Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическая сущность малого бизнеса




 

Малый бизнес - очень емкое понятие. Как следует из самого определения, «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.[19, стр.14].

Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии.

В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, являются:

численность персонала;

размер уставного капитала;

- величина активов;

объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

Поэтому для анализа малого бизнеса важно найти наиболее правильный метод подразделения предприятий на мелкие и крупные.

Существует много способов. Часто выделяют понятие монополии, а все, что не подходит под это определение, относят к мелкому предпринимательству. Понимая, что этого недостаточно, сравнивают обороты средств, объемы прибыли и продаж. В соответствии же с наиболее распространенной классификацией к малому бизнесу относят, как правило, предприятия с числом занятых от 1 до 500, где: от 1 до 20 - ремесленные; от 20 до 100 - малые; от 100 до 500 - средние предприятия. [2, стр. 9.].

Но часто, в зависимости от важности малого бизнеса в экономике страны, он самостоятельно разделяется на различные группы.

Что касается Беларуси, то к малым предприятиям относят предприятия с численностью занятых: в промышленности и на транспорте - до 100 человек; в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек; в сельском хозяйстве и научно производственной сфере - до 60 человек; в других отраслях общественной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании и розничной торговле - до 30 человек; в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек.

Приведем критерии отнесения предприятий к малому бизнесу, применяемые в странах с развитой рыночной экономикой. Итак, в Европейском сообществе с 1 января 1997 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей:

- количество занятых работников до 50 чел.;

годовой оборот менее 4 млн. экю;

сумма баланса менее 2 млн. экю.

При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел., как «весьма малые», до 99 чел., как «малые», от 100 до 499 чел., как «средние» и свыше 500 чел., как крупные. [5, стр. 27].

Рассмотрим, как относят предприятия к малым страны с развитой экономикой, и узнаем каков мировой опыт малого бизнеса. В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.

Согласно Закону «О компаниях», в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев: оборот не более 2,3 млн. экю; активы не более 1,5 млн. экю; средняя численность занятых до 50 чел. [6, стр. 34]. В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел, и ежегодным оборотом менее 250 млн. евро.

Мелкие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств. [6, стр. 20].

В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

• наименьшие - 1 - 24 занятых;

• малые - 25 - 99 занятых;

• промежуточные - 100 - 499 занятых;

• крупные - 500 - 999 занятых;

• крупнейшие - 1000 и более занятых. [7, стр. 14].

Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.

В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.

Сложилось ошибочное мнение, что малое предприятие - это не просто небольшое по численности или по объему продукции производство, но и совершенно новая структура, особый вид предприятия, основанного на специальной форме собственности. На самом деле термин малое предприятие определяет лишь количественные параметры, а формы собственности и организации хозяйственной деятельности при этом могут быть любые. Государственные, индивидуальные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, арендные предприятия, кооперативы - все это предприятия, и они могут быть малыми, если попадут под критерии малого предприятия.

Но в любом случае система градации фирм и их отнесение к разряду малых или средних является достаточно проблематичным, тем более что малым предприятием быть выгоднее, так как для него осуществляется практика государственной поддержки посредством льготных кредитов и государственных заказов.

По мере развития мелкого предпринимательства образуются различные формы организации частных фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства и корпорации.

Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных властей и зарегистрировать торговое имя. Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип - корпорации. Это организационная форма наиболее характерна для крупного и среднего бизнеса, хотя из общего числа всех корпораций, например в США, 98% - небольшие семейные фирмы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...