Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тенденции и перспективы развития рынка платежных карт




 

Банковская платежная карточка стала одним из самых популярных платежных инструментов в системе электронных банковских услуг. Ее применение позволяет снижать себестоимость оказываемых клиентам услуг, а также расширять их спектр. Кроме того, она способствует сокращению наличного денежного оборота, ускорению движения денежных средств между клиентами, пополнению ресурсной базы банков, расширяет возможности роста товарооборота и производства, повышает безопасность оборота денег в стране и платежную культуру граждан.

Банковские пластиковые карточки – не только сервис для населения, но и эффективный инструмент денежно-кредитной политики государства. Массовое использование безналичных расчетов на основе платежных карточек обеспечивает:

- дополнительное привлечение средств населения в банки, что увеличивает ресурсы банковской системы, являясь источником дополнительной прибыли. Система электронного перевода денежных средств способствует аккумулированию капитала и созданию потенциально мощного ресурса для роста экономики за счет перевода наличных денежных средств на счета в банки и формирование таким образом инвестиционных фондов невысокой стоимости;

- обслуживание потребительских сделок в безналичной форме, что ускоряет движение стоимости, облегчает учет движения средств, а, следовательно, возможности контроля, что способствует росту налогооблагаемой базы, уменьшению роли теневой экономики;

- увеличение масштабов потребительского кредитования населения;

- оптимальное сочетание функций обращения и сбережения, ритмизацию спроса средств на потребление и в стабильном во времени росте остатков средств на карт-счетах;

- оптимизацию обращения наличных денег и вкладов, делает структуры денежных агрегатов более стабильными. Поскольку отношение наличных средств к депозитам уменьшается, денежный мультипликатор увеличивается, но при этом эмиссия денег не происходит. Снижается спрос и затраты на наличные деньги и, в определенной степени, снижается потребность в дополнительной денежной эмиссии, уменьшается степень риска инфляции.

Расширение безналичных расчетов на основе платежных карт обеспечивает дополнительную устойчивость национальной денежной единицы и экономическую стабильность государства в целом. По некоторым подсчетам, сеть электронных платежей по сравнению с системами, основанными на бумажных носителях информации, способствует экономии издержек на уровне, равном 1 % ВВП в год. Этот уровень достигается за счет увеличения скорости обращения денег, уменьшения времени расчетов и снижения стоимости осуществления платежей. Так, в США экономия от применения электронных платежей составляет порядка 60 млрд долларов ежегодно, в Великобритании — 10 млрд долларов, в Беларуси она могла бы составить около 750 млн долларов [37].

В Республике Беларусь карточный бизнес является относительно молодым и развивающимся. Но, как показывает практика, платежной карточке в Беларуси понадобилось всего несколько лет, чтобы из сугубо имиджевого предмета, свидетельствующего о технологической продвинутости банка-эмитента, превратиться в инструмент предложения широкого спектра розничных банковских услуг. Национальный банк Республики Беларусь, понимая важность этого сегмента рынка для экономики страны, уделяет ему постоянное внимание. Создана необходимая нормативно-правовая база, принят ряд совместных с Правительством постановлений и программ.

И все же сегодня карточный бизнес в Беларуси развивается не так стремительно, как это возможно. Это объясняется множеством факторов, отрицательно сказывающихся на безналичных платежах в стране. Одной из самых больших проблем является то, что платежная культура населения республики пока находится на минимальном уровне. Огромная масса розничных платежей все еще осуществляется с использованием наличных денежных средств, несмотря на то, что активное использование банковских платежных карточек, электронных платежей и интернет-платежей позволяет снизить затраты, связанные с обслуживанием наличного денежного оборота, повысить скорость расчетов и уровень обслуживания населения.

Более половины держателей карточек до недавнего времени использовали их раз или два в месяц — для снятия наличных денежных средств в банкомате после зарплаты.

Еще одной проблемой, как показывает статистика, является то, что при существенном росте количества безналичных операций медленно растет их сумма. Количественный рост обеспечен за счет увеличения перечня услуг, которые можно оплатить при помощи карточки, однако этот перечень содержит, в основном, небольшие розничные услуги.

Предоставление населению возможности безналичной оплаты услуг с использованием банковских платежных карточек – наиболее развивающееся направление работы финансовых учреждений. Банками обеспечен прием платежей за коммунальные услуги, услуги мобильной и электрической связи, услуги Интернет-провайдеров, телевизионных каналов и других через банкоматы, инфокиоски, платежные терминалы, мобильные телефоны [37].

Отличительной особенностью рынка платежных карточек в Республике Беларусь является значительное превышение количества личных карточек над корпоративными. Рынок корпоративных карточек развивается, однако темпами значительно более медленными, чем рынок платежных карточек в целом.

В связи с этим было бы целесообразно осуществить ряд мероприятий:

- упрощение процедуры открытия карт-счета;

- внедрение корпоративных кредитных и дебетовых карточек с возможностью предоставления овердрафта по карт-счету;

- расширение перечня операций с использованием корпоративных карточек;

- расширение инфраструктуры по приему карточек к оплате за счет установки платежных терминалов в оптовых магазинах, базах и т.п.;

- повышение уровня знаний о корпоративных карточках работников банков, предприятий торговли и сервиса, клиентов.

Все эти мероприятия позволят активизировать рынок корпоративных карточек и сделать этот продукт востребованным в Республике Беларусь.

Быстрое распространение банковских платежных карточек, их превращение в массовый инструмент расчетов, неуклонный рост их популярности среди широких групп населения служит наглядным свидетельством того, что эта форма расчетов выгодна основным категориям участников системы.

Основные привлекательные черты для владельцев карточек заключается в следующем:

- удобство пользования;

- автоматическое предоставление банковского кредита;

- возможность отсрочить погашение долга;

- регулярное получение полной информации о произведенных операциях.

Для юридических лиц карточные расчеты имеют следующие преимущества:

- расширение продаж и привлечение новых покупателей;

- возможность предоставления кредита без использования собственных средств и ведение специальных систем учета;

- снижение риска благодаря замещению банковских чеков карточками.

Банки выступили инициаторами внедрения кредитных и других видов карточек, рассчитывая получить следующие выгоды:

- увеличение потребительских кредитов;

- расширение сферы деятельности банка на отдаленные районы;

- «перекрестная» продажа дополнительных продуктов и услуг владельцам карточек;

- получение дополнительного дохода в форме комиссионного вознаграждения и процентных поступлений.

К числу основных недостатков (в условиях Республики Беларусь) можно отнести два обстоятельства:

1) Недостаточно развитая сеть банкоматов и терминалов. Данное явление, конечно же, временное, и со временем проблема будет снята, однако, как мы установили в первой главе, карточка не является заменителем денег, а только средством для исключения наличности из операций купли – продажи. Следовательно, как бы ни была развита сеть технических средств для работы с пластиковыми карточками, для использования карточек все равно будет установлен предел использования в силу того, что карточка не может заменить наличные деньги там, где банкоматы просто не могут быть поставлены: в сельской местности, прежде всего, а также в других ситуациях, когда отсутствует специальная техника, либо энергия для ее работы.

2) Возможность подделки. Данная возможность существует везде, где речь идет о компьютерных технологиях. Следовательно, карточка затрудняет возможность незаконного использования денежных средств, но не исключает такую возможность полностью.

Кроме этих двух недостатков, существует еще возможность отказа техники, компьютерных сбоев и возможность перебоев с электроэнергией. Но в этих случаях владелец карты не теряет свои деньги безвозвратно, следовательно, такие возможности следует отнести скорее к возможным затруднениям использования, чем к крупным недостаткам.

В исследованиях Clobal Insight Inc., касающихся экономик развитых стран, отмечаются положительные моменты от применения электронных банковских услуг в макроэкономическом масштабе, способствующие повышению эффективности экономики и ее росту. Одним из них является увеличение расходов потребителей.

Так, на основе расчетов, проведенных Clobal Insight Inc., увеличение существующей доли электронных платежей в стране на 10% приводит к увеличению потребительских расходов на 0,5%.

Вторым положительным моментом является экономия издержек. По подсчетам той же организации, сеть электронных платежей по сравнению с системами, основанными на бумажных носителях информации, способствует экономии издержек на уровне, равном 1% ВВП в год. Этот уровень достигается за счет увеличения скорости обращения денег, уменьшения времени расчетов и снижения стоимости осуществления платежей. Так, в США экономия от применения электронных платежей составляет порядка 60 млрд долларов ежегодно, в Великобритании — 10 млрд долларов, в Беларуси она могла бы составить около 750 млн долларов.

Третьим неоспоримым преимуществом систем электронного перевода денежных средств является аккумулирование капитала и создание потенциально мощного ресурса для роста экономики за счет перевода наличных денежных средств на счета в банки и формирование инвестиционных фондов невысокой стоимости. Так, по данным американских экономистов, благодаря инвестиционной активности банков в США увеличение их ресурсной базы на 10% способствует росту ВВП в этой стране более чем на 1% в год.

Наиболее перспективным направлением дальнейшего развития карточного бизнеса является использование смарт-карт, или «электронных кошельков» в силу их автономии, что существенно затрудняет возможность подделки, т.е. повышает надежность использования. Но смарт-карты обладают несколько специфическими качествами, что отличает плюсы и минусы их использования от достоинств и недостатков использования обычных (магнитных) платежных карт.

Основными преимуществами этого вида платежных карточек по сравнению с их «магнитными собратьями» являются повышенная надежность и безопасность, многофункциональность, возможность ведения на одной карточке нескольких счетов. Существенный недостаток смарт-карточек, который до сих пор не удалось преодолеть, – их высокая себестоимость, значительно превосходящая стоимость платежной карточки с магнитной полосой. Стоимость смарт-карточек зависит от целого ряда факторов (объема памяти, мощности микропроцессора) и колеблется для тиража в миллион карточек от 0,6 до 9,5 долларов США.

Тем не менее, в начале 90-х годов рынок микропроцессорных карточек стал развиваться бурными темпами. Исследования, проведенные компанией Visa, показывают, что 82% владельцев платежных карточек не против использования смарт-карточек в качестве «электронного кошелька» и 42% опрошенных будут использовать эти карточки в качестве дополнения к уже имеющимся.

Однако в настоящий момент у финансовых институтов, которые активно работают в области смарт-технологий, возникает немало вопросов, однозначных ответов на которые в силу разных причин пока не найдено. К числу наиболее распространенных вопросов можно отнести следующие:

- насколько надежно защищена карточка с микросхемой от подделок?

- какие типы систем следует использовать для проведения взаиморасчетов – открытые или закрытые?

- насколько возможна (и целесообразна) полная замена наличности «электронными» деньгами?

- какой режим авторизации эффективней: он-лайн или офф-лайн?

- какой способ удобней – контактный или бесконтактный?

Появление этих и множества других вопросов, связанных с внедрением новой технологии, безусловно, объективный фактор и отражает высокий интерес к смарт-технологии, в свою очередь, связанный с возможностью перевести в безналичную форму рынок мелких платежей. Исследования компании Visa показали, что сегодня ежегодно около 2,0 трлн долларов во всем мире приходится на платежи до 10 долларов. Разумеется, в подавляющем большинстве случаев эти платежи осуществляются наличными деньгами. Естественно, в такой ситуации идея осуществления мелких платежей с использованием электронных дебетовых карточек выглядит более чем привлекательной, но организация такой системы даже в развитых странах наталкивается на весьма серьезные трудности, связанные, например, с проблемами коммуникаций. В этом случае вполне эффективным решением может быть использование смарт-карточек в качестве «электронных кошельков» в режиме off-line.

Для населения и сферы торговли (услуг) нашей республики банковские пластиковые карточки дело уже привычное, однако, не все могут извлечь из банковской карточки максимум комфорта. Между тем анализ зарубежного опыта показывает, что банковские карточки достаточно популярны среди населения, а платежные системы на их основе имеют высокую эффективность и доходность. Рынок банковских карточек в Беларуси еще молод, сравнивать его с развитыми рынками зарубежных стран довольно сложно. Формирование отечественного рынка происходит одновременно с широкомасштабными экономическими преобразованиями, в условиях социально-экономической неустойчивости, при существующих особенностях построения и функционирования национальной платежной системы, действующих традициях денежно-кредитных отношений и специфики внутреннего потребительского рынка.

Следует отметить, что для эффективного построения платежной системы на основе платежных карточек и успешного продвижения карточных продуктов необходимо наличие развитой инфраструктуры приема карточек к обслуживанию. Без создания и развития именно платежного пространства по карточкам невозможно сколь либо успешно строить свою деятельность в дальнейшем, в том числе и в сфере эмиссии карточек. Вместе с тем уровень развития инфраструктуры приема карточек к обслуживанию в республике существенно отстает от среднемировых показателей. Так, число банкоматов в республике чуть более трех тысяч, тогда как, например, в Эстонии – стране постсоветского пространства, где проживает всего 1,5 млн человек, на начало 2011 года подобных устройств было 4750 [44].

При развитой структуре электронных считывающих устройств естественно возникают возможности для мошенничества различного рода. Чаще всего электронные системы подвергаются «взлому» с целью изъятия хранящихся на счетах денежных средств. Следовательно, риск при осуществлении операций с банковскими пластиковыми карточками возрастает пропорционально уровню развития соответствующей инфраструктуры.

Однако, самой важной проблемой отечественной платежной системы является консерватизм мышления и сопутствующий ему скептицизм в отношении возможностей электронных платежных систем, основанный на традиционном недоверии к отечественной банковской системе, а также на появившемся в 2009 г. недоверии к национальной валюте, которое было прочно закреплено в 2011 г. Причины этого явления восходят еще к советской системе, однако, значительно важнее перспектива развития отношения граждан к карточным продуктам в частности и к банковской системе вообще. Понятно, что без соответствующих усилий банков и государства преодолеть такое отношение будет крайне сложно. При этом складывается впечатление, что в отдельных аспектах банки и государство сознательно усугубляют положение.

Например, если гражданин снимает с карт-счета наличные деньги и передает их другому гражданину, то эта операция совершенно бесплатна, однако, если он переведет ту же сумму тому же гражданину, но не лично а на его карт-счет, то банк возьмет за эту операцию 1,5%. Такое положение пониманию не поддается, поскольку банк сознательно снижает количество операций по карт-счетам, вынуждая граждан просто снимать наличные деньги с карт-счетов.

Процент по остатку на карт-счетах также не способствует увеличению остатка на счете. При этом проблема не решается, процент остается мизерным, однако планируется каким-то образом увеличить объем безналичных платежей. Постепенно он будет увеличиваться под влиянием развития экономической ситуации в стране, однако, при соответствующих усилиях, этот процент можно было бы поднять достаточно быстро.

Проблем привлечения клиентов на самом деле немало, но они небольшие и на них не принято обращать внимание. Хотя, когда речь идет об обслуживании физических лиц, то любая мелочь может иметь решающее значение:

- увидел человек очередь в кабинет, где оформляются пластиковые карточки и не стал стоять в очереди;

- позиционирует банк пластиковую карточку, как простой и легкий способ оплаты товаров, а в ближайшем к человеку магазине платежные терминалы отсутствуют и реклама «прошла» мимо;

- в рекламе гражданину пообещали оформить карточку легко и быстро, а на деле предложили заполнить кипу бумаг и гражданин не захотел терять столько времени;

- выдали человеку карточку на работе и перечислили туда его заработную плату, а ближайший банкомат в километре и гражданин стремится обнулить счет сразу после получения заработной платы, чтобы не возвращаться к банкомату еще раз;

- пришел человек за кредитом в банк, а ему отказали, хотя он имеет карт-счет и считает, что банк пользуется его деньгами и гражданин, после окончания срока платежной карточки не станет пролонгировать договор с банком.

И таких небольших, но для каждого отдельно взятого человека, решающих, вопросов очень много. Все это говорит о том, что отечественным банкам требуется изменять отношение к физическому лицу, проявлять к нему неподдельный интерес, бороться за его деньги, предлагать ему действительно выгодные условия их размещения или перечисления. Банкам необходимо договариваться с торговыми организациями о размещении платежных терминалов, поскольку в карточном бизнесе заинтересованы и торговые организации.

Заключение

 

Банковская платежная карточка является одним из наиболее популярных платежных инструментов в системе банковских услуг во всем мире. Ее применение позволяет снижать себестоимость оказываемых клиентам услуг, а также расширять их спектр. Кроме того, создание эффективной системы безналичных расчетов с использованием банковских платежных карточек способствует сокращению наличного денежного оборота, ускорению движения денежных средств между клиентами, пополнению ресурсной базы банков, расширяет возможности роста товарооборота и производства, повышает безопасность оборота денег в стране и платежную культуру граждан. Применение электронных банковских услуг в макроэкономическом масштабе в целом способствует повышению эффективности экономики и ее росту. Во-первых, это связано с увеличением расходов потребителей. Во-вторых, это связано с экономией издержек. Третьим преимуществом является аккумулирование капитала и создание потенциально мощного ресурса для роста экономики за счет перевода наличных денежных средств на счета в банки и формирование инвестиционных фондов невысокой стоимости.

Банковские платежные карточки можно клас­сифицировать по следующим основным признакам:

1) в зависимости от механизма расчетов;

2) в зависимости от владельца счета;

3)по типу платежной системы по виду платежной системы по валюте эмиссии;

4) по категории клиентуры, на которую ориентируется эмитент;

5) по способу записи информации на карту.

Основными операциями, совершаемыми с использованием банковских платежных карт являются получение наличных и оплата товаров и услуг в предприятиях торговли и сервиса. Помимо этого банковские платежные карты предоставляют клиентам большое количество сервисных услуг.

Следовательно, банковские платежные карточки обеспечивают определенные возможности и определенный уровень комфорта, как владельцу карточки, так и банку, что делает данный инструмент привлекательным и перспективным на рынке банковских услуг.

Национальная платежная система «БелКарт» вышла на первое место по количеству эмитированных в Беларуси платежных карт. К 2016 году, согласно утвержденной стратегии, «БелКарт» должна занять доминирующее положение на внутреннем рынке. Самым круп­ным банком-эмитентом в стране является ОАО «АСБ Беларусбанк», на долю которого приходится 49 % эмиссии карточек. Также лидирующие пози­ции по эмиссии карточек занимают ОАО «БПС-Сбербанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белинвестбанк» и «Приорбанк» ОАО. При этом наибольший прирост карточек «БелКарт» при одно­временном уменьшении карточек международных платежных систем наблюдался у ОАО «АСБ Беларусбанк». В 2012 году банки практически свернули при­сутствие карточек частных платежных систем на «карточном» рынке Республики Беларусь.

В 2012 г. развитие рынка банковских платежных карточек было продолжено практически по всем направлениям: продолжился рост общего количества эмитированных карточек. Некоторое снижение их количества в первом — втором квартале 2012 г. компенсировано в третьем квартале и в итоге наблюдается рост. Соотношение структуры карточек по платежным системам сохраняется: 40 % — национальная платежная система, 60% — международные платежные системы.

Также наблюдается рост инфраструктуры обслуживания банковских платежных карточек, причем в 2012 г. банки делают упор на развитие именно платежных терминалов, количество которых значительно возросло. В то же время количество пунктов выдачи наличных средств увеличилось незначительно.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что в Республике Беларусь банковская платежная карточка все больше служит именно платежным средством, а не инструментом снятия наличных с карт – счета.

По ЗАО «МТБанк» общее количество карточек увеличилось на 14508 штук, темп роста составил 126,0 %. Преобладают карточки VISA Electron и VISA /Maestro, открытые к зарплатным счетам. Они составляют 98,6 % от общего количества карточек в обращении по банку.

В 2011 г. основную нагрузку по безналичным платежам приняли на себя банкоматы — 42,6 %. Инфокиоски занимают вторую позицию — 35,8 %. В 2012 г. структура безналичных платежей в банке немного изменилась. Доля банкоматов увеличилась до 45,3% и снизилась доля платежей, проводимых через инфокиоски до 32,9%. Также увеличилась доля платежей через Интернет - банкинг — с 7,6 % до 10,5 %. Наблюдается снижение доли оплаты товаров через ПТС — всего 4,09 % (в 2011 г. — 6,03 %). В 2012 г. структура безналичных платежей в банке немного изменилась. Доля банкоматов увеличилась до 45,3% и снизилась доля платежей, проводимых через инфокиоски до 32,9%. Также увеличилась доля платежей через Интернет - банкинг — с 7,6 % до 10,5 %. Наблюдается снижение доли оплаты товаров через ПТС — всего 4,09 % (в 2011 г. — 6,03 %).

Прямые затраты за 2011 г. увеличились в 2,2 раза, за 2012 г. прирост составил 32,6 %. Прирост доходов составил только 81,6 % в 2011 г. и 42,2 % в 2012 г. Рост расходов во многом происходит благодаря росту заработной платы, которая увеличилась (с отчислениями) за 2011 г. в 2 раза, а за 2012 г. на 25,0 % (при сокращении численности работников в 2 раза), которые банк не может полностью контролировать.

В 2010—2011 гг. прибыль по операциям с банковскими пластиковыми карточками составила 2,2 млн руб. и минус 2,7 млн руб. соответственно. Причиной получения убытка в 2011 г. является финансовый кризис, в результате которого многие банковские операции перестали быть рентабельными при прежних условиях их осуществления. В 2012 г. прибыль составила 0,7 млн руб. В сущности банк работает только на покрытие расходов по данным операциям, однако, их эффективность можно оценивать не только по получению прибыли / убытка от комиссионных доходов, но также и по уровню привлеченных средств.

Необходим качественно новый уровень работы по дальнейшему вовлечению населения страны в сферу безналичных расчетов при активном участии всех заинтересованных сторон (банков, организаций торговли (сервиса), в том числе за счет системы мероприятий по стимулированию использования населением банковских платежных карточек в безналичных расчетах, регулярного проведения широкомасштабных социальных рекламных кампаний, направленных на привлечение внимания общественности к государственной значимости безналичных платежей.

Развитие технической инфраструктуры применения карточек на предприятиях торговли (сервиса) как одного из наиболее важных направлений совершенствования системы безналичных расчетов по розничным платежам необходимо осуществлять следующими путями:

– использование различных методов финансирования закупок и установки платежных терминалов на предприятиях торговли (сервиса): приобретение банками и передача платежных терминалов в аренду, установление платежных терминалов предприятиями торговли (сервиса) за свой счет, выполнение работ по закупке и установке терминалов банками и предприятиями торговли (сервиса) на долевых началах;

– ускорение работ по организации в Республике Беларусь собственного производства заготовок микропроцессорных карт, а также необходимых технических средств (платежных терминалов, информационных киосков и т.д.);

– рост количества объектов инфраструктуры "двойного применения", позволяющей проводить на одном объекте инфраструктуры операции с карточками различных систем расчетов.

Основная тенденция развития карточных продуктов — качественное развитие. Количественно население Республики Беларусь карточками обеспечено. Основной задачей банков в среднесрочной перспективе является удержание привлеченных средств на карт-счетах. В настоящее время эти средства достаточно быстро снимаются или используются в безналичном порядке. Рост остатков на карт-счетах происходит только за счет роста заработной платы, накопление отсутствует. Начисленная заработная плата достаточно быстро уходит с карт-счета.

Следует отметить, что банки сами создают условия, которые не способствуют задержке средств на карт-счетах — процент за остаток, если и начисляется, то представляет собой доли процента, что, безусловно, не способствует их накоплению.

В отношении юридических лиц также имеются определенные перспективы, поскольку корпоративные платежные карточки обладают достаточно большим потенциалом для проведения безналичных платежей, в том числе в иностранной валюте. Для этого необходимы некоторые изменения в законодательстве, которые могут быть инициированы банками. Банки, в свою очередь, заинтересованы в переводе части безналичных расчетов в область платежных карт, что позволит удешевить проведение безналичных расчетов как в конкретном банке, так и в целом по банковской системе.

Основной задачей банков в среднесрочной перспективе является удержание привлеченных средств на карт-счетах.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...