки, коор­динация движений, скорость, плавность, переключаемость, ритмичность. Тесты на выполнение предметных действий выполняются по показу и по подражанию. Дается вербальная словесная инструкция и демонстрируется нужное положение или действия рук.

Праксис позы кисти руки — исследование направлено на изучение кинестетических ощущений, участвующих в дви­жениях, которые обеспечиваются теменными зонами коры головного мозга.

Динамический праксис — исследуется динамическая ор­ганизация движений, их последовательность, способность к переключению с одного действия (или элемента) на другое.

Это оставляющая движения обеспечивается заднелобными отделами коры левого полушария головного мозга. Динами­ческую организацию движения обеспечивают и глубинные отделы головного мозга, которые обеспечивают совместную работу обоих полушарий. Для исследования состояния этих зон головного мозга используется тест на реципрокную коор­динацию движений.

Пространственный праксис — его исследование дает возможность судить о сохранности (или нарушенности) про­странственной и соматопространственной организации пред­метных действий, выполнение их в пространстве. Эта состав­ляющая двигательного акта обеспечивается работой темен­ных и теменнозатылочных зон коры головного мозга и сов­местной деятельностью пространственного, вестибулярного анализаторов. Исследование сохранности этого вида пракси­са является очень важным, так как сохранность третичной зоны ТРО необходима для формирования и реализации цело­го ряда важнейших ВПФ.

Конструктивный праксис — изучение направлено на ис­следование сформированности пространственного воспри­ятия и оптико-пространственных действий.

Оральный праксис — изучение направлено на исследование сформированности движений артикуляционного аппарата.

Символический праксис — исследуется непроизвольный семантический уровень действий и действий ритуальных. А также исследуется подкорковый уровень двигательного анализатора.

Наиболее сложный вид движений (действий) представляет собой движения по типу реакции выбора по речевой инструк­ции. Эти пробы направлены на исследование наиболее высо­ких уровней организации произвольных действий, регулиру­ющей роли речи в двигательной системе.

 

Исследование динамического праксиса

а) смена 3-х положений кисти. Испытуемому предлага­ется последовательно придавать своей руке положение кулака, распрямленной кисти, расположенной ребром и ладони, ударяющей по столу плашмя. Задание выпол­няется правой и левой руками;

б) исследование реципрокной координации. Испытуемо­му предлагается положить перед собой руки, одна из которых сжата в кулак, а другая распрямлена. Затем он должен одновременно изменять положение обеих кис­тей, расправляя одну и сжимая другую руку.

 

Исследование пространственного праксиса

Данное обследование включает в себя пробы Хэда:

а) одноручные:

-кисть руки к подбородку, пальцами касаясь его; -кисть руки к подбородку, пальцами наружу.

б) двуручные:

-кисть руки накладывается тыльной стороной на тыль­ную сторону руки;

-к вертикально стоящей ладони одной руки приставить перпендикулярно ладонь другой руки. Поочередная смена рук.

 

Исследование конструктивного праксиса

Осуществляется с помощью тестов на исследование про­странственного гнозиса, восприятия пространства:

-копирование фигур, в том же пространственном рас­положении;

-копирование геометрических фигур, пространственно ориентированных.

 

Исследование праксиса позы руки

Обследуемый должен запомнить серии поз пальцев руки в отсутствии зрительного контроля с последующим воспроиз­ведением каждой позы противоположной рукой:

а) позы запоминаются и воспроизводятся на правой руке: вытянуты 2 и 3 пальцы, остальные сжаты; 1 и 2 пальцы в кольце, а 3, 4, 5 пальцы вытянуты; 1, 3, 4 пальцы в кольце, вытянуты 2 и 5 пальцы;

б) позы запоминаются и воспроизводятся на левой руке: 1, 2 пальцы в кольце, остальные вытянуты; 2 и 5 пальцы вытянуты, остальные сжаты; 3, 4, 5 пальцы вытянуты; 2, 3 пальцы вытянуты — 1, 4 в кольце;

в) перенос позы с правой руки на левую руку;

г) перенос позы с левой руки на правую руку.

Перед обследуемым ставятся две задачи. Первая состо­ит в запоминании и воспроизведении положений пальцев руки, в которое их ставит обследующий. Вторая задача пос­ле выполнения первой заключается в воспроизведении той же позы «по памяти» на другой руке. Набор включает в себя пять положений пальцев руки: 2 и 3 пальцы выставляются вперед, остальные прижаты к ладони; пальцы выпрямле­ны, 1 и 2 соединены в кольцо; 3, 4, 5 пальцы выпрямлены 1 и 2 прижаты к ладони; пальцы выпрямлены, 1 и 4 в коль­цо; 2 и 5 пальцы выставляются вперед, остальные прижаты к ладони.

Тестирование проводится в отсутствии зрительно­го контроля. Экспериментатор ставит пальцы испытуемого в заданное положение, затем расправляет их и просит повто­рить положение пальцев той же рукой. После воспроизведе­ния позы пальцы распрямляют и просят выполнить задание противоположной рукой.

Субтест №1 состоит в запоминании положений пальцев на правой руке с переносом на левую руку.

Субтест № 2 включает в себя запоминание позы, установ­ленной на левой руке и ее перенос на правую руку.

Фиксируется количество правильно воспроизведенных поз каждой рукой в условиях «прямого» припоминания и при пе­реносе на другую руку. Протоколируется ошибочное припо­минание.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...