В каком обществе появляется возможность следить за каждым и становится актуальным право на неприкосновенность частной жизни и автономию личности
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Для какого общества характерны такие этические нормы как:
Время-деньги, спасение души можно заработать трудом, кредит-мерило добродетели, профессиональный долг, качественное потребление, чистота тела.
Найдите общую черту: И традиционное и индустриальное общества характеризуются:
А) низкой социальной мобильностью Б) преимущественным развитием промышленности В) сословным типом социальной стратификации Г) наличием института государства
Традиционное общество в отличие от индустриального:
А) имеет классовое расслоение Б) является открытым В) опирается на религию и церковь Г) поддерживает науку как социальный институт
В стране С. произошла промышленная революция, в результате которой многократно увеличилась численность промышленного пролетариата. Рабочие боролись за свои права и добились всеобщего избирательного права и целого ряда других прав и свобод личности. А) Предположите, к какому типу относится описанное общество. Б) Назови два признака, по которым это можно определить из текста и два,которых нет в тексте.
Сформулируйте духовные, социальные, экономические, экологические проблемы, которые возникли в индустриальном обществе. Решены ли они в настоящее время? Если нет,то какие пути решения есть и почему возникли препятствия в решении?
Прочтите отрывок из книги современных американских социологов П. Бергера и Б. Бергер «Социология: автобиографический подход». ...Язык является фундаментальным институтом общества... это первый из институтов, с которым индивид сталкивается биографически, потому что все другие институты, каковы бы ни были их разнообразные цели и характеристики, выстраиваются на основополагающих регуляторных паттернах (образчиках) языка. Государство, экономика, образовательная система и какие угодно другие системы зависят от лингвистического сооружения классификаций, понятий, императивов для действий индивидов, т. е. они зависят от мира значений, который был сконструирован средствами языка, и могут продолжать свое существование только с помощью языка.
Итак, язык — это первый институт, с которым сталкивается индивид. Это утверждение может вызвать удивление. Если спросить о первом институте, который переживает ребенок, читатель, вероятно, подумал бы прежде всего о семье. Он опять же до известной степени прав. Для огромного большинства детей первичная социализация имеет место в контексте конкретной семьи, которая, в свою очередь, является одним из случаев более обширного института родства в данном конкретном обществе. И, конечно же, семья является важным институтом. Но ребенок об этом не знает. То, что он фактически воспринимает и испытывает, — это его родители, братья и сестры, возможно, другие родственники, которые находятся вокруг него в это время. Только позднее он узнает, что эти конкретные индивиды и то, что они делают, — это один из случаев гораздо более крупной социальной реальности, известной как семья. Предположительно это понимание придет, когда ребенок начнет сравнивать себя с другими детьми, но едва ли это произойдет в младенчестве. С другой стороны, язык очень рано приходит в столкновение с ребенком в своих макросоциальных аспектах. Начиная с очень ранней стадии, язык указывает на более обширную реальность, которая лежит за пределами микромира непосредственного опыта ребенка. Именно с помощью языка ребенок получает сведения о широком мире «снаружи», мире, который опосредуется окружающими его взрослыми, но который в значительной мере превосходит их.
Личностно-ориентированная социология.—М., 2004.—С. 93—94. 1) Какие социальные институты упоминаются авторами в этом отрывке? 2) С каким другим социальным институтом авторы сравнивают язык? Какие выводы делают из этого сравнения? 3) Каковы, на взгляд авторов, основные функции языка как социального института?
12. Выберите из перечисленных ниже характеристик те, которые отражают свойства любой системы: б) наличное состояние позволяет точно определить последующее; в) постоянный обмен веществ с внешней средой; г) наличие взаимосвязанных элементов; д) несводимость целого к сумме частей, е) появление у целого свойств, отсутствующих у отдельных компонентов.
13. Соотнесите общественные институты и сферы жизни общества.
Есть ли в перечне институтов те, которые вы хотели бы отнести к нескольким сферам общественной жизни? Назовите их. Чем можно объяснить отсутствие жесткого соответствия сфер и институтов общества?
3. Развитие общества
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «прогресс». Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Реформа — это определённая степень усовершенствования в какой-либо сфере жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы. (2) По мнению большинства исследователей, реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными (реакционными). (3) С точки зрения советской исторической науки, поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результаты реформ всегда ниже ожидаемого. (4) Однако степень реформаторских преобразований, на наш взгляд, может быть очень существенной, даже изменять общественный строй.
Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. «(1) прогресса французские просветители видели в развитии человеческого (2), в распространении (3). Столь оптимистический взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривал прогресс в переходе от одной общественно-экономической (4) к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной (5), рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом (6), т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному». Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. А) стабилизация Б) модернизация В) разум Г) формация Д) просвещение Е) критерий Ж) цивилизация И) структура
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|