Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проектная деятельность по методике «Исследовательская работа учащихся в группах».




(Шломо Шаран. Университет Тель-Авива, 1976 г.) [39, 40].

Учащиеся работают либо индивидуально, либо в группах до 6 человек Группа выбирает подтему общей темы и разбивает на отдельные задания для каждого ученика. На основе дискуссии и обсуждения в группе составляется общий план действий и проектная карта, которые и подлежат презентации на уроке.

Обратимся к условиям организации проектной деятельности на уроках технологии с подростками-учащимися средних классов.

Учащиеся организуются в группы для работы над учебным материалом. Основной принцип деления: по направлениям прикладных видов деятельности. Каждый ученик (или несколько учеников) имеет одно задание, являющееся подзаданием большой темы, над которой работает вся группа. В роли отдельного задания может выступать один из этапов выполнения проекта. Так, разработкой отдельных моментов технологической карты одновременно могут заниматься несколько учащихся. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания.

При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. Затем каждый ученик обучает остальных членов группы всему новому, что узнал сам.

Учитель контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения между учащимися, способ оказания помощи друг другу. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. Изделие может выполнятся одно на всех, а может быть каждого индивидуальным при групповой исследовательской разработке теоретической части творческого проекта.

На основе дискуссии и обсуждения в группе составляется общий доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.

Папка, содержащая творческий отчет при выполнении самостоятельных изделий, может быть у каждого индивидуальной, а может быть и совместной (при выполнении общей практической работы).

Одна из опасностей, которая поджидает педагога, - это превращение проекта по технологии в реферат. Во избежание этого, сложность выполняемого изделия и объем исследовательской работы должны быть прямо пропорциональными количеству участников творческого проекта.

Самое сложное при введении в учебный процесс творческих проектов - организация этой деятельности, а особенно - подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему или несколько тем, которые будут «вынесены на проектирование». Далее необходимо сформулировать определенное количество как индивидуальных, так и групповых тем, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта.

Четкость организации коллективной проектной деятельности на уроках технологии определяется четкостью и конкретностью постановки цели, определения планируемых результатов, выяснением исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов, алгоритм проектирования [21, 75].

Необходимо организовывать работу так, чтобы школьники учились:

намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

искать пути их решения, выбирая оптимальный путь (может быть, при наличии альтернативы);

осуществлять и аргументировать выбор;

предусматривать последствия выбора;

действовать самостоятельно (без подсказки);

сравнивать полученное с требуемым;

корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;

объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

Работа над проектами позволяет формировать некоторые важные личностные качества: умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.

Учащиеся должны собранную и переработанную информацию представить в виде, удобном и доступном к потреблению представителями той же возрастной группы, к которой относятся и сами авторы проекта.

Проект - это результат скоординированных совместных действий учителя и учащихся. Работа над проектом проходит поэтапно. Деятельность участников проектирования на разных этапах, очень кратко можно пояснить с помощью следующей таблицы.

 

План проектной деятельности учащихся и учителя на разных этапах работы

Учитель Учащиеся

1 этап - поисковый (погружение в проект)

Формулирует: Осуществляют:
1) проблему проекта; 1) личностное присвоение проблемы;
2) сюжетную ситуацию; 2) вживание в ситуацию;
3) цель и задачи 3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач

2 этап - конструкторский (организация деятельности)

Организует деятельность - предлагает: Осуществляют:
4) организовать группы, распределить амплуа в группах; 4) разбивку на группы, распределение ролей в группе;
5) организовать поиск различных идей и вариантов 5) поиск оптимального решения задачи проекта (рассмотрение различных идей и вариантов);
6) выбрать наилучший вариант (идею) 6) выбор лучшего из них на основе имеющейся материально-технической базы, экономических расчетов, экологической оценки и других факторов;
7) спланировать деятельность по решению задач проекта; 7) планирование работы;
8) подобрать материал и инструменты для решения задачи проекта 8) подбор материалов и инструментов;
9) пути нахождения недостающих знаний; 9) «добывают» недостающие знания;
10) возможные формы презентации результатов. 10) выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

3 этап - технологический (осуществление деятельности)

Не участвует, но: Работают активно и самостоятельно:
11) консультирует учащихся по необходимости; 11) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща;
12) ненавязчиво контролирует; 12) консультируется по необходимости;
13) репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. 13) подготавливают презентацию результатов.

4 этап - заключительный (презентация)

Принимает отчет: Демонстрируют:
14) обобщает и резюмирует полученные результаты; 14) понимание проблемы, цели и задач;
15) подводит итоги обучения; 15) умение планировать и осуществлять работу;
16) оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др.; 16) найденный способ решения проблемы;
17) акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе, на общий результат и др. 17) рефлексию деятельности и результата.

 

В основе проектной деятельности на уроке технологии лежит творческая задача интеллектуально-практического характера. Данное определение говорит о том, что при выполнении проекта у учащегося должны развиваться как умственные способности, в частности техническое мышление, так и практические умения и навыки.

Без постановки перед учащимися проблемных заданий проекты теряют свою роль как средства развития творческих способностей учащихся.

Какими же внутренними критериями должен руководствоваться учитель при выборе тем проектов? Вот главнейшие из них:

1. Достаточно ли мотивированы дети к выполнению проекта?

2. Таит ли он в себе возможность успешного осуществления?

.   Присуща ли ему способность пробудить в детях другие виды активности, то есть повлечь за собою другие проекты?

Помимо основной функции - помощи детям в свободном выборе проекта - существует целый ряд других: помощь детям в планировании проекта, практическом его осуществлении и, далее, в критике конечных результатов, т.е. планирование, выполнение, критика - все это должно быть делом самих детей, а не являться результатом какого-либо плана, прекрасно проработанного учителем. К чему же сводится, в итоге, учительская помощь? Прежде всего, к следующему:

1. снабжению детей всякого рода материалами, справочниками, инструментами и пр.;

2. обсуждению различных способов преодоления возникших затруднений путем косвенных, наводящих вопросов;

.   одобрению или неодобрению различных фаз рабочей процедуры.

Необходимо обеспечить поле для самостоятельной деятельности учащихся, создать условия для творчества уже в самом начале. Каким образом? До начала работы учащихся над проектом учитель проводит большую подготовительную работу. Ее можно обозначить как этап предварительной подготовки [24,47].

Если рассматривать тематику проектных заданий в целом, то она может быть достаточно широкой практически по каждому разделу технологии.

Естественно, что не каждый школьный класс способен сам выбрать тему проекта. В связи с этим у учителя должен формироваться «банк проектов» - перечень возможных проектных заданий для учащихся конкретных лет обучения. В помощь учащимся в работе над проектом в учебной мастерской необходимо оборудовать «Уголок проектанта», где могут быть размещены следующие материалы

Уголок проектанта

§ Банк проектов (тематика проектов)

§ Образцы выполнения проектов, включая изготовленные школьниками изделия.

§ Памятка учащемуся (анализ этапов проектирования)

§ Оформление проектного дневника (пояснительной записки)

§ Алгоритм самоанализа проектной деятельности

§ Виды презентации проекта

§ План выступления на защите проекта

§ Критерии оценки проекта

При организации проектной деятельности, возникает вопрос: как и когда ее осваивать: в отведенную в программе 4-ю четверть или параллельно с другими темами и педагогическими технологиями?

Конечно, 4 четверть для проектной деятельности, казалось бы, более предпочтительна. Но конец года чаще всего не позволяет качественно провести защиту проекта и представить результаты проектирования. Ведь важен не только процесс выполнения проекта, но и результат, представленный «публике». Думается, что этот вопрос учитель должен определить для себя сам.

Невозможно заставить детей работать над проектом, если они не знают, о чем идет речь, как приступить к работе. Поэтому в 5 классе целесообразно проводить ознакомительный урок по теме «Что такое проект?» и обязательно знакомлю учащихся с типологией проектов, которую предлагает нам профессор Е.С. Полат. В классах, где школьники только знакомятся с учебным проектированием, целесообразно планировать коллективные небольшие по объему проекты, сфокусированные на отдельных этапах проектирования. В этом случае все учащиеся выполняют проект по одной теме, выбирая свой вариант конструкции, формы, отделки изделия. По мере овладения школьниками проектировочными и технологическими знаниями и умениями нужно увеличивать число групповых и индивидуальных проектов, постепенно усложняя их и повышая долю самостоятельной работы.

Работа над проектами действительно помогает учащимся быть самостоятельными, развивать практические умения и навыки, критическое мышление.

Таким образом, методика преподавания технологии предлагает нам такие виды проектов, как «Исследовательская работа учащихся в группах» и «Учимся вместе». Для проекта на уроке технологии характерны: взаимозависимость учащихся в процессе деятельности и общения; личная ответственность каждого члена коллектива за собственные успехи и успехи своих товарищей; совместная творческая, производительная, познавательная и прочая деятельность учащихся; реализация социализирующих функций; общая оценка результатов коллективного проекта, которая складывается из оценки особенностей общения учащихся и академических результатов.

Организация проектной деятельности на уроке технологии предполагает осуществление следующих этапов: поискового, конструкторского, технологического, презентационного.

Реализация проектов на уроках технологии предоставляет учащимся возможность совершенствовать свои практические умения и навыки, совершенствовать коммуникативные способности, осуществлять рефлексию по отношению к выполненной деятельности.

 

2.2
Организация проектной деятельности на уроках обслуживающего труда в 5-7 классах общеобразовательной школы

 

Подготовка к проектной деятельности может начинаться с выполнения на уроках технологии мини-проектов, при реализации которых проектная деятельность встраивается в обычных урок технологии. Мини-проект может быть выполнен довольно быстро. Он должен быть оригинальным по содержанию, создавать «ситуацию успеха», и в то же время содержать в себе хотя бы основные характеристики и этапы проектной деятельности.

Примером такого «вводного» мини-проекта может быть работа на тему «Изготовление новогодней елочки из старых джинсов». Выполнение этой работы стимулирует творчество, изобретательность, развивает фантазию у детей, мелкую моторику рук.

Мини-проекты должны включаться в различные темы и реализовываться в разных разделах программы.

Примеры мини-проектов для 5 класса:

 

Раздел программы Название проекта Компоненты проектирования Конечный результат Примечание
Кулинария «Витаминный салат» Постановка задачи, исследование (анализ литературы, анализ пищевой ценности овощей), схема технологии приготовления. Приготовление блюда. Самооценка устно при защите проекта. Кулинарный конкурс Групповой проект. Дизайн-папка разрабатывается одна на группу, кулинарное блюдо тоже одно.
Лоскутная пластика «Кухонный набор» Потребности и проблемы, постановка задачи, исследование цветовой гаммы, материалов. Разработка требований. Составление плана изготовления. Выполнение. Самооценка. Защита проекта. Выставка работ Групповой проект. Дизайн-папка разрабатывается одна. Изделий изготавливается столько, сколько человек в группе. Изделия должны иметь стилевое единство.
Моделирование фартука «Модный фартук» Потребности и проблемы, постановка задачи, исследование рынка, исследование мнения людей. Первоначальные идеи, выбор лучшей, проработка выбранной идеи. Моделирование. Самооценка. Защита. Выставка работ Индивидуальный проект.

 

В четвертой четверти организуется проектная деятельность, которая занимает несколько уроков. В качестве примера приведем методическую разработку проекта «Лоскутная техника - против загрязнения окружающей среды».

Учащиеся (девочки) разбиваются на группы по три человека.

Продолжительность проектной деятельности - 10 уроков.

Дидактической целью является формирование в учащихся компетентности в сфере конкретного вида деятельности (лоскутная техника), выстраивание тематической взаимосвязи (лоскут - сервировка стола), интеграция с экологией. Развитие самостоятельной познавательной деятельности.

Методические задачи:

- формирование представлений о значении сервировки стола на усвояемость пищи, способствующей лучшему пищеварению;

разработка и изготовление изделий для сервировки стола;

закрепление навыков соблюдения правил техники безопасности при работе иглой, ножницами, крючком, на швейной машине.

Проблема: потребность в рациональном использовании отходов становится с каждым годом все более актуальной. Это связано не только с экономией ресурсов, а и с глобальным загрязнением почвы и водоемов бытовыми отходами.

Оборудование: лоскут, швейные машины, крючок.

Продукт: изделия в технике тканевой аппликации: скатерть, сервировочные салфетки.

Ход проекта (по урокам)

I этап (поисковый)

-2. Обсуждение проблемы, формулирование проблемных вопросов:

Как можно сократить количество текстильных отходов?

Как условия приема пищи влияют на ее усвояемость?

Формирование групп для работы над проблемными вопросами, проведения исследований и определение формы представления результатов.

Учащиеся делятся на группы по 3-4 человека, выбирают вопрос, над которым хотели бы поработать и по которому должны провести исследование, а также выбирают форму представления результатов исследования, заполняют листы планирования своей предстоящей деятельности.

II этап (аналитический)

-4. 1) Обсуждение с учениками возможных источников информации.

Информацию по заданным вопросам можно найти в книгах из домашней или школьной библиотек, в Интернете или мультимедийной энциклопедии, в средствах массовой информации, в журналах (каких?). Можно провести интервью (с кем?), организовать опросы (кого?) и т.д.

) Самостоятельная работа групп.

Поиск информации по проблемным вопросам, ее систематизация, оформление полученных данных.

III этап (практический)

-8. 1) Практическая работа по изготовлению продукта проектной деятельности.

) подготовка доклада по проблемному вопросу.

IV этап (презентационный)

-10. 1)Подготовка учащимися презентации о проделанной работе.

Форма презентации любая: доклад с иллюстрациями, издание информационного бюллетеня, выпуск газеты, оформление папки и др. (Приложение 3).

)Защита полученных результатов и выводов.

) Оценивание школьниками и учителем. (Приложение 4)

Приложение 1

Карточки-задания группа №1.

Как условия приема пищи влияют на ее усвояемость?

Найти ответы на вопросы:

. Когда появились предметы сервировки? Почему это стало необходимо?

. Какие виды сервировок стола существуют?

Вывод:__________________

группа №2. Как можно сократить количество текстильных отходов?

Найти ответы на вопросы:

. Какие полезные для дома вещи можно изготовить из лоскута?

. Составьте технологическую карту на изготовление изделия в технике тканевой аппликации.

Вывод:__________________

Приложение 2

Лист планирования

Имя (имена):

Тема:

Основополагающий вопрос:

Проблемный вопрос:

Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:

 

№ этапа Название этапа Вид деятельности учащихся
     

 


Источник информации:

Форма защиты:

Приложение 3

Подготовка к защите (работа всей команды)

подготовка устной презентации проекта (слайды, видеофильм)

подготовка команды для ответа на вопросы оппонентов

создание папки документов (портфолио), в которой полно и доказательно представлена работа над проектом.

Приложение 4

Критерии оценки доклада по выполненной работе

. Соответствие содержания доклада проделанной работе.

. Умение объяснить научные основы работы, самостоятельность выполнения.

. Качество изделия.

. Практическое использование изделия.

. Качество записей и наглядный материал.

. Использование знаний из других учебных предметов.

. Ответы на вопросы.

. Полнота знаний по технологии.

. Оригинальность решения проблемы.

. Культура речи.

Описанный проект рассчитан на целую четверть. Некоторые проекты могут быть выполнены за 2-6 уроков. Примеры таких проектов: «Моделирование юбки», «Диванные подушки», «Салфетка в лоскутной технике», «Платье», «Лоскутный мячик» и др. Все сделанные своими руками вещи легко находят свое место в быту. В ходе проектирования (по И.Д. Чечель) самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда». Для ученика же трудностями могут быть: а) постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач; б) поиск пути их решения; в) осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив; г) аргументация выбора; д) сравнение полученного результата с требуемым; е) корректировка (при необходимости) результата; ж) объективная оценка самой деятельности и другие позиции.

Возможности и условия организации проектной деятельности на одном уроке ярко презентуются в открытом уроке в 6 классе «Организация праздника «День рождения».

Помимо конкретных целей, характерных для данного урока, можно говорить о реализации на нем следующих целевых установок, действующих «на перспективу»:

.   Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:

·  через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока),

·  через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

.   Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Как известно из практики, в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, и, в случае несогласия, уметь конструктивно (т.е. с желанием использовать позитив, а не разрушить) критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения.

.   Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).

Указанные цели достигаются через особую организацию образовательного пространства, влияющую на разные аспекты и стороны личности, создавая условия для появления у нее мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной «Я-концепции» («Я могу» - «Я хочу» - «Я нравлюсь» и т.д.), для освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира (процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др.).

Проектное обучение ориентируется на личность обучаемого. Одним из показателей развития личности выступает овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр. Но наиболее существенным становится появление потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений. При таком подходе оценка результативности проекта может осуществляться следующим образом:

·  критерием овладения мыслительными операциями может быть деятельность учащихся по созданию и защите проекта;

·  критерием развития эмоционально-образной сферы может быть комфортность учащихся в образовательном пространстве, их увлеченность и интерес в работе над проектом;

·  критерием развития деятельностной сферы может быть умение осуществлять деятельность в нетиповой, нестандартной ситуации, в ситуации интеграции знаний разных предметных областей;

·  критерием развития потребностно-мотивационной сферы может быть стремление учащихся и далее участвовать в подобных проектах, мотивы к личностному росту и овладению продуктивными типами деятельности.

Как показывает анализ нашей практической работы, необходимо создать особое пространство взаимоотношений, обеспечивающее деятельность и учителя, и ученика. В образовательном пространстве, моделируемым с помощью организации проектной деятельности, нет скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания «палки» - двойки и желания увернуться от нее. Здесь ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то теоретическое затруднение или проблема формирования практического навыка. Ученик открывает мир для себя и себя в этом мире. Педагог, таким образом, ведет учащегося по пути субъективного открытия, управляет проектной деятельностью учащегося, в которую составными элементами входят и проблемно-исследовательская, и деятельностная, и рефлексивная, и коммуникативная, и самоопределенческая, имитационного моделирования и другие

Раскрывая функции проектной деятельности можно определить, какие именно способности он развивает у учащихся:

·  самоопределенческая - способность к самостоятельному и обоснованному выбору, самоопределению в целях деятельности, способах и средствах, путях решения и т.д.;

·  коммуникативная - способность к общению, диалогу, конструктивной критике и поиску решения;

·  имитационного моделирования (игровая) - способность решать жизненно важные проблемы;

·  проблемно-поисковая - способность решать проблемы и проблемные ситуации;

·  деятельностная - способность быть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять черты конечного результата, проектировать, как и с помощью чего можно достичь цели;

·  рефлексивная - способность к анализу и самоанализу после совершенной деятельности.

Если под способностью понимать владение обобщенным способом деятельности (это не психологическое, а методологическое определение), то, следовательно, для успешного выполнения проектной деятельности важно овладеть вышеназванными видами деятельности - как по отдельности, так и в их комбинациях. Если этого добиться, то потенциально могут меняться все психические функции ребенка: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, воля, мышление, отдельные личностные качества (например, ответственность, самостоятельность и другие), хотя практически развиваются наиболее полно те, под которые целенаправленно организуется определенный педагогический процесс. То есть для развития каждой из сторон или качеств личности, каждого типа способностей (и адекватных им видов деятельности) необходимо проектировать строго определенный образовательный процесс, приводящий к усилению (появлению) желаемого новообразования в личности обучаемого. В обычной практике это часто остается «за кадром», между тем, необходимо четко выделять для себя именно аспект педагогического воздействия, а не работать «вообще хорошо». Проектный подход позволяет успешно решать данную задачу.

Характеристики проектной деятельности таковы:

·  образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

·  комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных функций ученика, освоению им необходимых типов деятельности;

·  глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;

·  гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.

По отношению к групповым проектам можно добавить следующие правила успешности проектной деятельности:

·  В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

·  Команды не соревнуются.

·  Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.

·  Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

·  Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».

·  Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

К списку правил работы внутри группы при системном использовании педагогом проектного метода хотелось бы добавить важность ротации - перемещения членов команды по разным позициям в процессе получения результатов по проектам. Например, освоение позиции докладчика во время презентации проекта, главного оформителя проектной документации, аналитика собранных материалов, составителя портфолио-папки документов, сопровождающих проект и др. Это обусловлено тем, что дети часто не знают до конца собственных возможностей, не верят в свои потенциальные резервы: быть успешными в разнообразных видах деятельности, сопутствующих проекту. Это положение касается различных этапов реализации проекта: от формулирования замысла, идеи, детального плана проекта до реализации, осуществления проектной деятельности и рефлексии как полученных результатов, так и собственной деятельности.

Важным методическим аспектом практической деятельности является организация оценивания проектных работ.

Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного ответа на следующие вопросы:

Предполагается ли включение самооценки участников проекта в общую оценку проекта?

Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и т.д.)?

Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10) и доступности для учащихся.

Критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты.

Приведем возможные перечни критериев оценки проектных работ:

Вариант1.

1) самостоятельность работы над проектом;

) актуальность и значимость темы;

) полнота раскрытия темы;

) оригинальность решения проблемы;

) презентация содержания проекта;

) использование средств наглядности, технических средств;

) ответы на вопросы.

Вариант2.

1) важность темы проекта;

) глубина исследования проблемы;

) оригинальность предложенных решений;

) качество выполнения продукта;

) убедительность презентации.

Ваши варианты…

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...