Исследование психомоторного профиля
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Исследование построено на основе тестирования из 16 проб. 1. Выявление признаков скрытого левшества построено на основе 4 проб: Проба № 1. Определение ведущего глаза. Для этого используется проба «дырочка в карте». Проба № 2. Определение ведущего уха. Для этого используется проба «разговор по телефону». Проба № 3. Определение ведущего пальца при переплетении пальцев кистей рук. Проба № 4. Определение ведущей руки при перекресте рук на груди. При анализе результатов проб на скрытое левшество учитывается только преобладание левого или правого глаза, уха, пальца, руки. 2. Определение ведущей руки. Для решения данной задачи используется сенсибилизированный опросник для детей, разработанный НИИ гигиены детей и подростков, известный под названием теста Анкет — Чуприкова, состоящего из 12 проб (А.П. Чуприков, 1 987) (текст Опросника Аннет — Чуприкова). Обработка данного теста проводится в баллах. Каждый ответ «только правой» оценивается в 2 балла; ответ «чаще правой» оценивается в 1 балл; ответ «только левой» оценивается в 2 балла; ответ «чаще левой» оценивается в 1 балл; ответ «левой рукой» оценивается в 0 баллов. Все баллы алгебраически суммируются и коэффициент латерального предпочтения вычисляется по формуле: КЛП = (П — Л)/ (П +Л)х 100. В связи с принятой оценкой теста (Аннет — Чуприков, 1987) показатели + 24 до + 17 оцениваются как «выраженная праворукость»; показатели + 16 до + 9 оцениваются как «слабая праворукость»; показатели + 8 до — 8 оцениваются как амбидекстрия; показатели от — 9 до — 16 оцениваются как «слабая леворукость»; показатели от — 17 до — 24 оцениваются как «выраженная леворукость». При проведении проб каждый обследуемый в обязательном порядке демонстрирует выполняемое действие.
3. Изучение типов латерального профиля. Для решения этой задачи используются материалы исследования ведущей руки и проб на выявление признаков скрытого левшества, на основании которых составлялся индивидуальный латеральный профиль каждого обследуемого. Он определяется по ведущей руке, ведущему глазу, ведущему уху.
Изучение чувства ритма Основой исследования ритмического чувства (межанализаторных связей) является методика А.Р. Лурия для нейро-психологического изучения слухомоторных координации и методика Л. Белмонт, X. Бирч для изучения слухозритель-ных связей (по В.И. Насоновой, 1979). Эта методика относится к ряду тестов, направленных на изучение процессов перекрестно-модального кодирования, т.е. соотнесения одной модальности с однозначной информацией другой модальности. Построенная таким образом методика позволяет исследовать взаимосвязи между протяженным во времени структурным набором звуковых стимулов и пространственно распределенным набором графических стимулов (взаимодействие сукцессивного и симультанного вида синтезов). Обследование состоит из 6 образцов комплексов, состоящих из 2—9 сигналов, объединенных в «пачки», предъявлявшихся в порядке сложности. Обследование включает предварительное обучение с объяснением задания, затем следует основное задание, сопровождающееся таким же объяснением. Задание № 1. Исследование взаимосвязи слуховой и моторной функциональных систем. Испытуемый прослушивает ритмическую структуру, перкуссивные удары, которые дает экспериментатор карандашом по столу, при этом рука экспериментатора экранизируется. После прослушивания ритмической структуры испытуемому предлагается повторить такой же ритм самостоятельно. Предварительное обучение на 3-х тренировочных образцах:
а)//; б) //;в)///. Основное задание: рука исследователя экранизируется. а) // /; б) / // /; в) /// /; г) /////; д) / /// /// /; е) // / // /. Оценка в баллах: каждая ошибка любой «пачки» основного задания оценивается 1 баллом. Задание № 2. Исследование влияния функциональной нагрузки на характер и качество установления слухо — моторных связей. В этом задании ритмические структуры остаются те же, что и в первом задании. Изменяется темп подачи ритмической структуры. Ритмическая структура предъявляется в течение 1,5 с. (такой темп рекомендует А.Р. Лурия). Время подачи измеряется секундомером. Предварительное обучение на 3-х тренировочных образцах: а) / /; б) //; в) / //. Основное задание: а) ///;б)////;в)////;г)/////; д) / /// /// /; е) // / // / Задание № 3. Исследование взаимодействия зрительной и моторной функции. Обследуемый должен воспроизвести ритмическую структуру по зрительному (графическому) образцу. На карточке предъявляется графическая схема ритмической структуры. Обследуемый должен простучать так, как изображено на карточке, т.е. сколько раз, сколько точек изображено, и в таком порядке, в каком группы точек следуют друг за другом. Понимание инструкции, как и прежде, проверяется на трех тренировочных образцах. Задание сопровождается объяснением: «Посмотрите внимательно на карточку с записью ритмической структуры и постучи столько раз, сколько точек изображено и в таком порядке, в каком группы точек следуют друг за другом». Задания предварительного обучения: а)....; б)...; в)... Основное задание: а)....; б).....; в)....; г). …..; д) …. …; е) ….. …. Задание № 4. Исследование моторного воспроизведения на основе слуховых следов звукового образца со зрительной опорой на графический образец. Обследуемому предлагается прослушать ритмическую структуру с одновременным введением графической схемы этой ритмической структуры. Время экспозиции произвольно увеличивается до получения от испытуемого двигательного ответа, т.е. воспроизведение ритмической структуры проходит на основе слуховых следов звукового образца со зрительной опорой на графическую схему и не лимитируется временем. Предварительное обучение сопровождается объяснением: «Послушай ритм, постарайся запомнить его, в помощь тебе будет дана карточка с графической схемой данного ритма, т. е. каждый удар ритма на карточке изображен точкой»:
а)///...; б)////....; в)////.... Основное задание: а) /// ///; б) / ///....; в) /// //; г) ////.... Д) / / ///; е) /// / // Задание № 5. Исследование влияния функциональной нагрузки на характер и качество моторного воспроизведения на основе слуховых следов звукового образца и со зрительной опорой на графический образец. Обследуемому предлагается ритмическая структура (того же состава, что и в задании № 3), во время подачи которой демонстрировалась карточка с ее графическим точечным изображением. По окончании демонстрации звукового образца убиралась и его графическая схема. Таким образом, время экспозиции графической схемы лимитировано временем, необходимым для подачи звукового сигнала (1,5). Обследуемый должен воспроизвести ритмическую структуру на основе слуховых и зрительных следов, ограниченных во времени. Время экспозиции фиксировалось с помощью секундомера. Предварительное обучение на 3-х тренировочных образцах сопровождается объяснением: «Сейчас я буду отстукивать ритм и одновременно с ним будет показана карточка, на которой будет изображена точками ритмическая структура, т.е. каждая точка на карточке будет соответствовать удару моего карандаша. Ты должен послушать ритм, запомнить его, а потом повторить такой же ритм самостоятельно. Постарайся запомнить это за короткое время». а) ///...; б) // // в) ////.... Основное задание сопровождается таким же объяснением: а) /// ///...............................; б) / ///....; в) /// // г) ////....; д) // ///; е) /// / //....... Задание № 6. Исследование взаимосвязи слуховой, зрительной и двигательной функциональной систем. Выполнение задания основано на осуществлении процессов перекодирования слуховой информации в однозначную двигательную информацию под контролем зрения и демонстрирует двига-тельно-слухозрительные межсенсорные связи. Предварительное обучение сопровождалось объяснением: «Послушай ритм и запиши точками графическую схему этого ритма».
а) ////;б)/////;в)/// ///. Основное задание сопровождалось таким же объяснением: а)/ /// // (запись ритмической структуры делалась в карте обследования); б)//////;в)//////;г)//////;д)////////;е)/////////. Отмечаются: ошибки, сбои, отставания при выполнении двигательных проб, проявляющиеся в левой руке, правой руке, в обоих руках; импульсивность; пространственные ошибки при выкладывании геометрических фигур, или при их срисовывании (особенно в ситуации мыслительного переворачивания): координаторные, структурно-топологические, метрические, фрагментарные; нарушение воспроизведения порядка элементов в серии движений; упрощение двигательной программы; поэлементное выполнение двигательной программы (дезавтоматизация); изменение структуры двигательной серии (увеличение числа элементов); преждевременные реакции, возникающие без условного сигнала; элементарные персеверации при удержании двигательной программы: мануальные, оральные; системные персеверации (персеверации способа действия); персеверации двигательной программы; замена двигательной программы упроченным сте-риотипом из прошлого опыта; распад сложных двигательных навыков (письмо); нарушение речевой регуляции движений и действий; адинамии; трудности тонкой дифференциации движений пальцев руки; нарушение символических действий и движений: мануальных, оральных; трудности вхождения задания, истощаемость; игнорирование в двуручных пробах: левой руки, правой руки; синкинезии, стереотипии с насильственным компонентом; алиированное выполнение реципрокной координации, поочередное выполнение реци-прокной координации; трудности воспроизведения различных поз руки в заданной плоскости, которые компенсируются при зрительном контроле; пространственные трудности при копировании мануальных поз по наглядно воспринимаемому образу (особенно в ситуации мысленного переворачивания).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|