Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предложения по развитию социального страхования в Республике Беларусь




 

В Республике Беларусь целью проведение социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и сокращение бедности.

За основу примера возьмём проблемы связанные с пенсионным обеспечением. В Республике Беларусь они являются одни из самых болезненных. Это можно объяснить тем, что темпы инфляции постоянно опережают уровень государственных пенсий, а ежегодное снижение рождаемости и растущее число пенсионеров только усугубляет ситуацию. Следствием этого стало то, что величина пенсий в Беларуси на сегодняшний день не может удовлетворить ни государство, ни пенсионеров.

Основными требованиями изменения и реформирования пенсионной системы в Беларуси являются:

создание надёжной финансовой основы для пенсионного обеспечения;

открытость и понятность проделываемых преобразований в данной сфере;

гарантированное обеспечение достойного уровня жизни всех лиц, которых затрагивает система пенсионного обеспечения.

Для приведения в жизнь данных требований министерство создало новую Концепцию пенсионного обеспечения, за основу которой взят принцип солидарности поколений.

Для выполнения данных требований необходимо решение некоторых задач, а именно:

определить необходимый круг лиц, которые будут иметь право на получение трудовой пенсии (т.е. тех лиц, которые производили выплаты страховых взносов или же за них производились данные выплаты);

закрепить фактический возраст выхода на пенсию (тут имеется ввиду постепенное увеличение пенсионного возраста, а также стимулирование более позднего обращения за получением пенсии после получения на нее права);

систематизировать процесс досрочного пенсионного обеспечения;

скорректировать процесс выплат пенсий в период работы граждан пенсионного возраста;

разработать необходимые критерии назначения размеров пенсий и процесс (механизм) их исчисления, отвечающие требованиям принципам социального страхования;

введение страхового механизма осуществления процедуры пенсионного обеспечения.

Итогом обдумывания нынешних и прогнозируемых проблем в области пенсионного обеспечения явилась определение и постановка следующих задач:

приспособление системы пенсионного обеспечения к постоянно меняющемся экономическим условиям и гарантированность ее стабильного и устойчивого развития, основывающегося на развития государственного и негосударственного (дополнительного) пенсионного страхования и финансирования из различных бюджетов;

приведение уровня пенсионного обеспечения граждан в соответствие с объемом участия в финансировании пенсионной системы и бюджетом прожиточного минимума пенсионера, а в перспективе - минимальным потребительским бюджетом пенсионера;

последовательное укрепление и развитие в пенсионной системе принципов, посредством которых исключаются какие-либо преимущества для отдельных слоев или групп застрахованных за счет других (пенсия должна быть отражением финансового вклада в пенсионную систему вне зависимости от того, кем и где застрахованный работал);

рационализация и оптимизация условий и норм пенсионного обеспечения на основе перераспределения и улучшения использования имеющихся средств;

введение механизмов, стимулирующих «зарабатывание» пенсии и обеспечивающих гарантии ее получения [16, c. 11].

Решение данных задач необходимо для увеличения эффективности пенсионной системы на сегодняшний день, а так же, для обеспечения ее равноправности и финансовой стабильности в будущем.

В ситуации, когда активное население не смогло и в ближайшее время уже не в состоянии воспроизвести себе замену, сочетание относительно низкого пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин), высокого ожидаемого периода выплаты пенсии (14,2 года для мужчин, 23,4 года для женщин) и медленного экономического роста уже в самое ближайшее время проблема возрастных критериев выхода на пенсию может еще больше обострить ситуацию в пенсионном обеспечением в нашем государстве.

В текущий период в качестве временной альтернативы программе постепенного повышения пенсионного возраста отдано предпочтение стимулированию добровольного выхода на пенсию в возрасте, превышающем общеустановленный, в сочетании с соответствующим увеличением размера пенсии.

Проблема упорядочения льготных пенсий должна решаться постепенно, причем с сохранением ранее приобретенных прав. Пути ее решения могут быть самыми разными. Практически нет разногласий в том, что пенсионное обеспечение работников с особыми условиями труда необходимо поэтапно перенести в отраслевые или профессиональные пенсионные системы, которые заменят общую систему государственного пенсионного страхования в период до достижения работниками общего пенсионного возраста. Введение отраслевого (профессионального) досрочного пенсионного обеспечения (по результатам аттестации рабочих мест) целесообразно для работников отдельных отраслей (профессий). Финансирование выплаты таких досрочных пенсий предлагается осуществлять за счет собственных средств отраслевых пенсионных фондов, аккумулирующих страховые взносы нанимателей на досрочные пенсии.

Государственное досрочное пенсионное обеспечение рационально сохранить только за теми работниками, которые заняты в сфере деятельности, где опасные уровни профессиональных рисков не могут быть устранены техническими средствами, по результатам аттестации рабочих мест. Выплату таких пенсий представляется целесообразным осуществлять из средств Фонда социальной защиты населения за счет обязательных текущих страховых взносов нанимателей, компенсирующих (в перспективе - в полном объеме посредством дифференциации страховых взносов) расходы на выплату указанных пенсий.

Размер трудовой пенсии должен напрямую зависеть от страхового стажа и объема уплаченных пенсионной системе страховых взносов. При этом, на наш взгляд, не должно применяться льготное исчисление стажа. Льготы по стажу должны быть заменены другими, более действенными мерами (повышенная оплата труда, налоговые льготы и т.п.). Необходимо пересмотреть подходы к включению в стаж периодов, не связанных с уплатой страховых взносов (учеба, уход за детьми, срочная военная служба, время безработицы и др.). Такие периоды могут включаться в стаж для назначения трудовой (страховой) пенсии, однако их финансирование, как отмечается в Концепции, должно осуществляться не за счет взносов, уплаченных всеми застрахованными, а за счет других источников (государственного бюджета, соответствующих фондов страхования страховых рисков).

В заключение важно отметить, что целью пенсионной реформы не является создание фондового рынка страны, обеспечение высоких темпов экономического роста за счет использования средств частных пенсионных фондов для финансирования государственных проектов, в том числе через размещение средств в государственных облигациях. Предлагаемая реформа увеличит личную ответственность за обеспечение высокого уровня социальной защиты в преклонном возрасте. Переход на накопительную систему индивидуальных пенсионных счетов создаст реальные условия для смещения акцентов социальной политики с государственной поддержки на поддержку семьи, общественных организаций, а также создаст активную систему стимулов для индивидуального накопления и сбережения.

 


Заключение

 

В курсовой работе изложены теоретические вопросы, касающиеся социального страхования Республики Беларусь, видов социального страхования, а также порядок формирования и использования ФСЗН. Были рассмотрены практические вопросы такие как, анализ динамики и структуры социальных выплат и расходов ФСЗН и основных показателей пенсионного обеспечения, Также даны предложения по развитию социально страхования в Республике Беларусь.

В экономическом аспекте страхование обозначает систему экономических отношений по поводу образования децентрализованных и централизованных резервов материальных и денежных средств, необходимых для оказания помощи, социального содержания в связи с наступлением определенных событий или возмещения ущерба.

Застрахованные граждане по государственному социальному страхованию обеспечиваются:

1) выплатами, связанными с оздоровлением и санаторно-курортным лечение;

2) пособиями:

· по временной нетрудоспособности и болезни;

· беременности и родам;

· в связи с рождением ребенка, уходом за ребенком до трёх лет;

· безработице;

· на погребение

1) пособиями и компенсациями в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;

4) пенсиями по возрасту, инвалидности, потере кормильца, за выслугу лет.

В нашей стране система социального страхования в данный момент представлена двумя фондами: Государственным фондом содействия занятости и Фондом социальной защиты населения.

Средства ФСЗН состоят из обязательных взносов граждан и работодателей, добровольных пожертвований, доходов от коммерческой деятельности.

Тариф страхового взноса, который равен 35%, включает в себя 6% обязательных взносов на социальное страхование и 29% - на пенсионное. Такое деление объясняется динамической тенденцией в расходовании средств ФСЗН на выплату пенсий и пособий. Уплата этих взносов совершается единым платежом в размере 35% + 1% на пенсионное страхование с работающих граждан.

На сегодняшний день системы социального страхования наиболее развиты в странах Европейского союза.

Сегодняшняя система социальной защиты населения в государствах Европейского союза состоит из двух организационных форм: социальное страхование и социальное обеспечение, которое финансируется по средствам государственного бюджета. Благодаря этим двум формам происходит перераспределение почти 30% ВВП стран Европейского союза. Во всех государствах преобладают обязательные формы социальной защиты, за основу которых берётся социальное страхование.

При построении системы социального страхования в нашей стране, необходимо учитывать такие аспекты, как:

организация социального страхования в различных его формах, а также в сочетании этих форм;

увеличение участия граждан в уплате доли взносов на страхование относительно доли работодателя и государства;

Таким образом, сегодняшнее состояние белорусской системы социальной защиты благоприятствует возможностям использования удачных и эффективных примеров из опыта социально-экономических развитых стран. Исходя из этого дальнейшее исследование зарубежного опытам создания, формирования и плодотворного существования систем социального страхования является наиболее актуальным для Республики Беларусь.

Проведя анализ общего объёма социальных выплат 2010-2011 года, можно сказать, что выплаты населению в 2011 году увеличились, по сравнению с 2010 годом, и составили 33202,3 млрд. руб.

Что касается расходов, то можно сказать, что денежные расходы, включающие в себя расходы на пособия и пенсии, значительно увеличились в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 9143,6 млрд. руб.

После проведения анализа можно увидеть, что численность пенсионеров в данных годах не сильно колеблется.

А средний размер назначенных пенсий в 2011 году значительно увеличились, по сравнению с 2010 годом и сумма составила 940,4 тыс. руб. Это способствует улучшению уровня жизни населения Республики Беларусь и сокращения бедности.

В Республике Беларусь проблемы в области пенсионного обеспечения являются наиболее болезненными. Это объясняется тем, что уровень государственных пенсий не успевает за темпами инфляции, а уменьшение рождаемости и повышения числа пенсионеров еще более ухудшает положение дел.

Основными требованиями изменения и реформирования пенсионной системы в Беларуси являются:

создание надёжной финансовой основы для пенсионного обеспечения;

открытость и понятность проделываемых преобразований в данной сфере;

гарантированное обеспечение достойного уровня жизни всех лиц, которых затрагивает система пенсионного обеспечения.

Для приведения в жизнь данных требований министерство создало новую Концепцию пенсионного обеспечения, за основу которой взят принцип солидарности поколений.

Для выполнения данных требований необходимо решение некоторых задач, а именно:

определить необходимый круг лиц, которые будут иметь право на получение трудовой пенсии (т.е. тех лиц, которые производили выплаты страховых взносов или же за них производились данные выплаты);

закрепить фактический возраст выхода на пенсию (тут имеется ввиду постепенное увеличение пенсионного возраста, а также стимулирование более позднего обращения за получением пенсии после получения на нее права);

систематизировать процесс досрочного пенсионного обеспечения;

скорректировать процесс выплат пенсий в период работы граждан пенсионного возраста;

разработать необходимые критерии назначения размеров пенсий и процесс (механизм) их исчисления, отвечающие требованиям принципам социального страхования;

введение страхового механизма осуществления процедуры пенсионного обеспечения.

Предлагаемая реформа увеличит личную ответственность за обеспечение высокого уровня социальной защиты в преклонном возрасте. Переход на накопительную систему индивидуальных пенсионных счетов создаст реальные условия для смещения акцентов социальной политики с государственной поддержки на поддержку семьи, общественных организаций, а также создаст активную систему стимулов для индивидуального накопления и сбережения.

 


Список источников

социальный страхование выплата население

1. Теория финансов: Учеб. пособие / Н.Е, Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина и др.; Под ред. проф. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 351 с.

2. Колпина, Л.Г. Финансы и кредит: учеб. пособие для вузов / Л.Г. Колпина, Г.И. Кравцова, В.Л. Тарасевич; под ред. Л.Г. Колпина - Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. - 336 с.

.   Теория финансов: Учебное пособие/ Н.Е. Заяц, [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Заяц. - Мн.: Выш. шк., 2005. - 542 с.

.   Страховой рынок Республики Беларусь 2010 год / И.В. Мералякова, А.В. Недведский, Е.В. Вабищевич; под ред. И.В. Мералякова - 2011. - 89 с.

.   Социальное положение и уровень жизни населения: статистический сборник/ И.И. Коношонок; под ред. Е.М. Палковская, И.И. Коношонок, О.Д. Якимович - 2012. - 370 с.

.   Алешкевич, И.Н. Моделирование актуарной системы пенсионного и социального страхования в Республике Беларусь / И.Н. Алешкевич // Экон. и управ. - 2006. - №7. - С. 42-46.

.   Алешкевич, И.Н. Фонд социальной защиты населения: модель финансового обеспечения / И.Н. Алешкевич // Экон. и управ. - 2006. - №1. - С. 63-66.

.   Ананич, О. Проблемы социального страхования в Беларуси / О. Ананич // Директор. - 2004. - №5. - С. 27-29.

.   Громыко, Н.К. Тенденции социального реформирования в Республике Беларусь // Н.К. Громыко // Отдел кадров. - 2004. - №8. - С. 84-97.

.   Концепция реформы системы пенсионного, обеспечения в Республике Беларусь // НЭГ - 1997. - №20. - С. 18.

.   Роик, В.Д. Доктрины и концепции социального страхования / В.Д. Роик // Человек и труд. -2005. - №6. - С. 74.

.   Шуст, В. Социально значимые виды страхования: состояние и перспективы развития / В. Шуст // Финансы, учет, аудит. - 2004. - №4. - С. 12-13.

.   Страховое дело: учеб. пособие/ М.А. Зайцева [и др.]; под. ред. М.А. Зайцевой. - Минск: БГЭУ, 2001. - 286 с.

.   Даргель, О. Состояние пенсионного обеспечения и перспективы развития пенсионного законодательства в Республике Беларусь / О. Даргель // Юстиция Беларуси. - 2000. - №4. - С. 5-6.

.   Каменков, В. Социальная защита: взносы и санкции / В. Каменков, П. Черемисин // Директор. - 2005. - №9. - С. 10-11.

.   Писарчик, Л.Я. Проблемы социального страхования в Беларуси / Л.Я. Писарчик // Директор. - 2004. - №7. - С. 9-13.

.   Национальный статистический комитете Республике Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://belstat.gov.by/ - Дата доступа: - 19.10.2012

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...